Испанская журналистка Элена Вилляр о цензуре и пропаганде в США: реальность за кулисами
Журналисты в наше непростое время находятся на переднем крае информационной схватки. Борются на поединке, как Давид с Голиафом. И наша героиня — испанская журналистка Элена Вилляр — корреспондент канала Russia Today в Вашингтоне, знает об этом не понаслышке. Высказывать противоположную точку зрения, спорить, указывать на «корень зла» и защищать правду в лице России — ее непростая миссия. Получив степень бакалавра журналистики в Университете Барселоны и магистра телевидения в Университете Хуана Карлоса, она посвятила себя работе на «голубом экране».
За ее плечами большой опыт работы на RT в качестве корреспондента в Испании, освещение терактов в Париже в 2015 году, в Берлине в 2016 году. Элена всегда находилась в эпицентре «горячих» тем: Брексит, экономический кризис в Греции, сепаратистский переворот в Каталонии. Она автор множества документальных фильмов на RT. В 2017 году Элена начала новый виток в своей карьере, став работать корреспондентом Russia Today в Вашингтоне. Освещение скандалов с Дональдом Трампом, Джо Байденом, президентской схватки 2020 года в США, репортажи с высокопоставленными чиновниками Латинской Америки — ее рук дело. Элена Вилляр — автор книги «Объединенные рабы: обратная сторона американской мечты». Мы поговорили с ней о жизни и жестоких реалиях Америки, о цензуре RT, о призрачной «американской мечте» и неудобной правде для империалистов.
— С какими побуждениями вы пришли в большую тележурналистику, в особенности на российский телеканал?
— Изначально на RT искали нового корреспондента в Испании и начали процесс отбора. Меня выбрали из числа других кандидатов. Моя мотивация — рост и продвижение в журналистике. Я долгое время работала на испанском телевидении, со мной заключали временные контракты. Хоть там и было много работы, поездок и множество прямых эфиров, содержание этих программ не всегда было строго журналистским. Должность на Russia Today — большая ответственность, прекрасная возможность заниматься актуальными темами и ездить для этого по всему миру.
— Как вы живете, работая в условиях западной цензуры? И как сейчас обстоят дела Russia Today в США?
— Положение RT в Соединенных Штатах очень сложное. Я приехала в эту страну в 2017 году, в разгар «эры Трампа», когда значительная часть общественности дала волю заговорам. Впоследствии заговоры по поводу Трампа и России оказались ложными. Оказаться в эпицентре урагана и осознать уровень публикуемой лжи и общего лицемерия в прессе, понять социальную реальность Америки стало для меня определенным откровением. Уже тогда правительство США вынудило RT America, филиал RT в США, зарегистрироваться в качестве иностранного агента под угрозой ареста директора. Это повлекло за собой ряд неприятных мер. Моим коллегам пришлось отправить в Министерство юстиции США список контактов, с которыми они работали как журналисты. Их исключили из Конгресса США в качестве представителей прессы. А наш канал был исключен из списка поставщиков услуг кабельного телевидения.
Позже репрессии усилились, и RT America пришлось закрыть и уволить всех своих сотрудников. В настоящее время RT ограничен в вещании и подвергается цензуре на некоторых видеоплатформах и в социальных сетях в США. Журналисты, работающие на канале, живут в постоянной неуверенности, что их заставят прекратить свою работу. На практике невозможно добиться интервью с политиками, всевозможными личностями. По разным причинам. Это непринятие ими русского языка, или прямой страх быть наказанными в должности за причину общения с нами.
— Какова главная цель ваших документальных фильмов? Что вы стремитесь донести до зрителей?
— В своих документальных фильмах и в своей работе я стараюсь как можно более честно и объективно представить реальность темы, о которой говорю. Ввести зрителя в контекст темы и предложить причинно-следственные связи для осмысления этой реальности. Думаю, что один из козырей западных СМИ — представлять определенные реалии и события как анекдоты, при этом изолируя их от темы капиталистической системы и вызывающей ее неолиберальной политики. Попытка западных СМИ скрыть последствия американского империализма как на своей территории, так и за ее пределами.
— Вы являетесь автором книги «Объединенные рабы: обратная сторона американской мечты». Как США удалось ввести мир в заблуждение относительно жизни на Западе и так называемой свободы и демократии?
— В настоящее время Соединенные Штаты являются имперской державой в системе капитализма, которая управляет большей частью мира. После окончания Второй мировой войны они пользуются экономическим преимуществом благодаря созданию рыночной и валютной системы. С другой стороны, США возглавляют крупнейшую в мире военную организацию НАТО. С обоих сторон Штаты пользуются инструментами для подавления тех, кто не подчиняется их интересам. С помощью санкций, прямых военных вторжений.
В этом контексте им жизненно важно навязывать как журналистские, так и художественные повествования, которые оправдывают это злоупотребление и превозносят повседневную жизнь империи. Одним из основных путей в этой системе является капитал. Без денег ни одно СМИ не выживет. В настоящее время подавляющее большинство крупных медиа-конгломератов на Западе имеют за спиной инвестиционные фонды, которые зависят от капитала, а не от гражданства.
Существует не один ключ, а довольно сложная матрица. Один из ключей, как я уже говорила ранее, — рассматривать явления, которые являются чистым следствием американского неолиберализма, как анекдоты, чтобы средний гражданин не смог их истолковать. Другой ключ — романтизация неоспоримых социальных драм: насилие с применением огнестрельного оружия или наркотики. И, в конечном итоге, я бы также отметила сокрытие. Это самый эффективный способ западной пропаганды. То, о чем не пишется и не говорится, равносильно тому, что оно не существует.
— Планируете ли вы перевести свою книгу на русский язык? Что вы думаете о существующих в нашем обществе мифах о Западе?
— Мне очень нравится идея перевода книги. Все дело только в том, чтобы найти издательство в России или Беларуси, которое было бы готово это сделать.
Я думаю, что молодежь Беларуси в целом очень подвержена влиянию американского культурного империализма. Помимо Netflix или Голливуда, помимо существующей обширной библиографии и фильмографии, пропитанной американской пропагандой и разведкой, есть Интернет. Следует иметь в виду, что основными видеоплатформами и социальными сетями являются американские компании. У многих из них есть контракты с Пентагоном или соглашения с Администрацией США. Эти корпорации подчинены интересам своего правительства. Настолько, что такие компании, как, например, Meta, являются настоящими вращающимися дверями для сотрудников ЦРУ или Госдепа.
Существует так много мифов, касающихся Соединенных Штатов и Запада, что я думаю, этот разговор будет больше походить на монографию. Эти все мифы могут быть очень легко разобраны.
Я недавно была в России. По личному ощущению, там хоть и растут чувства патриотизма и гордости за свою страну, все еще существует пренебрежительное отношение к славному советскому прошлому и последствиям его развала. Я думаю, что многие россияне, особенно молодые, не осознают, что пользуются основными средствами защиты труда, унаследованными от того времени. США еще очень далеки от того, чтобы это достигнуть. Например, отпуск по болезни, отпуск по беременности и родам, гарантированный законом, или даже оплачиваемый отпуск. Я хочу подчеркнуть, что это мое представление о кратковременном пребывании в Москве, поэтому, возможно, я ошибаюсь.
— Вам приходилось работать с бездомными американцами, забытыми правительством. Когда у них практически не было ресурсов для выживания, они жили в экстремальных условиях. Что вы испытали в этот момент? Какова реальность «американской мечты»?
— Это правда, что я много работала с бездомными американцами. Но я бы хотела уточнить, что необязательно жить на улице, чтобы быть частью огромной части народа, которую это самое правительство безвозвратно забыло. В эту категорию может попасть большинство рабочего класса Соединенных Штатов. США — это страна, отправляющая собранные деньги своих налогоплательщиков в такие страны, как Израиль или Украина, которые, в свою очередь, используют их для оплаты коммунальных услуг. И в таком случае Вашингтон не в состоянии предоставить эти коммунальные услуги или бесплатное здравоохранение своим гражданам.
Недавно было опубликовано исследование, показавшее, что большинство людей, имеющих долги перед больницами в США, являются гражданами с медицинской страховкой. Американский рабочий класс живет в постоянном марафоне выживания в условиях агрессивной неолиберальной политики, внутри этой системы. Рабочие не могут позволить себе отступить, поскольку социальной подушки практически не существует. Я журналист, но в первую очередь я человек, меня затрагивают отзывы людей и то, что я вижу при освещении определенной темы в США. Хотя публично человек должен проявлять свой профессионализм и оставить эмоции в стороне. Я ежедневно получаю много критики и нападок из-за своей позиции, особенно в социальных сетях, и это практически не влияет на меня. Но есть одна фраза, которую многие повторяют постоянно. И именно она вызывает во мне негодование, будто я ненавижу США. Вовсе нет. Я жена американца и мать, я люблю, живу и вношу свой вклад в эту страну. Но, прежде всего, я солидарна с американским рабочим классом, который является жертвой элиты и спекулятивной, хищнической и эгоистичной системы. Считаю, что именно от освобождения рабочего класса зависит, будем ли мы жить в более справедливом мире. Вот почему необходимо рассказывать о реальности Америки, выходящей за рамки мифов.
— Считаете ли вы, что Евросоюз встал на рельсы повторения судьбы Америки?
— На мой взгляд, Евросоюз движется к тому, чтобы стать новым задним двором Америки, в то время как в Латинской Америке в последние десятилетия идут процессы освобождения. Они и сейчас протекают непрерывно, но они предполагают шаги по выходу из полного контроля США и открываются новым геополитическим направлениям, например, БРИКС. Европа все чаще идет на поводу у США и обрекает себя тем самым на полную зависимость от них.
Есть два момента, которые объясняют, как опасны даже разговоры о желании избрания Америки в качестве образца для подражания. Те, кто так говорит, подвержен иллюзии, сформировавшейся с представлением о том, что нам продает эта страна. Во-вторых, провинции никогда не будут пользоваться преимуществами метрополии.
— Как, на ваш взгляд, Беларусь и Россия должны реагировать на информацию, навязанную НАТО?
— Перед лицом такого мощного пропагандистского аппарата, как западный, необходимо защищать себя. Отстаивать и сохранять свое право на информацию. Одним из ключевых путей в капиталистическом мире является предоставление финансирования и инструментов альтернативной журналистике, продвижение собственных коммуникативных элементов, стимулирование инноваций. Необходимо перестать копировать, чтобы стать первопроходцем. Это к слову о том, что Китай сделал на производственном уровне и на уровне СМИ. В этом смысле я ценю роль, которую играет RT и другие СМИ:
Telesur, Аль-Джазира, CGTN. Аналогично и с социальными сетями: Россия с ВК или Китай с Weibo. Это необходимые инициативы, и они движутся в правильном направлении.
Наконец, я думаю, что необходимо давать голос тем, кто находится в Америке и рассказывает о другой стороне ее жизни. США очень хороши в создании извращенных историй и лжи о своих врагах. Беларуси России даже не нужно прибегать к этому. Достаточно лишь показать то, к чему так отчаянно стремится Вашингтон, делая упор на темы, которые они скрывают или преуменьшают.