Президент — о мобилизационной экономике: «Ни в коем случае не обидеть белорусов — это святое»
Молодёжь Непала, у которой признаком обеспеченности было наличие гаджетов, и польские паны, обеспеченность которых белорусам вражеские центры управления «продают» как образцовую — все недовольны своим положением. Поколение Z потребителей в одной из самых бедных стран мира сместило правительство. Почти половина населения Польши против правительства Туска. Ну, ещё пару непопулярных и бессмысленных шагов типа закрытия границы с Беларусью — и антирекорд народной «любви» пану Туску гарантирован.
Такие разные страны, с разным достатком, уровнем развития, в разных частях мира, а причина общественного недовольства — одна. Причём и Непал, и Польша — религиозные государства. В столице Непала — Катманду — лабиринты старого квартала, в котором находятся множество индуистских и буддийских святынь. В Польше нет деревни без костёла. Но сейчас современная религия — сытое чрево, новый айфон и билет на заморский берег. Экономика — это главное. Постоянно напоминает Первый. А в Беларуси она мобилизационная.
Экономический дуализм этого года
Совещания по денежным делам во Дворце Независимости проходят постоянно. Недавно Президент принимал доклады от главы Нацбанка и премьер-министра. Теперь состоялось большое совещание по проектам прогнозных документов на следующий год. Заседание финансово-экономического пула страны плановое.

Но это ещё раз повод взглянуть на ретроспективу и возможности белорусской экономики. Экономика напоминает дерево. Она не может быть шоковой или стодневной. Корни — это задел прошлого, традиционные отрасли хозяйствования, компетенции, которые были освоены ранее, с упором на природный ландшафт, климатические особенности, и географическое положение государства. И при Витовте, и при Машерове белорусы выращивали хлеб. Технологии, наука, промышленность — советское наследие, некоторые предприятия, правда, были открыты ещё при императорской России или «польского часу». И в этом прослеживается промышленная преемственность. Отказаться от одного или другого — это подрубить корни. Во что бы мы превратились без этих фундаментальных направлений? В зону рыночного беспредела. Управленческой волей Александра Лукашенко точки опоры были сохранены.
Опять же решением Президента получило развитие ИТ, теперь Глава государства занимается индустриализацией нового технологического уклада. Создание и посещение технопарков для детей ни что иное, как формирование своих компетенций и гонка за технологическую состоятельность и суверенитет. Развивается частная инициатива, фермерство. Спокойно, по-белорусски. Галопирующее развитие частного бизнеса привело бы к резкому разделу общества: на панов и холопов. Быть богатым не зазорно, в Беларуси зазорно кичиться этим. Именно в нашей стране работает это золотое сечение обеспеченности, а это — уникальное достояние страны. Эксперты могут говорить разное и критиковать нас, но любое изменение структурности национальной экономики приведёт к перераспределению благ, а в итоге несправедливости. Поэтому работать нам именно в такой экономической парадигме. Второй вопрос как. Предприятия экспортоориентированы, а значит, конкуренты для аналогичных зарубежных производств. Поэтому при любом удобном моменте наших производителей стараются убрать с дистанции — один из элементов нечестной и незаконной борьбы — санкции, и так поступают всю дорогу нашего суверенного пути. Но мы движемся, про движение вперёд Глава государства и сказал на совещании: «Пока картина неоднозначная. С одной стороны, есть очевидный результат: стабильно растут реальная зарплата, общие доходы населения. Дважды в этом году удалось поднять пенсии. У нас крепкая национальная валюта. Рекордно увеличиваются золотовалютные резервы (но уже даже либералы задают вопрос, надо ли нам это в таком объеме и почему мы при таком дефиците валюты, денежных средств замораживаем добровольно имеющиеся у нас резервы). С другой стороны, есть текущий спад в ряде традиционных отраслей. Три из пяти важнейших параметров прогноза на этот год не выполняются (пока). Валовой внутренний продукт увеличился меньше чем на 2% за 8 месяцев».

Выходит этакий экономический дуализм этого года. Порой необоснованный рост доходов — это самый яркий и поверхностный признак социального государства. Платить больше при любой возможности. А возможности в этом году скованы. Не дорабатываем — резюмирует Первый.
Поле боя по-белорусски
Детям хочется городских Центров технического творчества, людям в уважаемом возрасте, чтобы не закрывали ФАПы и хирургические отделения в райбольницах, водителям — хороших дорог, семейным парам — больше парков, женщинам — материнского капитала за второго ребёнка…
А мы деньги инвестируем в животноводческие комплексы, там телята дохнут, средства выделяем на мелиорацию, а их «осваивают» на борьбу с лозняком. Надо экономить, а мы — транжирим. Президент разрывается, чтобы на саммитах больше переговоров провести (поэтому вражеские медиа не могут никак найти нашего Первого в кадре, ну да им там в Польше «виднее»), а аграрии вовремя посеять и убрать не успевают.
Темпам роста пока не удалось приблизиться к уровню прошлого года (99%). Но ещё не вечер, не конец аграрного года. К концу 2025 показатель может вырасти и даже превысить 100%.

Понятно, погода, коррективы… Но геополитический климат намного сложнее. Оппоненты критикуют нашего Первого за огромную вовлечённость и неравнодушие в делах агропромышленного комплекса, между прочим — одной из важнейших отраслей экономики.
«Морозы вот-вот наступят. Если не поднимем зябь, не перепашем, у нас будет такая запарка весной, что мы не про урожай будем говорить… Поэтому сегодня надо день и ночь работать», — подчеркнул Глава государства. Даже в Гродненской области не завершенная уборка свеклы и кукурузы.
Фу, замашки председателя, которому снится Городец?! Нет, президент, который не оторвался от корней и видит не использованный экспортный потенциал.
А между тем в центральноазиатских странах Содружества — дружественных для Минска — в Узбекистане, Таджикистане — значительный ежегодный прирост населения. «Их же надо накормить. А чтобы накормить, надо почву обработать. У нас же это все есть. С Шавкатом Миромоновичем у нас прекрасные отношения, как со всеми главами государств. В том числе Казахстан — огромнейшая земля, 20 млн население». Причём, ни с Китаем, ни с Россией нам на этих рынках конкурировать не надо. У российских регионов «аппетит» к нашему продовольствию, а Китай готов потреблять наше мясо птицы. На днях Беларусь получила право экспортировать мясо индейки в Китай. Запрос есть, успех — в правильном освоении каждого гектара и каждого направления по всем странам. И в этом тоже залог того, что на белорусских полях будут протекторы от тракторов, а не следы от танковых гусениц. Поле боя по-белорусски — это соблюдение технологий, производственной дисциплины — это залог рентабельности, а значит, успехов в борьбе за рынки сбыта.

Кругом — полыхает, а мы — в тёплых креслах
Но мы порой в расслабленном состоянии. 68 процентов экспорта и 58 —импорт — это Россия. И зачастую все поставки не столько успехи отделов ВЭД, сколько успешного политического диалога Лукашенко-Путин. А между тем, самая близкая страна в состоянии войны, а её экономика в «управляемом охлаждении спроса». А мы продолжаем даже не класть, а нагромождать яйца в одну корзину. На фоне завязавшегося диалога с американцами сейчас могу поползти слухи о якобы политической диверсификации Минска. Вопрос лишь в экономике. Это даже помочь Москве, чтобы покупки белорусских товаров не были «обузой».
«За одним забором уже полыхает война, за другим — к ней летят на всех парах. Ну, а вы масло сливочное с тракторами и комбайнами продать не можете. Посоветую вам, вылезайте, пока не поздно, из своих теплых кресел, автомобилей и начинайте смотреть дальше, значительно дальше, чем наш традиционный российский рынок», — дал дельный совет Глава государства.
Темп продаж в последние месяцы застыл на уровне 97-98%. «То есть недополучено минимум около 650 млн долларов. И теряем там, где, казалось бы, должны зарабатывать, — на наших флагманских товарах: тракторах, комбайнах, красках, шинах, сливочном масле, — обратил внимание Глава государства. — В результате произведенная продукция оседает на складах, уровень запасов пятый месяц не опускается ниже 80%. Как следствие, сальдо внешней торговли остается устойчиво отрицательным».
Президент, что называется напрягает внутренние резервы. Сам лично и по внешнему контур создал целую вертикаль сотрудничества. Традиционно — Россия и Китай, страны ЕАЭС, затем — государства постсоветского пространства, Дальняя Дуга — Юго-Восток Азии и вот новые открытые двери — страны Африки и вот сейчас Оман.
Экспортная вертикаль и в управленческой системе: в Правительстве — профильные вице-премьеры с конкретными фамилиями, следующий уровень — отраслевые министры и послы Беларуси в ключевых странах, а далее — директора предприятий и их маркетинговые службы.
Но вся эта отрасль может дать сбой. Из-за обычного слесаря — плохо присоединит деталь, и непрофессионализма и нерасторопности специалистов ВЭД. Президент уже не раз отмечал о «блате» в таких отделах продвижения. Там нужны креативщики, а не родственники директората. Вернемся в Непал. Среди причин молодёжных протестов — непотизм — кумовство. Но у нас за всё отвечают министры.
«В общем, скоро изучим, как наша правительственная вертикаль занимается устойчивым развитием экономики. Повторяю: до конца года еще целый квартал. И прекратите стенания, что Правительство новое у нас (какое новое?) и работает якобы неполный год, поэтому, вроде бы, это не ваши промахи и косяки, — обратил внимание Александр Лукашенко. — Это просто несолидно в нынешней обстановке, не по-мужски».

Новый экономический год без дворцовых интриг
В следующем году начинают работать новые государственные программы. Перечень Правительство сформировало, но его рассмотрят отдельно. Президент чётко очертил подходы. Без всяких дворцовых интриг — обойдёмся без дворцов: «Хватит уже этих дворцов и культурных объектов. Важнее, наверное, людям построить жилье. Не надо разбрасываться деньгами, которых у вас нет. Объективно надо ситуацию оценивать и прекратить строительство всяких музеев, домов отдыха и прочего. Эти надо задействовать, — отметил Президент.
Ожидаются определенные новации в налоговом законодательстве — так называемая прогрессивная шкала. Однако согласованного мнения по этому вопросу пока нет. Понятный план Президент ждёт и от Нацбанка в области денежно-кредитной политики. Пока всё стабильно. Правда, регулятор подчеркивает: надо делать упор на кредитование бизнеса, а не на потребительское кредитование.
Ещё будучи главой Правительства, нынешний глава Нацбанка говорил о необходимости большего участия регулятора в работе экономики. Желания — услышаны. «Вы туда направлены не для отдыха, и не потому, что плохо работали. Я вам уже об этом говорил. А потому, что вы, как никто другой, понимаете, что такое Национальный банк для экономики», — сказал белорусский лидер. Плюрализм действий должны способствовать дальнейшему развитию экономики. Александр Лукашенко поручил сформировать в Нацбанке группу, которая будет анализировать ситуацию в экономике. Это будет ещё одним альтернативным центром аналитики экономической ситуации в стране. Среди плюсов в стране рост ЗВР, Глава государства предлагает их пускать в оборот и обязательно контролировать инфляцию (потолок до 7 процентов), как и ценообразование. Не сдерживание цен, а справедливое ценообразование. Нельзя рынок превращать в базар: стоимость рисовать с неба. Александр Лукашенко процитировал премьер-министра. «Ни в коем случае не обидеть белорусов — это святое». Главное, чтобы и белорусы не обижали друг друга и в ценообразовании от базара до торговых сетей, и на АЗС, оставляя автомобиль у колонки, чтобы поить кофе на заправке. Уважение — то же ведь сказывается на работе экономики. К своему делу, к своей продукции, к своей стране
Рекомендуем