Гигант, ставший символом Беларуси: чем сегодня живет БелАЗ
Товары белорусских марок хорошо известны в мире: в десятки стран мы экспортируем не только продукты питания, одежду, автомобили, бытовую технику, оборудование, но и специализированные машины, равных которым нет и за которыми выстраивается очередь из крупных строительных, добывающих и прочих компаний.
Белорусский автомобильный завод уже более 70 лет вносит весомую лепту в процветание родной страны; предприятие это передовое, уникальное и социально ориентированное. В День народного единства, а БелАЗ — давно символ единения рабочих, технологий, идей и целей — взглянем, что представляет собой завод сегодня: какую продукцию производит, на что ориентируется, с кем сотрудничает и как смотрит в будущее.
Техника превыше всего!
История автозавода ведет отсчет с 1946 года — именно тогда Постановлением Верховного Совета БССР было принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. Возведение заводских корпусов началось в 1948 году, а первая машина — поливомоечная модель Д-298, выехала из ворот предприятия в 1950 году.
В послевоенные годы предприятие сразу взяло ориентир на самосвалы, в том числе — карьерные: после окончания Великой Отечественной войны СССР активно восстанавливал промышленное производство — цветную металлургию, нефтяную, угольную и химическую отрасли. И грузовики БелАЗа были отличным подспорьем в этом нелегком деле.
За первые 30 лет работы Белорусский автозавод получил несколько орденов и премий, а к середине 70-ых прошлого века освоил выпуск громадных карьерных самосвалов грузоподъемностью свыше 100 тонн и другой спецтехники! Уже в то время продукция БелаАЗа доказала незаменимость, эффективность и экономичность не только на территории Советов, но и за рубежом.
Примечательно, что ныне бахвалящиеся лидерством во всех сферах США еще в 1998 году наградили БелАЗ золотым призом Америки «За качество». По факту наш национальный производитель обошел по качеству и характеристикам хваленый Caterpillar.
Белорусский автомобильный завод никогда не почивал на лаврах — модернизировал производственные линии, работал с кадрами, создавал уникальные технологические агрегаты и увеличивал грузоподъемность карьерных монстров: в 2013 году свет увидела мегамашина с цифровым индексом 75710 — первый в мире самосвал грузоподъемностью 450 тонн! Первый такой жодинский полноприводный исполин, вошедший в книги рекордов СНГ и Европы, отправился на угольный разрез «Черниговский» (Россия, Кемеровская область).
В последние годы БелАЗ удивил мировых специалистов гибридным самосвалом 7513M, аккумуляторной 90-тонной экомоделью 7558E, машиной 7558H с газопоршневым двигателем и инновационной техникой для обслуживания аэропортов.
Недавно российский филиал экономического издания Forbes опубликовал рейтинг компаний, которые наилучшим образом проявили себя в РФ в 2023 году. Всего в него вошли четыре белорусских производителя, и БелАЗ — один из них.
Рынок страны-соседки — ключевой для нашего гиганта, на него отправляется половина продукции. Идут на экспорт самосвалы и в Чили, ЮАР, Монголию, Вьетнам, Индонезию, Узбекистан и другие страны. В год БелАЗ продает техники более чем на $1 млрд, занимая более 30% мирового рынка самосвалов (а в классе машин, грузоподъемностью свыше 100 тонн — более 50%).
Сегодня БелАЗ — это не только гигантская техника для карьеров, но и погрузчики, бульдозеры, машины для подземных работ, транспорт специального назначения, самосвалы повышенной проходимости, масла и даже спецодежда. А еще Белорусский автомобильный завод — это огромный дружный коллектив, развитый промышленный туризм и различные социальные программы.
Никакие санкции, внешние политические и экономические репрессии не сломили и не сломят этот символ и гордость Беларуси. Предприятие не перестает удивлять разработками и умением с помощью волевых решений лидера страны вырабатывать грамотную стратегию импортозамещения.
Не стоит сомневаться, что и впредь, полагаясь на свой трудный, но успешный исторический путь, БелАЗ будет шокировать конкурентов непоколебимым лидерством.