«Сегодня от нашего села ничего не осталось». Как Логойщина стала для семьи из Украины новым домом

Семья Анны Чудненко приехала в Беларусь из Украины. Новым домом для них стал агрогородок Косино. Предыдущим местом жительства семьи было село Зайцево вблизи Бахмута (бывший Артемовск). Осенью 2014 жители тогда еще Донецкой области решили спасаться от военных действий. Об этом и многом другом с Анной побеседовал корреспондент «Минской правды».
— Когда, на ваш взгляд, в Украине стало все плохо?
— Проблемы в Украине начались давно, задолго до событий 2014 года и того, что за ними последовало. Главная проблема в том, кто после развала СССР стоял во главе страны. После распада Советского Союза достойных и сильных руководителей не было. Началась приватизация и прочие «блага», которые лишь для немногих закончились удачно. Народ остался не у дел. Все это время в стране процветала коррупция. Мы поняли, что ничего хорошего там уже не будет, когда начался так называемый Евромайдан. Тогда рвущиеся к власти заявляли, что мы, жители Донецкой и Луганской областей, будем сидеть в подвала,х и дети наши будут вместо школ учиться в тех же подвалах. Тимошенко и вовсе предлагала обнести наши две области забором.

— Как вы переезжали из Украины в Беларусь?
— В то время моя сестра ездила работать вахтой на стройку в Минск. Благодаря ей мы узнали, что здесь требуются люди на работу и решили переехать в Косино. Ждать долго не стали. В путь отправились осенью 2014 года. В нашем селе находился радар. Украинцы его разбомбили. После того, как первые снаряды упали на наше Зайцево, решили уезжать. Тем более, что мы воспитывали двух дочерей. На тот момент им было 15 и 9 лет. В путь мы отправлялись налегке. С собой взяли 4 ложки, вилки, тарелки и кружки, сели в «копейку» и поехали. С нами еще ехала наша сестра. В Беларусь мы двигались через Россию. Тогда всюду на территории Донецкой области стояли блокпосты. Но так, как сейчас, границы закрыты не были. Моего супруга спросили, собирается ли он возвращаться назад. Он ответил «да». Ему поверили и выпустили нас на территорию Белгородской области.

— Как вели себя украинские военные?
Скажу, что украинские военные вели себя похабно. Они то и дело угрожали местному населению. Особенно негативно относились к русской речи. А у нас в селе все в основном говорили на смеси украинского и русского языков. Это как ваша трасянка. Сегодня от нашего села практически ничего не осталось. Живут лишь два человека. Мы с ними связываемся иногда. Бабушка одна, которой уже за 80 лет, рассказывает, что русские военные относятся к ним хорошо.

— Ездили вы на свою Родину?
— Старались ездить ежегодно, но теперь это не представляется возможным. До 2022 года мы бывали в Зайцево. Во время последнего визита забрали оттуда мою маму, которая теперь живет с нами в Косино. Мать мужа погибла под обстрелами и похоронена на участке собственного дома.
— Как вы обустроились в Косино?

— Здесь нас приняли хорошо. Мы сразу же начали работать. Скажу вам так: работать надо везде, где хочешь хорошо жить. Так и здесь. Замечательное хозяйство, в котором нам сразу же выделили дом. Муж работает трактористом, а я начальник производственного участка в животноводстве. Сегодня мы уже приватизируем дом. Стоит это около 250 рублей в месяц. Здесь у нас есть свое небольшое подсобное хозяйство: куры, кролики, огороды, цветники. С этим нам помогает моя мама. Она всю жизнь проработала полеводом и знает толк в прополке. Здесь замуж вышла моя старшая дочь. Могу сказать одно, что Беларусь — страна для жизни. Где можно и нужно жить и строить свое будущее. На новом месте я родила младшего сына, который в этом году пойдет в местную Косинскую школу.
Рекомендуем



