Начинался путь в небо с детской мечты. Судьба военного летчика-истребителя Александра Шестакова
Военный летчик 1-го класса, майор в отставке Александр Шестаков за время своей летной работы летчика-истребителя налетал 1320 часов и был удостоен за успешное освоение новой авиационной техники и летное мастерство медали «За боевые заслуги».
Всегда в душе кусочек малый
Огромного, несметного богатства.
Хранит пилот до самого конца
Любовь к полетам и святое братство.
(Из стихов военного летчика-истребителя Евгения Чернышева)
А начинался путь в небо с детской мечты
Ежедневно в небе над родной его деревней, что на Белгородчине, парили и кружили юркие военные самолеты Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков, это было зрелище, захватывающее детское воображение Саши. И небо звало и манило его. Рос Саша Шестаков без отца. Мама же, Александра Акимовна, работала в колхозе от зари до зари, то полеводом, то дояркой. И главным воспитателем и наставником парня был родной брат мамы Семен Акимович, прошедший фронтовыми дорогами всю Великую Отечественную войну. И был Семен Акимович единственным, кто из большой семьи Шестаковых вернулся живым с фронтов той, всенародной и священной войны…
Как и большинство фронтовиков, дядя о войне много не рассказывал, но из скупых бесед Саша запомнил, что война — это боль и потери, тяжелый солдатский труд и, чтобы она не повторилась, нужна сильная Армия, а служить в ней — святой долг мужчины. Семен Акимович выписывал газету «Красная Звезда» и часто они с племянником читали ее вместе, особо нравились Саше материалы о военных летчиках. Поэтому не удивительно, что, окончив школу, Александр Шестаков поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, готовившее для Военно-Воздушных Сил советской страны летчиков-истребителей. С интересом и старательностью он постигал теорию летного дела и успешно прошел подготовку, освоив самолеты Л-29 и МИГ-21 ПФ.
Как же были рады и горды мама и дядя Семен, когда по выпуску на побывку прибыл их Саша, но уже военный летчик с лейтенантскими погонами на плечах!
О летной работе и успехах летчика-истребителя
Назначение же Шестаков получил в Забайкальский военный округ, в истребительный авиационный полк, базировавшийся в Монголии. За 5 лет службы Александр Шестаков показал себя способным летчиком-истребителем и успешно сдал испытания в небе, удостоившись летной квалификации военного летчика последовательно 3-го, 2-го, и, наконец,1-го класса.
А в 1985 году он прибывает в Беларусь, в прославленный в годы Великой Отечественной войны и ведущий в мирное время 927-й истребительный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Осовцы, что вблизи районного центра города Березы в Брестской области. И, по выражению самого Шестакова, для того чтобы встать полноценно в боевой строй летчиков-асов 1-й эскадрильи этого полка, ему пришлось основательно «попотеть», ибо летчики прошли и Кубу, и Вьетнам, и Афганистан, и их уровень боевой подготовки и летного мастерства был высочайшим. Вот такая была летная школа 927-го истребительного авиационного Кенигсбергского Краснознаменного ордена Александра Невского полка!
С глубокой благодарностью за приобретенное в Березе летное мастерство, а здесь он стал уже командиром звена, Александр Шестаков вспоминает своего командира эскадрильи подполковника Василия Лазаря и заместителя командира полка подполковника Михаила Степанова. Необходимо в этой связи сказать, что Василий Лазарь вскоре принял командование полком, а завершил службу, будучи начальником Главного штаба — Первым заместителем Командующего Военно-Воздушными Силами и войсками ПВО Республики Беларусь. Сам же Василий Григорьевич в разговоре со мной, когда я сообщил о подготовке материала о бывшем его подчиненном летчике Шестакове, сказал следующее: «Прибывший капитан Шестаков имел 1-й класс, но его надо было подготовить к возможному реальному выполнению боевых задач с учетом имеющегося опыта нашего летного состава , участвовавшего в ряде локальных военных конфликтов. И я был рад, что он успешно справился, и в последующем был назначен командиром звена, а затем доверили ему службу на передовых рубежах в Группе советских войск в Германии».
Доверие Александр Шестаков оправдал, в совершенстве овладев новым на то время истребителем МИГ-29, успешно выполняя сложные задачи на летно- тактических учениях и в составе дежурного звена, за что и был награжден высокой государственной наградой — медалью «За боевые заслуги».
Не бывает пилотов бывших
К сожалению, после развала Советского Союза последовал сложный период в жизни многих летчиков: вывод зачастую в чистые поля, сокращения, расформирование прославленных авиаполков и соединений… Нелегкое решение уволится принял и Александр Шестаков, вернувшись затем в Березу, где у семьи было жилье, а у него друзья-пилоты. Здесь, на земле ставшей ему родной Беларуси, он более 20 лет добросовестно работал в службе инкассации банка, затем и в других организациях города, активно участвуя в деятельности ветеранской организации авиаторов города. В родной воздушной стихии он по-прежнему, но уже в воспоминаниях при встречах по случаю очередной годовщины полка, при проведении мероприятий памяти Героя Советского Союза летчика-истребителя Геннадия Елисеева, на юбилеях коллег.
Александр Васильевич Шестаков, как и большинство военных летчиков-ветеранов, гордится своей летной судьбой и живет, как писал летчик-поэт Анатолий Чернышев:
Не бывает пилотов бывших,
Верьте, нет их на свете, нет.
Просто временно в отпуск вышли,
Отпускной получили билет.
С наступающим праздником Военно-Воздушных Сил Республики Беларусь, уважаемые ветераны-авиаторы, жизненной энергии и сил вам на добрые дела во имя Отечества! Всех земных благ и здоровья вашим семьям, вашим родным и близким! А всем нам мирного неба!