«Славянский базар-2024»: что осталось за кадром
Руководитель дирекции «Славянского базара» Глеб Лапицкий поделился итогами очередного фестиваля, проходившего в Витебске с 9 по 15 июля.
— Чем запомнился «Славянский базар» в этом году?
— Более семи тысяч участников было аккредитовано, это полный рекорд за все 33 года существования фестиваля, 42 страны приняло в нем участие, более 11 миллионов просмотров мы получили на ресурсах онлайн-освещения, четверть миллиона просмотров нашего сайта, 120 стран мира, которые посетили сайт «Славянского базара».
Необходимо сказать о том, что есть цифры и неофициальной статистики. Например, более ста единиц транспорта, обслуживающего фестиваль, проехало за это время более 120 тысяч километров. Получается, вместе со «Славянским базаром» мы трижды обошли землю.
Три тысячи расселений в нашем жилищном фонде. А наша служба даже похудела на 33 килограмма.
Поэтому фестиваль, я думаю, запомнится как участникам, так и зрителям, для которых мы его и делаем.
— Очень насыщенной была программа и деловая, и культурная. Как считаете, в чем особый успех фестиваля?
— Особый успех очевиден: на «Славянском базаре» мы дружим во имя, а не вопреки.
Нам не важно, с какой, дружественной или недружественной, страны человек приехал. Мы в первую очередь руководствуемся творчеством. И я хотел бы также отметить мегадипломатичный шаг Розы Рымбаевой.
Вы все видели, что казах и молдаванка были с одинаковым количеством баллов. Она как председатель жюри своим голосом просто могла бы дать второй «Оскар». Но она приняла решение, что будет голосовать все жюри, и это тоже впервые в истории фестиваля, когда Гран-при присуждалось не единолично председателем, хотя, по положению, должно быть именно так.
И когда все жюри проголосовало, Гран-при уехало в Молдову. В этом, наверное, и есть особенность нашего фестиваля — мы за творчество, чтобы идти через искусство к миру и взаимопониманию.
А практический итог фестиваля заключается в том, что в этом году привлекли самое большое количество партнеров — 42 организации.
— Вы как-то сказали, что Витебск увеличился вдвое во время фестиваля. Как такое может быть?
— Более 80 тысяч — это только проданные билеты. А людей здесь было намного больше. В субботу шел от дирекции до амфитеатра минут 15. И не потому, что засматривался, а там такой поток людей был, который невозможно обойти.
— Появится ли в следующем году приз зрительских симпатий?
— Думаю, единственное, что мы должны сейчас выработать очень четко — либо какое-то программное обеспечение, либо какую-то схему, как будем считать голоса. Чтобы у нас не было так, что кто-то накрутил, кто-то заплатил… То есть, нужна прозрачная система. И это будет касаться не только жюри, но и зрителей, которые будут в зале. Такое большое голосование получится, а конкурсантов будем объявлять заранее, за несколько дней или недель.
— Что скажете о работе волонтеров?
— Более 100 у нас было волонтеров и сотрудников центра культуры — 200 человек.
— Основная нагрузка приходится на центр культуры «Витебск»?
— Все руководители служб фестиваля — штатные сотрудники центра.
Режиссеры же бывают разные. Например, церемонию открытия делала белорусско-российская режиссерско-постановочная группа, союзный концерт — Агата Моцко, взрослый конкурс и церемонию закрытия — наша Марина Романовская, детский конкурс — Ирина Ковлена. Привлекаем и молодых режиссеров, и уже опытных — Нина Осипова отрежиссировала концерт Аскара Абдразакова.
Думаю, многие отметили, насколько мы шагнули во втором конкурсном дне. Это еще наша режиссерско-постановочная группа — Елена Бруева, Роман Рыков, которые руководят шоу-балетом «Сенсация».
— Впервые прошла программа стран ШОС.
— День культур стран ШОС был заранее проработанной инициативой. Это будем развивать, тем более организация прирастает странами.
— Есть ли задумки по реконструкции после концертного зала «Витебск»?
— Мы закрываем большой зал, будет модернизироваться механика сцены. Есть много планов и по амфитеатру.