Меню

Лукашенко спас свою страну от разграбления — айтишник из Турции

в Беларуси
Фото: автора и из личного архива героя

Программист Али Дурмуш родом из Турции. Он изучал компьютерную инженерию в Ближневосточном техническом университете в Анкаре, стал магистром, а впоследствии — доктором философии в области компьютерных наук в Техническом университете Стамбула. Совместно с товарищами основал компанию по разработке программного обеспечения, в которой сейчас работает техническим директором. Али является членом Палаты профсоюза компьютерных инженеров Турции при Союзе палат инженеров и архитекторов Турции (TMMOB). Определенный период своей жизни мужчина провел в белорусской столице. В настоящее время он вернулся на родину и обосновался в Стамбуле.

С Али Дурмушем мы поговорили об историческом пути Турции, о борьбе за права трудящихся, о деятельности местного коммунистического движения и его впечатлениях от пребывания в Беларуси.

Али

— По профессии вы инженер-компьютерщик, и являетесь членом профсоюза в Турции. Каково положение трудящихся на вашей родине?

— В производственном процессе в Турции произошли радикальные изменения, особенно на рубеже 1990-х годов. Наряду с гибким производством, наши трудовые организации переживали тяжелые времена, ознаменовавшие их фактический распад. Борьба рабочих время от времени усиливалась, но на сегодняшний день она значительно ослабла. В прошлом им удавалось добиваться своих прав в результате исторического противостояния, но в данный момент, по разным причинам, рабочий класс и борющиеся организации постепенно исчезли с улиц и фабрик. Вместо сплоченных организованных действий, работники предприятий предпочитают демонстрировать свою реакцию в социальных сетях. Несмотря на это, массовые организации за права трудящихся продолжают существовать и сегодня. Их власть утеряла силу, но они по-прежнему остаются частью политики страны.

— Востребованы ли сегодня левые идеи у турецкого народа?

— Ответ на данный вопрос хранится в истории нашей страны. Как известно, Османская империя рухнула после Первой мировой войны, и земли нынешней Турции были разделены между государствами-победителями.

В ответ на эти события, под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка была начата война за независимость, носившая антиимпериалистический характер. В военное время возникло множество организаций сопротивления, на которые повлияла Октябрьская революция в России. Большевики оказывали большую финансовую, политическую и моральную поддержку нашей войне за независимость. После окончания конфликта, в 1923 году была основана Турецкая Республика.

В первые годы существования Республики было основано множество промышленных предприятий и фабрик, построенных тем же Советским Союзом. Формируя новое государство, Ататюрк взял за основу Французскую революцию, но также был вдохновлен некоторым опытом СССР.

Коммунистические идеи начали распространяться еще в последний период Османской империи. Однако их глобальная популярность наступила именно с возникновением Республики. Многие интеллектуалы, писатели, поэты и художники, жившие в ранние периоды нового государства, придерживались коммунистических и социалистических взглядов. Во всяком случае, они были очень близки к левым идеям. Их влияние, в некоторой степени, сохраняются в Турции по сей день. 

1960-е и 1970-е годы в Турции ознаменовали народную борьбу и очень важные социальные события, которые катализировали распространение левых идей. Кубинская революция, революции в разных странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии сильно повлияли на турецкую молодежь. Хотя военный переворот 1980 года прервал этот процесс, симпатии к левым идеям в обществе не угасали. Социалисты и коммунисты вошли в парламент в качестве представителей различных союзов и партий.

Али

— Чем характеризуется правительство Эрдогана? В каких условиях живет турецкий народ?

— В настоящее время в Турции наблюдается экономический кризис, однако он постепенно замедляется. С одной стороны, наблюдается высокая инфляция (61% по состоянию на июль 2024 года), а с другой — стабильный рост безработицы. Она выросла до 29% к июню 2024 года.

В Турции реализуется программа МВФ по снижению инфляции. Чтобы страна смогла вернуть госдолг МВФ, необходимо снижение доли доходов трудящихся в национальном бюджете и сокращение социальных пособий и льгот. Этот план разработан по аналогии с предыдущими программами МВФ. Однако у него нет никаких шансов на успех — как с точки зрения реализации, так и с точки зрения нынешней геополитической ситуации. Даже если все удастся, неминуемый кризис отложится ненадолго.

Многие турецкие рабочие трудятся за сумму, эквивалентную минимальной заработной плате по стране. Пенсии у пожилых людей постоянно снижаются, и многие из них живут на суммы ниже минимальной заработной платы. Между прочим, в Турции насчитывается около 16 миллионов пенсионеров.

Поскольку цены на товары первой необходимости и расходы на аренду продолжают расти, люди стали гораздо больше нуждаться в социальной помощи. Тот факт, что жизнь в крупных городах становится все более сложной, привел к тому, что в 2023 году население Стамбула сократилось уже во второй раз за всю его историю.

— Вы бывали в Беларуси, и не просто в качестве туриста, вам удалось здесь пожить. Как впечатления?

— Я посетил более 50 стран мира. В некоторые из них я возвращался по несколько раз. Среди них всех Беларусь мне показалась самой уникальной.

Я всегда интересовался историей, новостями и географией. Читал о событиях, которые пришлось пережить Беларуси после распада Советского Союза. Мне было известно о том, как Лукашенко спас свою страну от разграбления. Любопытно, но не все интеллектуалы и обозреватели левого толка в Турции осведомлены об идеях и взглядах Лукашенко, потому что их единственными источниками информации являются западные СМИ. Я направил им электронные письма, в которых отметил, что они дают неверную оценку Беларуси, и в свою очередь, попытался как можно лучше объяснить исторические реалии страны.

Находясь в Беларуси, я стал свидетелем того, как система может сделать людей совсем другими. Это государство остается верным традициям советского периода — образование и здравоохранение бесплатны и общедоступны, практически отсутствует безработица. И конечно, это оказывает на местных жителей колоссальное влияние.

Минск является очень безопасным мегаполисом. Никогда в жизни не чувствовал себя в такой безопасности в других городах-миллионниках. Приведу простые примеры. Мне показалось очень удивительным то, что люди носят мобильные телефоны в заднем кармане брюк. В иных мировых столицах так ходить небезопасно — телефон с легкостью могут вытащить. Много раз я и некоторые мои знакомые где-то роняли и забывали свои ценные вещи, но каждый раз находили их на одном и том же месте никем нетронутыми. Когда я описывал эти моменты людям, они объясняли данный факт обилием охранников в городе. Однако я был в странах с гораздо большим количеством охранников и полицейских, но в них не ощущал себя в такой безопасности, как в Минске.

Али

Однажды я повидался с другом, который работает охранником в одном из белорусских супермаркетов. И решил поинтересоваться, часто ли случаются инциденты на его рабочем месте. Он ответил, что от 3 до 5 еженедельно. В моем понимании такое количество даже в сутки — это мало. А здесь речь шла о целой неделе!

К тому же, местный народ очень трудолюбив, и совсем не страдает жадностью, ведь все его основные потребности полностью покрывает система. Я никогда не наблюдал драк на улицах Минска. Никогда не видел, чтобы люди спорили, стоя в пробках, никогда не встречал случаев обмана туристов. Белорусы — честный народ. Они всегда проявляли отзывчивость и старались мне помочь, когда я к ним обращался.

Живя в Минске, я не заметил значительных экономических проблем. В магазинах большой выбор продуктов, всегда в наличии товары первой необходимости по доступным ценам. И это несмотря на то, что страна находится под большим эмбарго. Я видел своими глазами, что у людей в Беларуси качество жизни выше среднего. Конечно, каждая страна имеет свои проблемы. Однако необходимо учитывать, что сегодня на Западе преобладает чувство незащищенности и сокращение социальных прав. Говорят, что впервые со времен промышленной революции дети там живут хуже, чем их родители. Беларусь находится в совершенно иной ситуации.

Минск — очень чистый город несмотря на то, что его население составляет около 2 миллионов человек. А все потому, что минчане заботятся об окружающей среде и трепетно относятся к тому месту, где они живут. Заметил, что белорусы очень интересуются культурами разных стран. Большинство моих местных знакомых много расспрашивали меня о Турции и наших традициях. Но в то же время, к иностранцам стараются не подходить слишком близко на улицах.

— Какие самые радикальные отличия Беларуси от Турции?

— Отличительных моментов много. На мой взгляд, одно из самых больших отличий заключается в том, что Беларусь смогла сохранить баланс между городом и деревней. К сожалению, в рамках программ МВФ, реализуемых в Турции в течение последних 40 лет, сельское хозяйство в нашей стране было ослаблено, и значительная часть сельского населения была вынуждена мигрировать в города в качестве дешевой рабочей силы. Мы начали импортировать продукцию, которую раньше экспортировали. В Беларуси существует этот необходимый баланс между сельской местностью и городом. Большинство полей, которые я там видел, возделываются, на должном уровне поддерживается сельскохозяйственное производство.

Али

Еще одно большое отличие — восприятие безопасности, о котором я упоминал выше. Раньше я думал, что Турция — безопасная страна, но когда увидел Беларусь, то понял, что между нашими странами существует огромная разница.

— Планируете ли вы в будущем возвращение в Синеокую? Как оцениваете ее государственную экономику?

— Принимая во внимание все санкции, наложенные на эту страну, считаю, что все же она преуспевает в экономическом плане. Да, Беларусь не располагает такими природными ресурсами, как нефть и алмазы, которые можно экспортировать по высокой цене. Однако ценнейший ресурс Беларуси — ее народ. Государство уделяет огромное внимание воспитанию и образованию своих граждан. Многие отчеты, публикуемые в Интернете, также подтверждают то, что белорусская система образования является лучшей в Европе. Хотя нам обычно твердят, будто бы лидер по всем параметрам — это Финляндия, но это не так. Многие годы я работаю в IТ-секторе и всегда знал, что в Беларуси очень хорошие разработчики программного обеспечения и прекрасные компании. К сожалению, недавние эмбарго ослабили этот сектор. Поскольку западные компании больше не сотрудничают с этой страной, некоторые айтишники эмигрировали в другие страны. Знаю, что Беларусь годами инвестирует в эту сферу, и было грустно потерять компетентных людей в этой сфере. В свою очередь, Запад это всячески поощряет.

Конечно, я бы очень хотел бы вернуться в Беларусь, когда мне представится такая возможность. 

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59