700 боевых вылетов и бой в огне: как братья Кардановы стали Героями Советского Союза
По имеющимся сведениям, за подвиги в годы Великой Отечественной войны в 17 советских семьях звания Героя Советского Союза удостаивались по два человека. И одна из таких — это семья Кардановых из селения Аушигер Кабардино-Балкарии Российской Федерации, в которой братья: Кубати — летчик и Кобард — танкист, стали Героями Советского Союза.
700 боевых вылетов Кубати Карданова
С первых дней Великой Отечественной войны летчик-истребитель, лейтенант Кубати Карданов сражался на фронте в составе 88-го истребительного авиационного полка. Свой первый вражеский самолёт Кубати сбил в июле 1941 года в небе над украинским Днепропетровском, в 1942 году Кубати защищал небо родной Кабардино- Балкарии, в 1943 -м участвовал в освобождении Ростова.
К лету 1943 года капитан Кубати Карданов совершил 550 боевых вылетов, и за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм 24 августа 1943 года капитан Кубати Локманович Карданов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Весть о присвоении сыну кабардино-балкарского народа звания Героя Советского Союза вызвала большую радость в родной республике. В газете, выходившей тогда под названием «Социалистическая Кабардино-Балкария», было опубликовано обращение к отважному лётчику, подписанное руководством республики:

«Дорогой товарищ Карданов, Президиум Верховного Совета, Совет народных комиссаров и областной комитет ВКП (б) КБАССР поздравляют тебя, Кубати, с высокой наградой советского правительства – присвоением звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С тех пор как началась Великая Отечественная война, ты в боевой братской семье сталинских соколов вместе с русскими, украинцами, грузинами и представителями других народов СССР, храбро и мужественно громите ненавистных гитлеровских захватчиков. Твои земляки, трудящиеся орденоносной Кабардино-Балкарии, гордятся твоей славой, славой мужественного сталинского сокола. В ответ на твои подвиги и на подвиги твоих боевых товарищей они куют нашу победу самоотверженным трудом на полях колхозов, на предприятиях и в учреждениях. Мы уверены, товарищ Кубати Карданов, что славу Героя Советского Союза ты умножишь в предстоящих сражениях за окончательное уничтожение фашистских разбойников, заливших кровью твою родную землю. Желаем тебе здоровья и новых боевых успехов!».
20 октября 1943 года фотография Героя Советского Союза Кубати Карданова была помещена на титульной странице журнала «Огонек» с такой подписью:
«На суше, на море, в воздухе — всюду беспощадно громят ненавистного врага славные сыны Ленинско-Сталинского комсомола. Звезда Героя Советского Союза, три ордена Ленина и орден Красного Знамени украшают грудь отважного лётчика-истребителя, воспитанника комсомола, капитана Кубати Карданова».

Но война не всегда победы, в воздушном бою 20 ноября 1943 года самолет капитана Кубати Карданова был подбит, лишь благодаря летному мастерству и силе воли летчик смог дотянуть до аэродрома и произвести посадку. Затем были долгие месяцы лечения, прежде чем Герой Советского Союза Кубати Карданов смог вернуться в свой родной полк и продолжить боевой путь.
Вот как об этом писала газета «Кабардино-Балкарская правда»:
«Пасмурным осенним днём Карданов повёл лётчиков в район Керчи прикрывать сухопутные войска. Истребители были ещё далеко от цели, когда по радио с командного пункта передали:
— Южнее Керчи шестёрка «мессеров» атакует нашего разведчика. Спешите на выручку!
Кубати только что получил новенький самолёт с мощным мотором и, дав полный газ, заметно вырвался вперёд. Товарищи поотстали, но он продолжал идти вперёд на полной скорости. И скоро увидел впереди по курсу характерный двухкилевой контур «Петлякова», который, маневрируя, отбивался от наседавших вражеских пилотов. Видимо, немцам сообщили с земли о приближении советских истребителей, потому что «мессеры» разделились: четыре повернули им навстречу, два продолжали преследовать разведчика.
Карданов успел проскочить мимо четвёрки и пошёл в атаку на ту пару. Сходу, дав несколько точных очередей, он сбил ведомого. Второй свечой взмыл вверх. Кубати рванулся за ним и уже поймал в прицел, как вдруг ощутил всем телом сильнейший удар. Он мгновенно повернул голову: сзади совсем близко, почти в упор по нему стрелял «мессер». Новым ударом самолёт бросило в сторону, снаряд разорвался где-то у самой кабины. Левая рука бесчувственно повисла плетью.
Собрав все силы, Карданов ввёл самолёт в отвесное пике и стал резко менять направление, благо машина по-прежнему его слушалась. Она неслась вниз, точно сбитая, и только у самой земли на огромной скорости, вырванная волей лётчика из падения, ожила, выровнялась.

Набухал кровью комбинезон, тёмная пелена волнами накатывала на глаза, но он, стиснув зубы и не теряя самообладания, всё так же, на бреющем полете, вёл самолёт к своему аэродрому. И привёл. Из кабины лётчика пришлось вытаскивать: теперь, на земле, силы его оставили.
На другой день в полевом госпитале Карданова разыскал штурман с Пе-2.
— Пришёл поблагодарить от всех, от всего экипажа.
— Зачем громкие слова? Зачем благодарить? — прервал его Кубати.
— Но вы же спасли нам жизнь. И пролили кровь за нас.
— Это долг, а ещё лучше сказал поэт: высшая честь!
Он был очень бледен от потери крови, говорил тихо, но с той спокойной уверенностью, которая всегда отличает сильного человека.
Лечение между тем затянулось. Сустав левой руки был перебит. Кубати переводили из одного госпиталя в другой, месяц проходил за месяцем, а рука по-прежнему не действовала. Через полгода с лишним Карданов оказался в Главном военном госпитале. И здесь врач, осмотревший его, снова осторожно завёл разговор о том, что руку не вернёшь, последствия могут возникнуть самые тяжкие, и нужно решиться на ампутацию.
— Я должен летать, — упрямо повторял Кубати.
Консилиум лучших медицинских специалистов помог определить новый метод лечения. Постепенно рука начала восстанавливаться. И наступил день, когда тот же лечащий врач твёрдо сказал:
— Рука будет жить. Только придётся её долго тренировать.
— Я готов на всё, — ответил летчик».
И земляки из селения Аушигер отреагировали на его возвращение в боевой строй такими словами:
«Ты дерёшься так, как дрались наши отцы и деды с врагами, посягавшими на свободу, честь и независимость нашего народа. Мы рады и горды тем, что ты, воспитанник нашего селения, высоко держишь честь сына кабардино-балкарского народа. Ты — наш богатырь!».
Всего Кубати Карданов в Великую Отечественную войну совершил свыше 700 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3 и Ла-5, в воздушных боях лично сбил семнадцать самолётов противника и еще двенадцать — в составе группы.

А 9 мая 1945 года в полк Кубати Карданова, удостоенный за боевые достижения звания «гвардейского», прилетел заместитель командира истребительной авиационной дивизии полковник Андрей Маркелов, который, будучи командиром полка, вел в бой летчиков в первые дни Великой Отечественной войны. По этому случаю из сейфа начальника штаба достали заветную пачку папирос «Триумфальные», ту самую, которую летчики поклялись раскурить после победы над врагом. Но лишь 12 из 65, стоявших в строю полка в июне сорок первого года на аэродроме под Винницей, смогли это сделать…
Танкист Кобард Карданов погиб смертью героя, из горящего танка уничтожив «Тигр»
Читаем на сайте «Танковый фронт»:
«Командир танкового взвода 1-й гвардейской танковой бригады гвардии лейтенант Кобард Карданов в период боев с 21 по 23 марта 1944 года при форсировании реки Серет в районе города Чорткова Тернопольской области Украинской ССР уничтожил: четыре танка, семь пушек, три миномета, зенитную установку, другую боевую технику и живую силу противника.
23 марта 1944 года танк гвардии лейтенанта К. Л. Карданова был подбит и загорелся, но экипаж продолжал сражаться и погиб в горящей боевой машине. Похоронен лейтенант Кобард Карданов в городе Чортков, где установлен памятник семнадцати танкистам, погибшим при его освобождении».
Так танковый командир, лейтенант Кобард Карданов, геройски воевавший на Курской дуге, освобождавший Киев, награжденный орденами Отечественной войны 2-й и 1-й степени, погиб смертью храбрых на земле Украины, в небе которой старший брат Кубати Карданов начинал свой боевой путь.

Умирая в Брестской крепости и в Ленинграде, сражаясь под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге и Днепре, освобождая Беларусь и Западную Европу, штурмуя Берлин, советские солдаты не думали о национальности.
Очень емко и верно подчеркнул это Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко:
«Они были едины, водружая Знамя Победы. Значит, и Победа была едина и будет всегда неделима! Мы всегда должны помнить: Победа — это святое! И прикасаться к ней можно только чистыми руками и с чистой душой».
Из наградного листа на лейтенанта Кобарда Карданова:
«23 марта 1944 года, сломив сопротивление противника, тов. Карданов успешно форсировал реку Серет и неожиданно для немцев ворвался в город Чортков. В течение 4-х часов Карданов вёл уличные бои с танками и самоходной артиллерией противника. В бою он уничтожил 2 танка, 1 пушку, 1 зенитную установку, истребив до 40 солдат и офицеров. Стоявший в засаде немецкий танк Т-5 (одна из модификаций «тигра» – прим. автора) зажёг танк Карданова, но тов. Карданов обнаружил стоящий в засаде танк и из горящей машины уничтожил его. Карданов был ранен, но, собрав последние силы, продолжал уничтожать врага. В этом бою тов. Карданов погиб смертью героя».
Этим документом командование бригады ходатайствовало о присвоении Кобарду Карданову звания Героя Советского Союза, но ни в годы Великой Отечественной войны, ни в послевоенные годы награждение не состоялось.

Справедливость восторжествовала лишь в 1990 году, когда 5 мая, в канун 45-летия Великой Победы, Указом Президента СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Карданову Кобарду Локмановичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Их подвиги помнят
Память о братьях-героях Кубати и Кабарде Кардановых увековечена в памятнике, названии школы в их родном селении Аушигер, а также в публикациях, прославляющих их подвиги.
И склоним головы….
520 жителей родного селения братьев Кардановых ушли на фронт защищать Родину, 222 из них не вернулись с полей жестоких битв и сражений, отдав жизнь во имя свободы и независимости.

В их честь на центральной улице селения воздвигнут памятник отважным сынам Аушигера, с именами всех 222 земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

А еще один памятник сооружён во дворе местной школы в честь героических бойцов Красной Армии, отдавших жизнь при освобождении Аушигера в октябре 1942 года. Этот скромный обелиск благодарные аушигерцы установили в честь двух офицеров, которые навечно остались в их земле — украинца Я.Ф. Канищука и белоруса — А. Ф. Голубца.
Рекомендуем