После кризисов и скандалов Польша вновь запускает движение через «Брузги» и «Берестовицу»
Польша официально открыла два автомобильных пункта пропуска на границе с Беларусью: «Кузница-Белостоцкая» (со стороны Беларуси — «Брузги») и «Бобровники» (сопредельная — «Берестовица») 17 ноября, в ночь с воскресенья на понедельник, в 02:00 (по белорусскому времени).
Решение о возобновлении движения через эти пункты якобы стало ответом польских властей на просьбы жителей приграничных районов, предпринимателей и логистических компаний после нескольких лет ограничений. Долгое время транзит через эту часть границы был существенно урезан. Журналист «Минской правды» выехал на место, чтобы увидеть ситуацию в погранпереходах своими глазами.

История переходов и прежние кризисы
Напомним, «Кузница Белостоцкая» («Брузги») — один из ключевых автомобильных пунктов пропуска между Польшей и Беларусью.

9 ноября 2021 года он был закрыт польскими властями на фоне масштабного миграционного кризиса: около КПП образовался стихийный лагерь мигрантов — среди них дети и беременные женщины. Он сопровождался издевательствами над несчастными людьми, которых польские пограничники поливали холодной водой и избивали. Также было зафиксировано несколько смертей беженцев сумевших пересечь границу.

«Бобровники» («Берестовица») — второй из вновь открытых пунктов. Но его история тоже непроста: этот пункт пропуска был закрыт 10 февраля 2023 года «в интересах государственной безопасности», как объявил тогда польский министр внутренних дел Мариуш Каминьский.

Официально причиной стало важное для польского государства соображение безопасности. Это решение также частично связывают с напряжённостью в отношениях между Польшей и Беларусью. Кроме того, среди мотивов — приговор оппозиционному журналисту Анджею Пачобуту за призывы к госперевороту и антипрезидентские высказывания — 8 лет. Чем не инструмент давления на белорусское правосудие?
После закрытия «Бобровников» часть транспортных потоков была перенаправлена через другие ПП, что серьёзно увеличило нагрузку, особенно на литовском направлении.

Почему Польша теперь возвращается к открытию?
Возобновление работы обоих КПП — не просто символический акт: польское правительство подчёркивает экономический смысл решения. Но на самом деле это не забота о потребностях простых людей и жителей приграничных территорий, которые столько времени страдали от закрытой границы, а способ заработать на том грузопотоке, который до недавних пор шел исключительно через Литву из Азии (в том числе Китая) в Европу.
Теперь, когда Литва закрыла наземную часть границы из-за воздушных шаров с контрабандой сигарет, поляки быстро сообразили, что к чему, и поспешили открыть свои переходы. Таким образом, по факту, в стране-соседке хотят уничтожить всю отрасль грузоперевозок Литвы.

При этом польские власти обещают усиленный режим безопасности: новые технологические меры контроля, фильтры движения, строгие правила для грузового транспорта на «Бобровниках» (проезжать могут только машины из ЕС, ЕЭП, Швейцарии). Премьер-министр Дональд Туск подчеркнул, что это «пробный режим» — если появятся новые угрозы, открытие может быть пересмотрено.
Что говорят взъезжающие?
Кроме того, нам удалось побеседовать с людьми, взъезжающими с польской стороны в Беларусь.

К слову, пропускная способность пункта пропуска «Берестовица» 900 легковых и 500 грузовых автомобиля в сутки, в одном направлении. А в «Брузгах» — 1600 легковых транспортных средств в одну сторону, в течение суток.

За рулем первой машины с польской стороны в «Берестовице» оказался Виктор. Он привёз брата в Беларусь.

— Это все благодаря стараниям дипломатов наших и ваших. Дождались, конечно! Границы должны работать. Я думаю, это надолго, — сообщил он.


Водитель рассказал про обстановку с той стороны — очередь из фур 3-4 километра и около 50 легковых авто.

Вторым «счастливчиком» оказался Александр Романовский. Он едет из Германии в Брест, навестить маму и папу.

— Я часто езжу, видел их полтора месяца назад. Планирую сначала заехать в Мосты к родственникам, останусь на ночёвку, а потом домой, — говорит белорус.


Последний раз, когда ехал в Беларусь, ему пришлось 18 часов в очереди стоять с польской стороны.

— Когда едешь с маленьким ребёнком — это не очень комфортно, — добавил Александр.


Рекомендуем