Беларусь — новый Клондайк для американцев: очередная дипломатическая победа Лукашенко
Что американцы ищут в Беларуси? Или это другая вариативность поведения Белого Дома на внешнем контуре? А где её демонстрировать и с кем? Беларусь — лучший вариант. Открыто, честно и аргументировано Минск всегда указывал на промахи внешней политики западного истеблишмента. Именно в Минске смогли удержать знамя борьбы за многополярный и равноправный мир. Но притом Минск всегда настроен на конструктивный диалог со всеми, кто готов разговаривать. Так было всегда.
«Нюансы» последних лет: мы самые близкие сразу двух противоборствующим сторонам конфликта, который может перерасти в третью мировую и ядерную войну. А ещё Лукашенко ближе всего к Путину и самый непримиримый оппонент европейскому истеблишменту. Для владельца Белого Дома — лучшего сторонника не найти, чтобы договориться с Россией и поставить в угол Европу.
А теперь о личном. Лукашенко и Трамп очень схожи по характеру: вымирающий вид цисгендерных политиков — мужественных лидеров. И, конечно же, не последнюю роль играет трампизм Лукашенко. Об это белорусский лидер говорит не стесняясь, ещё с того момента, когда международный мэйнстрим либо сдержано молчал, либо просто дико выступал против Трампа.

Адвокат Джон Коул мог бы так и не увидеть Беларусь, могли бы не состояться все эти встречи, если бы Александр Лукашенко смело и открыто не высказывал свои симпатии ещё кандидату Трампу. Первый снова пошел против мэйнстрима — и выиграл. Это его и роднит с Трампом. Но лидеров объединяет не только смелость, а ещё расчётливость и прагматизм. Прям, «золотое сечение» для политиков.
Ничего личного, просто – сделка
Лукашенко с четой Трамп обмениваются посланиями и подарками. Это так мило. Но такие любезности – это и предтеча для большой и выгодной сделки. Трамп рыночник и капиталист. Отменный бизнесмен. Он умеет «продавать» свой интерес как уступку. Сначала отмена санкций против «Белавия», а затем открытие рынков для калийной отрасли. А это чувствительная статья доходов — экспорта. Эксперты говорят про миллиард долларов ежегодно.
Санкциями нам насолили, но из колеи не выбили. Разумная политика финансового и промышленного пула. А главное — умение главы государства договариваться со всем миром позволило минимизировать последствия санкционных ударов. Мировой авторитет и умение Лукашенко договариваться принесли нашей стране очередную Победу. Это конечно, сладкая новость для калийной отрасли.

Действительно — сделка. Никто никому не уступил. Но все выиграли. Мы — понятно. Но это точно не жест доброй воли. И США не в накладе. Во-первых, для Штатов это пресловутая диверсификация канадского импорта. И это на фоне не простого диалога Отавы и Вашингтона по пошлинам. А без удобрений сотни миллионов американцев даже поп-корном не накормишь.
Второй момент — стабилизация мирового рынка удобрений, на котором четыре-пять стран. Санкции по белорусской отрасли расправили крылья для стран, которые, мягко говоря, для США конкуренты. От доступа белорусов на мировой рынок выиграл весь мир: корни продовольственной безопасность всё-таки зарыты на глубине калийных шахт, а цены на удобрения стабилизируются.
Для прорыва калийной блокады наш Президент сделал очень дальновидный шаг. Во время большой командировки по странам Глобального Юга предложил сообразить на троих: делать удобрения в кооперации с Алжиром и Оманом. Это тоже повлияло на решение Вашингтона.
Никто не остался внакладе и от второй части сделки — амнистии для 123 заключенных. Среди иностранных граждан главные бунтари минувших лет. Но, это скорее не амнистия, а обмен. Символично даже получилось. Все довольны. Вот это ход. Победный ход.
Разочарованы, пожалуй, лишь те, кому «вязни» были знаменами борьбы, «знамёна» оказались выцветшими. А главное, белорусы поняли, ставленники каких центров сил рвались к власти. В стране действительно была сформирована целая категория адептов западного мира. И они с помощью иностранных бенефициаров вышли из своего подполья. А теперь вся эта ойкумена осела в соседних странах. Причём, сплочённости в них кроме как западных ценностей — нет. В политическом плане их объединяло лишь одно — желание взять власть. А теперь все пауки оказались в одной банке. Все благодаря акту гуманизма и спискам Трампа. Действительно — сделка удалась.
Не Украиной единой:развязать гордиевы узлы противоречий
Понятно, диалог между Минском и Вашингтоном не только ради того, чтобы списки менять на снятие санкций. Причём, от амнистии выигрывают два участника переговоров. Республиканец Трамп — в глазах демократической общественности — голубь мира, Президент Лукашенко — избавляется от нежелательных оппозиционных активов — пятая колонна покидает страну.
Причём, второй и самый важный момент — это урегулирование конфликта в Украине. Это надо нам, это — надо миру. Можно по-разному оценивать возможности Беларуси. Но то, что мы серьёзный игрок, это уже никто не отрицает. Ни в Китае — транзит их товаров через нашу страну. Ни в странах Глобального Юга — сами видите, как принимают Беларусь, а теперь и в Америке Трампа всё-таки признали всю правоту выверенной белорусской модели внешнеполитического поведения. Без Минска Москва и Киев к рукопожатию не сделали бы даже и шага. Ни в 2014 году, не сейчас — это ещё впереди.
«Ваш Президент имеет большую историю отношений с Президентом Путиным, имеет возможность давать ему советы. Это очень полезно в этой ситуации. Они давние друзья и имеют необходимый уровень отношений, чтобы обсуждать подобные вопросы. Естественно, Президент Путин может принять одни советы и не принять другие. Это способ помочь процессу», — отметил спецпосланник США по Беларуси Джон Коул.

Впрочем, не Украиной единой наполнены переговоры. Медиативные возможности белорусского лидера связаны с его тесными контактами по всему миру. Тема Венесуэлы прозвучала в интервью Александра Лукашенко. Глава государства ответил практически на 30 вопросов от одного из крупнейших американских телеканалов. Грета Ван Састерен — журналист и ведущая авторской программы, ещё и супруга спецпосланника США по Беларуси Джона Коула.
Ранее гостями программы «Хроника с Гретой Ван Састерен» были президенты США: оба Буша, Билл Клинтон, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Интервью — это же один из элементов диалога между Беларусью и США. Действительно, после такой ёмкой беседы белорусский лидер должен стать ближе и понятнее для миллионов американцев.
Президент сразу же расположил к себе съёмочную группу. Но общение с заокеанскими журналистами было острым, а значит интересным. Обсудили белорусско-американские отношения, трампизм Лукашенко, ситуацию в Украине и Венесуэле, борьбу с наркотрафиком и личные отношения Президента с мировыми лидерами.
Интервью — до сих пор пока самый успешный жанр журналистики, возможность заработать очки и высокие рейтинги: к политической персоне Лукашенко интерес из года в год растёт и на Глобальном Юге, и на коллективном Западе. Но политические интервью – это ещё глубже, чем медийная картинка. Это инструмент изучения партнера, его настроений, это базис формирования повестки для возможных переговоров. Именно через интервью самым одиозным либо негативно настроенным каналам и журналистам мир узнал, что Беларусь в российско-украинском конфликте не патроны подносит, а пока европейский дип стейк подливает мало в огонь, Минск занимается международной медиацией. А затем можно говорить и о мировой сделке — как новой системе глобальной безопасности.

Привыкайте: правда, с улыбкой
Глава государства отметил, что интерес Соединенных Штатов Америки к Венесуэле, расположенной рядом, вполне понятен, как и, например, интерес России к ситуации в Украине. «Абсолютно убежден, что все вопросы, все пожелания Соединенных Штатов Америки можно сегодня решить абсолютно мирным путем, — подчеркнул Президент. — Это будет второй Вьетнам. Вам он нужен? Не нужен. Поэтому не надо там воевать. Там можно договориться».
Проблема во взаимоотношениях США и Венесуэлы связана с проблемой торговли наркотиками и наркотрафиком из стран Латинской Америки в США. Президент подчеркнул, что с этим надо бороться, но «Ракетами наркотики не победишь». У Лукашенко прямо спросили, а примет ли он Мадуро в Минске? «Никогда на эту тему с Мадуро мы не разговаривали. Мы больше с американцами по поводу Венесуэлы, если уж откровенно говорить, разговариваем, нежели с Мадуро по поводу его отставки и каких-то действий. Это героический мужик», — подчеркнул глава государства.
Не обошлось и без классического американского вопроса о четности выборов в Венесуэле. Первый ответил — прямо, нечего добавить: «США не признавали не только выборы в Венесуэле. При Байдене вы нигде не признавали выборы», — сказал белорусский лидер. «То, что вы не признали выборы в Венесуэле, — да Господь с вами. Венесуэла же выборы проводила не для американцев. Венесуэльцы проводили выборы для своего народа, для себя. И результаты их известны. Других результатов нет. Вы что, там вместо Центральной избирательной комиссии считали голоса? Нет. Ну, и не американцам считать голоса в Венесуэле. Помните, когда Трампа, как у нас говорят, бросили, опрокинули на выборах прошлых? Там бюллетени у вас под забором находили, у вас по почте голосовали, — напомнил Александр Лукашенко. — Стопроцентно фальсифицированы были ваши выборы, когда победил Байден и вы Трампа выбросили на обочину. Что, этого не было? И американцы сегодня с таким багажом предвыборным не признали выборы в Венесуэле, в Беларуси или еще где-то. Да Господь с вами! Ну не признали и не признали».

Вот она, прагматика белорусско-американских отношений. Привыкайте. Правда, с улыбкой. Сейчас, конечно, ряд прозападных аналитиков и европейских медиа рассказывают и пишут долгие и красивые тексты о вариативности отношений США и двух школах дипломатии. Словно извиняются перед прагматичной общественностью за поведение Трампа. Понятно, цель выбить очередную авторитетную дипломатическую победу Лукашенко.
Верно: либо жёсткие санкции, либо мягкие переговоры. С конца 2024 года в США зазвучали новые идеи: если за четыре года политики максимального давления Минск, так и не пошел ни на какие требуемые Западом шаги, то, возможно, нужно попробовать какие-то качественно иные подходы?
Ну, да — это признание крепкой модели белорусского государства. Выстояли. Сейчас продолжаем мирный диалог. Не против кого-то, а в интересах своей страны. Сейчас, конечно, оппоненты, и западные, и восточные начнут раскачивать новую волну про продажную многовекторность. Но, окститесь, Москва тоже ведёт переговоры с Вашингтоном. И мы, главное не опоздали.
Беларусь в сердце Европы. Но чем шире сердце, тем больше оно способно вместить. Этот эпитет точно характеризует нашу внешнеполитическую модель отношений.
«Я убежденный сторонник Трампа. У меня есть родственник, близкий родственник — президент России. И есть очень хороший мой друг. Давних времен, еще до времен, когда он руководил государством. Это Си Цзиньпин. Поэтому никаких гадких вопросов в отношении этих трех лиц не задавайте», — сказал с улыбкой Президент американской журналистке. Правда, с улыбкой. Привыкайте.
У каждой страны были, есть и будут свои интересы. Это у государствориентированных политиков. Хочется верить, что Трамп политическая персона, а не проект закулисья.
Второй момент, потепление отношений, это не американофилизм. Америка останется Америкой, а Беларусь — Беларусью! После переговоров с американской делегацией, в понедельник состоялась встреча с министром иностранных дел Ирана. Встреча официальная. Но гости без галстуков. Для госслужащих Ирана этот элемент делового гардероба неприемлем: является символом чуждой культуры. Этому стоит поучиться: всегда сохранять своё. Во времена социальных сетей и ИИ давить на клавишу Soft power будут с новой силой. Новогодние подарки ждать не от Санты, а от Деда Мороза. Именно чуждые нарративы — удобрение для новых оппозиционных колон: даже не против политиков, против традиционной Беларуси. А когда сохраним свои паттерны, тогда любые отношения будут прагматичными и честными. Евросоюз хотел превратить Беларусь в «джунгли», а теперь американцы разглядели в нас геополитический Клондайк.
В конце интервью Глава государства открыто сказал, о том, что в 2020 году организовав против нас атаку, западники проиграли, и предложил спокойно по-мужски двигаться дальше. Правда, с улыбкой. Привыкайте.
Рекомендуем