Меню

Реликтовые болота — людям. Как трудится торфобрикетный завод «Неман»

Фото: автора

Удивителен мир белорусской земли, где природа не только потрясающе красива, но и щедра своими дарами, важное место среди которых занимает ценнейшее ископаемое — торф. Сегодня мы заглянем на предприятие, которое добывает это уникальное сырье и превращает его в компактные спрессованные брикеты — функциональное топливо, способное заменить уголь, дрова и пеллеты в самых различных сферах промышленности и быта.

Погрузка фуры

Способность торфа к высокотемпературному горению определяет то, что он наполовину состоит из чистого углерода. Конечно, по калорийности до угля ему далеко и его теплотворность практически вдвое ниже угольной, но для нашей республики это ископаемое — настоящий Божий дар, особенно если учесть практически полное отсутствие собственных месторождений угля и газа. Так что промышленная добыча торфа — это вопрос и энергетической безопасности, и экономии иностранной валюты. Однако несмотря на очевидные плюсы от использования отечественного органического топлива, предприятия по изготовлению топливных брикетов переживали порой очень непростые времена. Не минула эта судьба и торфобрикетный завод «Неман», который расположился особняком среди живописных полей и лесов, неподалеку от небольшого поселка Шашки Столбцовского района.

Михаил Францевич с коллегами на участке добычи

Впрочем, благодаря своевременно принятой госпрограмме по развитию торфяной отрасли, активному внедрению торфа в энергетике и, конечно же, самоотверженной работе сплоченного коллектива во главе с руководителем Михаилом Францевичем Камейшей трудности удалось преодолеть. ТБЗ «Неман» сегодня твердо стоит на ногах, уверенно смотрит в будущее и, с гордостью за славный трудовой путь, готовится отметить юбилей. 17 августа исполняется ровно 55 лет, как в далеком 1968 году здесь выпустили свой самый первый топливный торфяной брикет.

Человек дела

Михаил Камейша больше чем директор, владеет секретами производства от а до я. Для своих подчиненных он как мудрый отец, который знает каждого работника лично, умеет в нужную минуту подбодрить и вселить уверенность в своих силах. Общаясь с ним, проникаешься его сильным позитивным характером и неподдельным энтузиазмом.

Михаил Францевич Камейша — директор ТБЗ Неман

— Я на «Немане» 32 года, — рассказывает Михаил Францевич. — Начинал мастером участка, отработал шесть лет — вошел в курс дела. Меня заметили, и когда начальник участка по добыче ушел на пенсию, назначили на его место. Один участок у меня был здесь, а второй в Хмелище. В этой должности я проработал 12 лет. А в 2009 году стал главным инженером. Перед этим получил второе высшее образование инженера-механика, первое у меня было сельскохозяйственное. Через пять лет, в 2014 году, был назначен директором. В прошлом году уже и пенсионный возраст наступил, но пока тружусь. Дело не во мне —  просто нужно обеспечить, чтобы производство работало и дальше. Здесь много нюансов. К каждому человеку требуется подход — а я всех знаю. В общем, скажет министр работать — значит, будем еще работать, — улыбается Михаил Камейша и добавляет: — Надо, чтобы предприятие процветало. Процветает предприятие — процветает республика. Нам здесь многое удалось сделать, будет обидно, если станет хуже. Нужно, чтобы пришел такой человек, который сможет завод еще выше поднять. Для меня работа — это жизнь. Я здесь живу, родился рядом, буквально в восьми километрах отсюда мои родители жили. Судьба меня связала с торфяным делом, этим торфом жил, добывал его.

Геннадий Янович и Александр Станкевич мастера на все руки

Движение по восходящей

В нашей стране торфу традиционно уделяется большое внимание, поэтому неудивительно, что по объемам его добычи мы в числе мировых лидеров. Исследование белорусских торфяников началось еще в далекие послевоенные годы, а к концу 60-х произошло становление отрасли. В суверенной Беларуси не только не разрушили созданное, но и многое качественно преобразовали. Этому значительно поспособствовала госпрограмма «Торф», принятая в 2008 году, а после ее завершения в 2020 году — программа комплексной модернизации торфяных производств на 2021 — 2025 годы.

 Декоративная стойка для цветов — изделие неманских умельцев

Все это в русле задачи обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь. В соответствии с этим топливно-энергетический баланс страны диверсифицируется за счет топливной торфяной продукции.

Дмитрий Величко — квалифицированный токарь

Главная задача, стоящая перед профильными предприятиями, — повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения технологий добычи и переработки природного сырья, снижения энергопотребления и использования современной техники и оборудования отечественного производства.

Виктор Абрамович и Александр Малиновский занимаются ремонтом агрегата

— В последние годы, — говорит Михаил Камейша, — мы внедрили более совершенное оборудование для добычи и подготовки торфа. Раньше у нас на погрузке были медленные краны КПТ-1, а теперь производительные «Амкодоры» 340 и 342 с широкими колесами. Они могут грузить торф в любом месте, обладают хорошей проходимостью по болотам. С участков добычи сырье доставляется на производство по железнодорожной узкоколейке. Сейчас на тепловозах стоят модернизированные на борисовском заводе двигатели — снизилось потребление топлива. То есть это агрегаты уже по большей части белорусского производства. Модернизация идет полным ходом. Раньше машины для уборки торфа были у нас на гусеничном ходу, а сейчас на колесном, за счет этого легче производить работы. Гомельские бункеры для перевозки торфа стали вместительнее. Штабелирующие машины были российские МТФ-71, а сейчас «Амкодор-30», которые выпускает пинский завод. Мы получили две таких, и это намного улучшило работу. Если нужна запчасть, звонишь — и все быстро решается. Старые машины позволяли сделать максимум 30-35 тыс. т. А на новой наш хлопец практически один 124 тыс. т заштабелевал за сезон. Он с утра до ночи работал, но выдержал — парень крепкий. В том году у него родился третий ребенок. Так что своей работой он сделал хороший финансовый задел для семьи. Его зовут Александр Босый, он машинист «Амкодор-30». А когда заканчивается сезон добычи, работает на бульдозере Т-130. Сезон длится у нас обычно в Минской области с 11 мая и до 31 августа. Это период, когда можно добыть хороший качественный торф.

Елена Камейша осуществляет контроль качества продукции

Непростые задачи

Необходимо отметить, что у каждого торфодобывающего предприятия есть лимит по добыче. У ТБЗ «Неман» на сезон как раз те самые 124 тыс. т. В нынешнем году весь этот объем добывали 8 машинистов, а штабелевал один. Штабелевать означает упорядочить торф, чтобы он зимой сохранялся и не намокал. При добыче слой торфа толщиной около 11 мм снимается фрезой шириной 9,5 м, а затем его необходимо высушить. Следующая операция — ворошение, торф переворачивают. Исходная влажность сырья — 80-85%, а нужно довести ее до 45%. Глубина залежи месторождения — 3-4 метра. За сезон добытчики проходят 25 циклов, это примерно 30 см. Полная выработка участка обычно занимает у них много лет, после чего они переходят на следующее месторождение.

Елена Николаевна — секретарь директора

— Торф — это такой недозревший уголь, есть разные его виды: верховые, переходные, низинные, — рассказывает Михаил Францевич. — На «Немане» есть разные. Верховой — это пушистый такой, он хорош для посадки, к примеру, плодовых кустов. А низинный — плотный, у него лучше калорийность при сжигании, он хорошо брикетируется. В котельных, где используется наш брикет, сейчас такое оборудование, что дыма нет, как и от сгорания газа. Котельная завода на торфе, и это большая экономия. Мы обогреваем не только производство, но и весь поселок, в том числе садик и школу. В 2019 году их передали ЖКХ, но мы их все равно не бросаем, там наши люди живут, которые здесь работали, поднимали производство.

Изготовление бетонной подушки в помещении цеха

— В этом году предприятие добычу закончило рано, — продолжает Михаил Камейша. — Сроки сезона сдвинулись из-за благоприятной погоды: начали 19 апреля и уже к 23 июня выполнили план. Мы поставляем торфобрикет и за границу: Россия, Литва, поляки немного берут. В том году продали за рубеж больше 2 тыс. т. Но главная задача — обеспечить свой рынок. В прошлом году только в Витебскую область поставили около 4 тыс. т. Предприятиям АПК немного продаем. Вот местное хозяйство построило здесь недалеко навес на тысячу быков. Нужна подстилка, а в этом плане высушенный слой торфа — идеальный материал. Хотят, чтобы мы добывали его для них.

Кухня для работников производства

За годы работы Михаил Францевич видел и взлеты, и падения предприятия. В 2014-15 годах оно выпускало всего 20 тыс. т торфобрикета, а надо было кормить коллектив — больше 100 человек. В то время в связи с повсеместным переходом на газ сбыт сильно снизился. Но уже в 2022 году ТБЗ «Неман» произвел 53,3 тыс. т продукции. Помогло то, что с 2016 года он начал поставлять брикеты на цементные заводы, которые заменили уголь торфом, — им выходило дешевле, да и доставка проще.

Лучший бульдозерист

— Сейчас большая потребность в торфобрикете. Мы уже в этом сезоне поставили 8755 тонн на цементный завод в Костюковичах и на Кричев — 6031 тонну. Возим автотранспортом в Столбцы на спецплощадку, а там загружают в вагоны. Все это, кстати, благодаря заместителю гендиректора «Белтопгаза» Валерию Владимировичу Ковалеву, который пробивал вот эту почву, чтобы цементные заводы использовали отечественный торф. Он курирует нашу торфяную отрасль. Плюс в Столбцах поставили городскую котельную на торфе — тоже его идея. Раньше там обогревались газом, а теперь торфом — стоят три котла по 4 МВт. Мы поставляем туда 10 тыс. т и завод в поселке Октябрьский еще 15 тысяч. Это большая экономия для бюджета района и области.

Михаил Фенько — мастер золотые руки

— Валерий Владимирович пять лет назад придумал еще одну вещь — торфяной футбол. Наша команда в прошлом году участвовала, и в этом продолжили. Это вроде мини-футбола, но площадка с торфяным покрытием и туда непрерывно льется вода. Так что футболистам порой ноги оторвать непросто. Но специалисты-торфяники готовы ко всему. Получается не просто спортивный праздник, а веселое зрелищное мероприятие, в котором с удовольствием принимают участие и ветераны.

Начальник транспортного цеха Иосиф Абрамович

Главное здесь — люди

Успехи завода неотделимы от трудового коллектива — Михаил Камейша постоянно это подчеркивает. О своих людях он отзывается с огромной теплотой и готов рассказать буквально о каждом работнике. Коллектив действительно уникальный, многие владеют не только своей специальностью, но и множеством других навыков. Вот уж поистине — работящий сельский житель может все: и корову подоить, и двигатель отремонтировать. Да и сам директор во всем пример для подчиненных — во всем разбирается и ни от какой работы не бегает.

— А как по-другому, — говорит Михаил Францевич, — надо трудиться. Люди же смотрят. Если бы у них директор только бумаги писал, не было бы того единства. А я и лопату возьму, если надо. Поэтому хлопцы мои меня слушаются и сами работают как положено — никого подгонять не надо. У нас 130 человек на предприятии. Каждого знаю и по имени-отчеству, и кто чем живет. Я в доме своем, — подчеркивает Михаил Камейша, — люблю порядок, и здесь такой же подход. И люди у меня такие хорошие, надежные. Они вокруг себя порядок поддерживают по своей инициативе. Мы вот пойдем по заводу — сами убедитесь. Я никакие фирмы не нанимаю, все делаем своими силами. Видели, в коридоре на этаже ребята ремонтом занимаются? Один — монтер пути на участке, второй — мой водитель. Всё делают сами: потолки, полы.

Руководитель с коллегами у входа в административный корпус

Завод «Неман» действительно везде сияет, как новый. Казалось бы, производство грязное, пыльное… Но нет — везде чистота и порядок. Всё на своих местах, все люди при деле. В ремонтном цехе директор с гордостью демонстрирует большие новые ворота:

— Это Михаил Фенько постарался, человек, который может из металла сделать все своими руками. Посмотрите, какое качество, это же красота! А здесь, — мы заходим в смежное помещение, — трудится наш лучший токарь Дмитрий Величко. На нем в том числе и ремонт колесных пар подвижного ж/д состава.

Памятный камень

Начальник транспортного цеха Иосиф Абрамович показывает стоящие на рельсах тепловозы:

— Все выкрашены, агрегаты проверены, все в исправном состоянии и готово к работе, — заверил он.

Мы перемещаемся к главному производственному корпусу, где находится брикетный цех. Картина уже издали радует глаз — здание выглядит, как новое. По дороге наблюдаем, как работница завода Надежда Копать взвешивает на электронных трехтонных весах большие мешки с брикетами, которые ритмично подвозит погрузчик. По словам Михаила Камейши, цветы вдоль дороги к цеху — тоже ее заслуга.

Производственный корпус

— Все приезжают и очень удивляются, что у нас столько цветов, — с улыбкой говорит Надежда.

Проходя через производственный корпус, здороваемся с работниками, среди которых много молодежи.

— Весь коллектив — это люди из окрестных деревень, — говорит Михаил Камейша. — Утром машина всех объезжает и привозит на производство. Работаем в сезон по 12 часов. Но на заводе кадрового дефицита нет. У нас и условия созданы, и зарплата неплохая, в том году средняя — 1658 рублей. Я тут родился, все меня знают. Уже пришли дети тех, с кем когда-то начинал. К людям отношусь, как к собственным детям. Они все у меня ответственные. Если мелкие шероховатости, я их стараюсь воспитывать, не наказываю. И они сами стараются все исправить, если что-то не совсем так. Все стремятся выполнять свои задачи на пятерку — все сами умеем, ни от кого не зависим. Надо, чтобы все на предприятии радовало глаз, тогда человек сюда приходит, как на праздник. Посмотрите, везде у нас цветы — женщины наши стараются по своей инициативе. Вот сварная конструкция-цветник. Это наши в цеху сделали для них, и как получилось красиво! В этом проявляется любовь людей к своему предприятию, на котором им хорошо работается, несмотря на то что труд порой напряженный, а иногда где-то и физически непростой. В мастерских у меня хлопцы опытные. У нас же вот узкоколейка, свой подвижной состав. Все сами ремонтируем: и ходовую часть, и двигатели.

А.Турко — старший мастер Е.Кутас, начальник брикетного цеха М.Камейша А.Харитон-мастер теплотехник

— Деревни у нас людьми не прирастают. Как дальше сохранить такой кадровый состав? Это важный вопрос. И все же в последнее время пришло много молодых специалистов. Люди начинают понимать, что здесь можно работать, зарабатывать и создать себе и своей семье хорошие условия для жизни. Особенно ценят те, кто уже поездил туда-сюда, осмотрелся и понял, где счастье. Не за морями надо искать золотые горы, а строить свою жизнь на родине. Я сам все время здесь, в отпуск никуда не езжу. Для меня лучший отдых — это наши места, воздух, родная природа. Мы с женой, Аленкой моей, столько лет прожили душа в душу. Она мой надежный тыл. У нас в деревне хозяйство свое. Даже пчелы есть. Пойдемте, медом угощу, — приглашает Михаил Францевич. — Как это отказываетесь? Пойдемте, пойдемте… Сало есть, колбаска, огурцы, помидоры — все свое, местное. Отказываться не надо, время обеденное. А после уже поедем на участок добычи торфа, посмотрим, как там дела…

Выезжая на торфяник, мы ненадолго остановились возле КПП. Здесь двое мужчин на самодельном листогибочном станке делали жестяные отливы и устанавливали их сверху здания.

— Не нарадуюсь на них, — говорит Михаил Францевич. — Не мужики, а золото. Они и еще третий обшили весь брикетный цех, сделали крышу. Сейчас доделывают здание КПП. И на добыче работают отлично.

Татьяна Орсич — специалист по кадрам

Поездка на участок добычи заняла у нас не больше 20 минут. На месте глазам открылось огромное пространство с черным грунтом — торфяник. Много техники: мощный бульдозер, штабелеры, погрузчик. Люди заняты своим привычным делом. Увидев директора, доложили ему обстановку — была какая-то проблема, но опытный механик-моторист устранил ее на месте.

— Это Виктор Александрович Жук, — показывает директор на невысокого крепкого мужчину с усами, — он уже на пенсии, но продолжает трудиться — 44 года работает на заводе, был мастером по ремонту оборудования, а я мастером по добыче. Он многому меня научил. Мужик идеальный. У него всегда порядок. Работящий, очень порядочный человек. А это главный бульдозерист Валерий Лысый. Занимается подготовкой площадей, режет подштабельные, выравнивает выкидку — одним словом, производит перемещение грунта. Работа нелегкая, техника серьезная. Здесь слабый человек не выдержит — должны быть такие вот хлопцы крепкие, надежные. А там в полях еще у нас штабелер работает, — Михаил Камейша указывает в сторону огромной торфяной горы посередине торфяника, — там хорошие тоже хлопцы. Здесь нелегко работать, — добавляет он.

Упаковочная машина, которая пакует брикеты в пленку

Мне захотелось сфотографировать этих прекрасных людей, но они стеснялись своих испачканных спецовок. Я тут же заверил их, что на столетие предприятия все наденут смокинги и бабочки, и я обязательно приеду и их снова сфотографирую. Все рассмеялись, и фотосессия прошла успешно. Прощаясь с коллегами, Михаил Францевич пожелал им хорошей работы и исправной техники. На обратном пути мы проезжали живописную деревню. Директор указал на аккуратный красивый дом:

— А это дом моих родителей, теперь здесь живет мой брат. Тоже хозяйство ведет, большой труженик. Заскочим на минутку — хочу угостить вас голубикой. Ранний сорт, очень вкусная, вот попробуйте!

Рабочим Немана по плечу ремонт любой сложности

Чуть позже я возвращался в Минск. Смотрел в окно автомобиля, а перед глазами были эти люди, которых я в тот день повстречал на торфобрикетном заводе «Неман». Истинные белорусы. Трудолюбивые, добрые, сильные. Соль и слава земли нашей. «Будет у нас и торф, и хлеб — все будет, — подумалось мне. — И новая молодежь подтянется».

Здоровья вам и процветания, дорогие земляки! С юбилеем, завод «Неман»!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59