Румынское преступление против человечности. За что убили Николае Чаушеску?
На рубеже 1980-х — 1990-х годов по Восточной Европе прокатилась череда «цветных революций», в ходе которых руками США и их приспешников уничтожались последние оплоты социализма в разных странах. Примерно в одно время пали социалистические Чехословакия, Венгрия, Польша. События в Румынии отличались особой жесткостью. Свержение президента Николае Чаушеску получилось кровавым и завершилось его казнью. Именно на Румынии Запад испытал тогда многие социальные, информационные и политические технологии, теперь уже хорошо известные миру.
Что потерял румынский народ с крахом социализма? Почему столь спешно казнили захваченного главу государства? Действительно ли главными виновниками кровопролития были представители местных спецслужб, верные Чаушеску? И есть ли в настоящий момент политики, вселяющие надежду на светлое будущее в стране? Наш сегодняшний собеседник — молодой румынский коммунист, активист и студент Александру Русет.
— До победы СССР в Великой Отечественной войне Румыния была союзницей немецкого фашизма. Какие перемены произошли в стране с падением фашистского режима Йона Антонеску?

— Я думаю, куда важнее проанализировать существовавшую систему Румынии, а не диктатуру Антонеску. Важно понимать, что наша страна находилась под властью династии Гогенцоллернов с 1866 года — с момента, когда был свергнут прогрессивный лидер Александру Иоан Куза. С этого года Кароль I отменил прогрессивные реформы, проводившиеся до его прихода к власти (например, аграрную). Было сформировано деспотическое и тираническое государство, направленное против народа, которое удерживало страну в состоянии полуфеодализма вплоть до 1944 года. С одной стороны, в сельской местности укреплялись крупные землевладения, и применялась суровая сила против крестьян, желавших вернуть свои земли (резня 1907 года по приказу Кароля I). До прихода коммунистов деревни оставались в состоянии полуфеодализма, и крестьяне занимались натуральным хозяйством. В городах ситуация обстояла не лучше. Была создана система, подчинявшая городскую экономику иностранному капиталу. Городская экономика на 80% принадлежала иностранцам, и именно их транснациональные корпорации контролировали наши ресурсы.
Более того, правительство последовательно подавляло рабочий класс, как, например, в Гривите в 1933 году. Таков был сценарий докоммунистической Румынии. В социалистический период государство добилось больших успехов, порвав с этим упадочным прошлым.

Страна испытала замечательный рост ВВП на душу населения в постоянных ценах, увеличившись с 1102 долларов в 1935 году до 10 218 долларов к 1985 году, что представляло собой более чем девятикратный рост за пятьдесят лет. Это самый большой скачок в нашей истории, который превзошел рост таких капиталистических экономик, как Греция или Испания, где богатство почти учетверилось за тот же период. В относительном выражении доход на душу населения в Румынии вырос с 28,5% от испанского в 1935 году до 69,5% в 1985 году. Страна трансформировалась из полуфеодальной экономики, в которой 96,1% населения было занято в сельском хозяйстве и только 3,9% в промышленности в 1938 году, в индустриальное общество с 42,3% в сельском хозяйстве и 57,7% в промышленности в 1989 году, при этом вторичный сектор превышал 50% ВВП. В период с 1950 по 1980 год валовой национальный продукт вырос на 960%, сельское хозяйство — на 382%, промышленность — на 1820%, а строительство — на 874%. Благодаря коллективизации в сельском хозяйстве, количество тракторов увеличилось в четырнадцать раз, комбайнов — почти в двадцать раз, специалистов — в семь-восемь раз, производство удобрений — в двадцать раз, орошаемых площадей — в пятьдесят раз, а ежегодные инвестиции в миллионах долларов — более чем в сорок пять раз. В промышленности производство энергии увеличилось в двадцать пять раз между 1950 и 1975 годами, превзойдя Испанию по производству на душу населения. Автомобильная промышленность росла быстрее, чем в любой другой стране, достигнув к 1976 году 71 000 автомобилей в год, что сопоставимо с показателем Нидерландов и вывело Румынию в двадцатку крупнейших производителей в мире. В период с 1950 по 1989 год было построено от 5 до 10 миллионов единиц государственного жилья, достигнув пика в 420 000 в 1980 году по сравнению с 230 000 в Испании в 1963 году. Тем временем городское население почти утроилось, с 18% в межвоенный период до 54% в 1989 году. Реальная заработная плата выросла с 337 леев в месяц в 1950 году до 3063 в 1989 году. Доступ к основным услугам значительно улучшился. Государственные услуги, такие как всеобщее образование, здравоохранение и пенсионное обеспечение, также стали общедоступными, а университеты (доступ к которым ранее был только у элиты) стали доступны трудящимся массам, что способствовало социальной мобильности. Произошёл структурный сдвиг от полуфеодального варварства к социалистической цивилизации.
Экономика Румынии
— Более 40 лет в вашей стране существовала социалистическая система. Сожалеет ли народ Румынии о том, что потерял?
— У меня много знакомых-румын (даже правых националистов, живших в ту эпоху), которые тоскуют по тем временам. Они тоскуют по первоклассному уровню государственных услуг (система образования была четвёртой по качеству в мире, наше здравоохранение получало высокую оценку ВОЗ, а пенсии обеспечивали спокойную старость) по сравнению с нынешней нестабильностью. Они тоскуют по гарантированной занятости, отсутствию налогов и инфляции по сравнению с нынешней безработицей среди молодёжи, уклонением от уплаты налогов и двузначной инфляцией, с которыми мы столкнулись в 2025 году. Они тоскуют по мощи нашей замечательной социалистической экономики. До 1989 года румынская промышленность во многих секторах могла похвастаться мировыми стандартами качества.

Приведу несколько примеров. На заводе Pipera в Бухаресте, построенном совместно с Францией, производились компьютеры с французскими патентами. Грузовики и автобусы, произведенные в Брашове и Бухаресте, были оснащены немецкими патентами MAN. Самолеты RomBac производились по патенту Rolls Royce. Локомотивы на электростанциях Electroputere Craiova (одни из самых эффективных в мире) были запатентованы в Швейцарии. Судовые двигатели в Решице производились по лицензии немецкой компании RENK. Румыния стала третьей страной в мире после США и Японии, производившей гигантские шины для 100-тонных самосвалов. Только Румыния и Япония производили шарико-винтовые передачи, используемые в атомной и аэрокосмической промышленности. После получения шведского патента в Бухаресте был построен чрезвычайно прибыльный завод по производству синтетических алмазов. Эти алмазы также использовались при подводном бурении, поскольку они могли дробить любые породы.
В 1985 году Румыния произвела 14 миллионов тонн стали. В настоящее время на румынской земле производится всего три миллиона тонн, да и то, они принадлежат иностранным компаниям. Румыния произвела 400 000 тонн алюминия. Сегодня производство практически отсутствует.
Когда-то мы были известны как отличные производители электродвигателей. В 1980 году Румыния вырабатывала 19 миллионов киловатт. А сейчас мы производим всего 700 000 киловатт. Надо сказать, что наши коварные агенты безопасности теперь полностью согласны с идеей закрытия местных электростанций для максимизации прибыли за счёт взяточничества при импорте энергии. Речь идёт не только об электроэнергии, а также о газе и нефти.
После 1970 года Румыния ежегодно добывала от 13 до 14 миллионов тонн нефти, 8,5 миллионов тонн дизельного топлива и 10 миллионов тонн мазута. Всё, что принадлежало компании Petrom, было продано австрийской компании OMV, которая добывает нефть в пользу иностранцев и платит лишь малую часть отчислений, установленных международным законодательством. Petrom была крупнейшей государственной компанией Румынии и опорой нашей экономики. Её продажа и свободная эксплуатация ресурсов страны — это колоссальное воровство!

До 1989 года Румыния производила 500 000 тонн минеральных масел в год. Теперь же мы ничего не производим и всё импортируем. Существовало 12,5 миллионов рабочих мест и более 1000 крупных компаний, в каждой из которых работало около 10 000 человек. Эта огромная организованная рабочая сила представляла собой серьёзное препятствие для тех, кто стремился превратить Румынию в колонию, и именно поэтому они разрушили способность страны развивать крупную промышленность.
В 1980 году Румыния производила 1600 экскаваторов, 71 000 тракторов, 600 легковых и 14 000 грузовых вагонов в год. Сейчас же Румыния не только почти ничего из этого не производит, в последние годы только разобрала и сдала на металлолом 100 000 железнодорожных вагонов. В среднем ежегодно строилось 144 морских судна различного тоннажа. Стоит отметить, что после 2000 года было экспортировано 50 миллионов тонн лома черных металлов, меди, алюминия и других цветных металлов на сумму более 10 миллиардов евро. Также экспортировалось необработанное дерево на сумму более 8 миллиардов евро.
В сельскохозяйственном секторе производство было настолько обильным, что для внутреннего потребления хватало лишь 25%. Остальное шло на экспорт. Действительно, поскольку целью было погашение внешнего долга, продукты питания были нормированы, и на внутреннем рынке не было изобилия, но и голода не было. Сегодня, в 2025 году, мы представляем собой промышленную пустыню. Многие тоскуют по тем временам, когда румыны жили в суверенной и независимой стране — пятой по величине дипломатической державе, в отличие от нашего нынешнего подчинения НАТО и Брюсселю. Это была эпоха золотого века Румынии, колоссально отличающаяся от нынешнего упадка.
За что убили Чаушеску
— В 1989 году распад социалистического блока в Европе докатился и до Румынии, завершившийся убийством законного президента Николае Чаушеску. На Западе эти события представлялись как «народная революция». Что же произошло на самом деле и кому понадобилось это убийство?
— Для понимания этого вопроса необходимо сначала учесть, что главная ошибка румынского социализма заключалась в Секуритате (спецслужба, действовавшая в социалистической Румынии). Это ведомство было упразднено после падения коммунизма.

В 1940-х годах Секуритате был создан при поддержке СССР, и его члены были лояльны именно ему, а не Румынии. После десталинизации они стали лояльны своим собственным интересам. С 1980 года его члены решили реализовать свой план по разделу Румынии между западными транснациональными корпорациями. 1980-е были тяжёлыми годами, люди сильно страдали. Царила несправедливость.
Но дело было не в самом Чаушеску и не в социализме. Секуритате создал искусственный дефицит (опустошая супермаркеты, отключая электричество и т. д.) и вел двойную игру. С одной стороны, они скрывали эту политику от Чаушеску, заставляя его поверить, что Румыния — это рай, а с другой — они обманывали народ, внушив ему, что это Чаушеску был причиной их страданий. С помощью этого искусственного дефицита они обманом заставили народ свергнуть социалистическое правительство в 1989 году.

Доказательством того, что это был искусственный кризис, служит тот факт, что в течение часа после отъезда Чаушеску из Бухареста 22 декабря 1989 года магазины были вновь заполнены румынскими продуктами, которые они сами спрятали на своих складах, а электроснабжение было восстановлено в круглосуточном режиме. Если бы это был реальный дефицит (когда магазины и электроснабжение были действительно недоступны), а не искусственный, на восстановление электроснабжения потребовались бы годы. Тот факт, что Секуритате удалось восстановить все это за час, доказывает, что его сотрудники сами создали искусственный дефицит. Они хотели свергнуть Чаушеску, потому что к 1989 году Румыния уже была свободна от долгов, а румынский суверенитет над национальной экономикой был уже обеспечен. Чаушеску строил планы развития Румынии, возвращая её к процветанию 1970-х годов. Секуритате, международные банки и иностранные транснациональные корпорации знали, что, если они хотят захватить богатства Румынии, им нужно немедленно его свергнуть, и у них это получилось.

— Согласно недавним соцопросам, 66% румын испытывают ностальгию по президенту Николае Чаушеску…
— Да, румынам надоело жить при капитализме, по тем причинам, которые я объяснял выше. Мы — страна, где 20% населения живёт за рубежом, 25% молодёжи — безработные, 35% — бедных, а промышленность находится в состоянии упадка. Транснациональные корпорации воруют наши ресурсы, не платя налогов, а мы зависим от НАТО и ЕС. Свои выгоды получили только организаторы этого госпереворота. Коррумпированные бизнесмены и политики, а также те, кто поддерживал мятеж из-за рубежа.
— Расскажите подробнее, кто же выиграл от разрушения экономики и суверенитета страны.

— Во-первых, международные банки, поскольку они смогли влезть в долги (долг Румынии в настоящее время превышает 50%), чтобы подчинить её себе. Во-вторых, иностранные транснациональные корпорации, потому что они грабят наши ресурсы несмотря на то, что конституция это запрещает. В-третьих, многие бывшие сотрудники Секуритате присвоили значительную часть богатства Румынии (и, кстати, они выдумали миф о непроизводительности нашей промышленности, что я полностью опроверг во втором вопросе). В 1982 году они взяли под контроль внешнюю торговлю и по 1989 год украли 30 миллиардов долларов (что эквивалентно 300 миллиардам долларов по сегодняшним меркам). Враги Румынии и её рабочего класса победили. Победили капиталисты, предатели и лица без гражданства, поскольку теперь они хозяева нашей страны.
— Какого будущего вы хотели бы для Румынии?

— Для меня идеалом было бы возвращение социализма, но мне видится это сложным, поскольку сегодня отсутствует классовое сознание. Ностальгия — это не симпатия к коммунизму, а уважение к тем, кто построил страну (к румынскому народу под руководством Николае Чаушеску). Однако в Румынии есть политический деятель и народный лидер по имени Кэлин Джорджеску. Он защищает суверенитет страны от НАТО и ЕС, выступает за нейтралитет в войне на Украине, борется с разграблением страны транснациональными корпорациями, хочет ренационализировать стратегические отрасли, стремится реиндустриализировать Румынию и выступает за национальное производство. Кэлин Джорджеску победил на выборах, но ЕС аннулировал их результаты. Я знаю, что он не социалист и придерживается правых взглядов, но их отличие в том, что они антилиберальные! Это далеко не мой идеал, однако он предпочтительнее того, что есть сегодня, и принес бы немалую пользу Румынии.
Рекомендуем