На COVID ты нас покинул… История человека, потерявшего близкого из-за болезни
В очередную волну коронавируса под удар попадают самые уязвимые люди —пожилые, с хроническими заболеваниями. Некоторым удается выздороветь, другим — увы. Об одной из подобных историй — в репортаже МЛЫН.BY.
Статистика коронавируса во всем мире напоминает вести с фронта. Люди рассказывают о своих близких, которые, находясь в критическом состоянии, умирают за несколько часов, а иногда и вовсе по дороге из дома в больницу. Отсутствие койко-мест, аппаратов искусственной вентиляции легких и медикаментов. Но ведь смерть — это всегда невосполнимая потеря…
Виктория Молчанова — жительница небольшого белорусского города. Ее бабушка Анастасия Павловна умерла от двусторонней пневмонии и почти полного поражения легких в сентябре этого года.
— Моя бабушка была в возрасте, но это не мешало ей каждый день гулять, помогать мне и моей родной сестре с детьми, ходить в магазин и на семейные встречи. Вот болезнь ее где-то и подкараулила. Все началось с небольшой температуры под вечер. Тогда она мне по телефону сказала, что неважно себя чувствует, наверное, где-то на улице «просквозило». Хотя еще днем она приходила к нам домой, принесла правнукам йогурты и пошла с ними на игровую площадку во дворе дома. На следующий день состояние немного улучшилось, бабушка даже гуляла по парку, но около четырех часов дня почувствовала боль в груди — как «защемило» сердце. Я испугалась, весь сердце — это не шутки, к тому же у нее была хроническая ишемическая болезнь сердца. Бабушка до последнего сопротивлялась, но мы вызвали ей скорую. Бригада приехала довольно быстро, врач сделал кардиограмму, измерили давление и температуру. Дал несколько таблеток, чтобы не покалывало сердце и упала температура. Но после того как услышал список жалоб и хоть и редкий, но глубокий кашель, решил еще взять ПЦР-тест на коронавирус, — рассказывает Виктория.
По воспоминаниям внучек, на следующий день бабушка не встала с постели. Выписанные медикаменты никак не помогали, девушки решили повторно вызвать врача на дом. Но ни одного звонка в дверь или на телефон не поступало в течение двух-трех часов. Тогда было принято решение отвезти Анастасию Павловну в поликлинику. Виктория вспоминает, что несмотря на плохое самочувствие, бабушка улыбалась, спрашивала, чем сегодня правнуки без нее занимаются и что родители запланировали для них вечером, после школ и детских садов.
— Несмотря на большую очередь в поликлинике, люди вошли в наше положение и пропустили. Дежурный врач выписала направление на флюорографию и сказала после получения результата сразу прийти к ней или вызвать врача. Мы попросили направление на КТ или МРТ, чтобы не ждать больше суток, но получили ответ, что очереди на месяцы вперед. Спустились на первый этаж, сделали флюорографию и отправились домой.
На вопрос, как бабушка себя чувствует, она монотонно отвечала «добра, але крыху балiць», но что конкретно болит — не могла объяснить. Было видно, что говорить ей становится сложнее. Уже дома мы стали обзванивать частные клиники в надежде на то, что удастся хоть на платной основе в ближайшие дни сделать компьютерную или магнитно-резонансную томографию. Везде отвечали, что день в день сделать процедуру не представляется возможным. Днем бабушка смогла ненадолго уснуть, но кашляла все сильнее и сильнее, температура никак не сбивалась, препараты, выписанные врачом, не помогали. Сестра позвонила в скорую, описала симптомы, объяснила, что пожилой человек задыхается, и попросила приехать как можно скорее. Приехали действительно оперативно, посмотрели на бабушку, сказали, что осматривать нет времени, лучше поскорее госпитализировать. Разрешили мне поехать с ними, чтобы по пути я рассказала обо всех предпринятых нами мерах. До больницы доехали быстро, но пройти в «коронавирусный» блок мне не разрешили. Я осталась в коридоре ждать медсестру или врача, чтобы узнать хоть что-то. Ожидание и неизвестность меня очень пугали, несколько часов я просидела в коридоре наедине с собой, иногда по телефону звонили сестра, мама, муж, мы старались друг друга поддержать, — продолжает девушка.
За окном на улице начало смеркаться. Врач в полной экипировке сказал, что по симптомам у бабушки все признаки коронавируса, плюс еще большая нагрузка на сердце, и, безусловно, возраст дает о себе знать. Он немного успокоил меня — сказал, что специалисты уже оказывают необходимую помощь: оперативно поместили в палату и поставили капельницу.
— Я поехала домой. Меня по-прежнему одолевало чувство беспокойства, но уже намного меньшее. По дороге разговаривала с мамой, потом с сестрой. Может, так мы себя подсознательно успокаивали, потому что предыдущие дни были тяжелыми. Вечером дети расспрашивали, куда делась бабушка? Особенно старший правнук. Я честно сказала, что она заболела, но доктора в больнице ее лечат. Уснули поздно. Рано утром мне позвонила сестра и сказала, что нашей бабушки больше нет. Я сначала подумала, что это дурной сон. Но Света на том конце трубки стала снова и снова звать меня, а внутри все будто оборвалось. Я не знаю, как описать свои эмоции, я плакала без остановки, взахлеб. Дети сразу все поняли, когда услышали мой вой через стенку, задавали какие-то вопросы, но этот удар взял на себя муж, — завершает свою историю девушка.
Виктория рассказала, что еще через день ей поступил нелепый звонок из поликлиники, сообщили, что результат теста готов, у Анастасии Павловны действительно подтвердился коронавирус. В какой-то момент девушка поймала себя на мысли: а вдруг в больнице перепутали и умерла не наша бабушка? Но обстоятельства быстро вернули ее в реальность.
С человеком, который умер от ковида, невозможно попрощаться традиционно. Людей было совсем немного, прикасаться к телу запрещено, гроб закрыт. Отпевание оказалось единственным возможным обрядом, который не вызвал сложностей. Священник объяснил семье, что отпевание может проходить без покойника, такое не редкость при катастрофах.
Китайские ученые выяснили, что среди граждан старше 80 лет смертность от ковида составляет около 14,8%, в то время как у людей от 10 до 39 лет — 0,4%
Автор: Мариам Шлапунова
Фото: архив МЛЫН.BY, в качестве иллюстрации
Также на МЛЫН.BY:
«Мысленно прощалась с жизнью…» Репортаж из «красной зоны» Столбцовской ЦРБ, где ни одного вакцинированного
Испытано на себе. Какие последствия можно ждать при ковиде на последних неделях беременности
Утром проснулась и поняла: болезнь из меня вышла. Как учитель в Воложинском районе победила ковидную пневмонию
Рекомендуем
