Магазин без спиртного: как выживает торговая точка в Березинском районе
ИП-шников часто ругают: не хотят они торговать в небольших неперспективных деревнях, тогда как в райцентрах и агрогородках открывают магазины чуть ли не на каждом шагу. С этим можно согласиться, но можно и поспорить, ведь есть энтузиасты, которые не боятся идти на село. Они торгуют, зарабатывают, конкурируют, даже порой умудряются переманивать покупателей из города. Феномен? Скорее, уже реалии жизни.
Березинский район. В 20 км от райцентра — деревня Дмитровичи. Постоянно проживающего населения здесь — человек 200. С середины весны и до конца лета эта цифра раза в полтора больше: дачники приезжают возделывать свои огороды, школьников на каникулы отправляют к бабушкам-дедушкам. В центре деревни — сельисполком, хорошо известный каждому местному. В этом же здании уже больше 2 лет работает частный продовольственный магазин. Не сельпо, а современный торговый объект. В Дмитровичах он не единственный, поэтому за своего покупателя вынужден бороться. Пока, говорит директор Ольга Петрова, это получается. Главное — не снижать планку.
Лучше меньше, да вкуснее!
В торговлю Ольга пришла, не имея абсолютно никакого опыта. По образованию она швея, но без малого 20 лет отработала в питомнике лесхоза. А два года назад поняла, что хочет быть хозяйкой самой себе.
— Сразу решила, что это будет именно продовольственный магазин, причем сельский. Смысл идти в город, когда там уже все ниши заняты? — рассуждает женщина. — Березино хоть и не большой райцентр, но там можно купить если не все, то почти все. Остальное привезут из Минска. Сельские покупатели в этом плане не такие избалованные. И по характеру люди другие…
В поисках своего варианта Ольга наткнулась на Дмитровичи: узнала, что в деревне продается работающий магазин. Причем владелец торгового объекта готов был отдать в качестве бонуса и все имеющееся оборудование, плюс небольшой запас продукции.
— Пришлось влезть в долг, чтобы выкупить магазин, но это того стоило: ремонт почти не понадобился. Так, кое-что по мелочи сделала, приобрела дополнительный морозильник. Повезло, что продавец, который здесь работала, осталась, так что мы не закрывались ни на день. Можно сказать, покупатели и не поняли, что сменился владелец.
Ольга хоть и стала хозяйкой уже раскрученного торгового объекта, но сделать все хотела по-своему, в том числе разнообразить ассортимент продукции. Начала обзванивать потенциальных поставщиков-производителей мяса-молочки-кондитерки… И чуть не опустила руки.
— Большинство были согласны везти товар в небольшой сельский магазинчик Березинского района, но некоторые ставили невыполнимые условия: или заказывай продукции на определенную сумму, или бери не менее полсотни кг. Если это мясо, колбасы, то 50 кг — объем не такой больший, хоть и звучит страшно. Знаю, что за пару дней сосиски, колбасы, копчености, ветчина разойдутся на ура. А зачем мне муки 50 кг? Поэтому услышав в одном месте отказ, искала в другом.
Бизнес-леди признается: на первых парах она хотела, чтобы в ее магазине был большой выбор самых разных товаров. Если колбасы — то более 15 наименований, конфет под 5 десятков видов. Но со временем пришла к тому, что нужно ориентироваться на вкусы покупателей. Если берут в основном сметану 20%-ной жирности, колбасу вареную, конфеты шоколадные с вафлей, соки с мякотью — их и надо заказывать.
— Площадь магазина небольшая, поэтому не 90 видов конфет, а 30: но именно тех, которые любят местные. То же самое и с молоком, творогом, сырками, замороженной мясной продукцией… Обязательно слежу за новинками. Люди ведь в райцентр время от времени выезжают, а там в больших магазинах выбор такой, что глаза разбегаются. Они возьмут что-то, попробуют, им понравится. Потом приходят ко мне: «А у вас это есть?» Пока нет, но будет! Покупатели такое отношение ценят.
Никаких обид, только чистый расчет
К слову, в Дмитровичах отовариваются не только местные, но и жители соседних Орешковичей, Лесковичей, Высокой Горы, Ухвалы… Приезжают даже из Минска: не специально, конечно, но, если проезжают мимо населенного пункта, обязательно сделают крюк, чтобы закупиться в сельском магазине.
— Минчан сложно чем-то удивить, но вот кондитерские изделия, которые я заказываю у поставщика из Минского района, они скупают охотно. Некоторые только ради них и приезжают.
А вот для сельского жителя, говорит директор, самый важный аргумент — цена.
— Человек может быть моим постоянным покупателем, затовариваться 4 раза в неделю. Но если конкурент сделает хорошую скидку на продукты, он пойдет туда. Это чистый расчет, поэтому акции и скидки — святое дело, без них никак.
«Трезвый» магазин
Самая прибыльная пора года для сельского магазина — лето. Бывает, в день до 250 покупателей приходит.
— Мне летом и в календарь заглядывать не надо: достаточно посмотреть, что дачники больше всего покупают — и я скажу, какой сейчас период, — улыбается Ольга. — Если берут сосиски, колбасы, пельмени: значит, начало июня, люди только заезжают в деревню. Пошел спрос на сметану — значит, огородники-любители собрали первый урожай огурцов и перешли на витаминные салатики. К началу июля они утолят аппетит и начнут все это в банки закатывать. Вот тогда нужно больше подсолнечного масла, сахара, уксуса, соли заказывать.
В жаркие месяцы ходовой товар — мороженое, газированная вода. Летом, говорит ИП-шница, в деревне много детей, а бабушкам хочется побаловать внуков вкусняшками. Для таких маленьких сладкоежек в магазине предусмотрена специальная полка.
Зимой и ранней весной продажи похуже. Выручают разве что праздники, перед которыми народ массово закупается.
— Перед Рождеством, Новым годом, Пасхой выручка растет, и существенно. Но при условии, что у меня на полках будет густо, а не пусто. Из опыта прошлых лет знаю, что нужно заказывать больше зеленого горошка, майонеза, рыбы, фруктов и овощей, копченостей…
В этот список так и просится еще один обязательный атрибут новогоднего стола: шампанское… но его в магазине не продают. Как не продают и другую алкогольную продукцию. В этом еще один феномен частного сельского магазина в Дмитровичах: без возможности реализации алкогольной продукции он держится на плаву, умудряясь конкурировать с магазином, где данного рода товары есть в продаже.
— Сказывается соседство с сельсоветом, — объясняет директор магазина. — Понимаю, что это минус солидной доли выручки, но закрываться даже не думаю. Беру своего покупателя ассортиментом, доступными ценами, хорошим отношением. Формат сельского магазина предполагает, что за прилавком ты не просто в роли продавца, но и психолога, если хотите. Одна бабушка возьмет хлеба с молоком и торопится уже уйти, а другой, может, и не нужно ничего. Но она придет, возьмет пачку масла, расплатится, а потом еще минут 10 будет рассказывать, как к ней внуки приехали, сколько гостинцев навезли. Другой хочется о политике поговорить. Третья любезно проконсультирует по выращиванию помидоров-перца. Всем им нужно живое общение, а я на него не жадная.
… «Символ» 99% сельских магазинов — тетрадочка, куда продавец записывает покупателей, взявших продукты в долг. У Ольги Петровой такая тоже есть.
— Всякое бывает: человек отдал кредит, детям за учебу заплатил, гости приехали. Другое дело, что не все помнят о долге. Что делать? Ну, не гоняться же за такими недобросовестными экземплярами по деревне. Хотя, может, еще вернут: я верю в людей, — признается женщина. — В городе, наверное, так не рисковала бы, но это деревня. Здесь не покупатель-продавец, а человек-человек. Значит, и отношение к людям должно быть человеческое.