Меню

В огне Берлина. Как Трифон Мазур спас жизнь своим бойцам

В огне Берлина. Как Трифон Мазур спас жизнь своим бойцам

Свою первую фронтовую награду — медаль «За отвагу» командир взвода управления артиллерийской батареи лейтенант Трифон Мазур заслужил в октябре 1943 года в ходе боев по освобождению от немецко-фашистских захватчиков Украинской ССР, уроженцем которой он и был.

А первым орденом — Красной Звезды, Трифон Григорьевич удостоился за бой, воюя уже на белорусской земле, освобождая ее в ходе операции «Багратион», и было это 24 июня 1944 года (в День своего 25-летия!) в районе населенного пункта Гороховищи бывшей Полесской, ныне Гомельской области.

Тогда Трифон Мазур, находясь в боевых порядках пехоты и продвигаясь вместе с ней под яростным огнем противника, одним из первых ворвался в траншеи врага, оперативно произвел разведку артиллерийских батарей немцев, затем вызвал огонь своего дивизиона и, корректируя его стрельбу, заставил замолчать вражескую артиллерию. Что и позволило нашим пехотинцам выполнить боевую задачу по разгрому врага на данном участке фронта.

Особо же отличился Трифон Мазур во время штурма Берлина , и Указом Президиума Верховного Совета СССР лейтенант Трофим Григорьевич Мазур был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Краткие биографические вехи Героя

Родился Трифон Мазур 24 июня 1919 года в селе Савинцы Тростянецкого района Винницкой области Украинской ССР, в семье украинского крестьянина. Здесь издавна возделывали землю его отец, дед и прадед, с полем и зерном связал свою жизнь и старший брат. А Трифон Григорьевич избрал другую стезю, но не менее важную, он стал сельским учителем. Окончив педагогический техникум, Мазур до призыва на срочную военную службу в Красную Армию, учил сельских мальчишек и девчонок письму и счету, побуждал ребят любить и родной край и большую Родину. Планировал отслужить, и исполнив гражданский долг по защите Отечества, вернуться к любимой работе учителя. Но грянула Великая Отечественная война и Трифон Мазур воюет с первых ее дней. Смело и мужественно сражался он в оборонительных боях начального периода войны под Смоленском и Ржевом, затем бесстрашно шел в атаку во время контрнаступления наших войск под Москвой, проявил образцы храбрости в боях 1942 года. Не за награды воевал… За Родину!

А в 1943 году Трифон Мазур окончил Смоленское артиллерийское училище, эвакуированное в город Ирбит Свердловской области. И уже как офицер-артиллерист участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, в разгроме врага на территории Германии и в самом его логове, в Берлине. Был ранен 27 апреля 1945 года. После окончания войны Герой Советского Союза лейтенант Трифон Мазур продолжил службу в Советской Армии, передавая свой богатый боевой опыт молодым поколениям советских воинов, пришедших на смену фронтовикам. Окончил Высшую артиллерийскую школу, в звании капитана уволился в запас в 1957 году. И в том же году Трифон Мазур заочно окончил географический факультет Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Работал преподавателем географии и начальной военной подготовки в городе Пугачеве Саратовской области, оставив добрый след в памяти не только тогдашних школьников, но и горожан.

Ушел из земной жизни ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Трифон Григорьевич Мазур 30 января 1998 года. Но имя его живет в памяти людской.

О подвиге лейтенанта Мазура

Звание Героя Советского Союза лейтенанту Трифону Григорьевичу Мазуру было присвоено в мае 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при штурме Берлина. (фото наградного листа)

Чтобы читатель смог понять, какой была битва за Берлин, и какой подвиг совершил лейтенант Трифон Мазур, нужна хотя бы короткая историческая справка о тех боях. Штурм Берлина и бои непосредственно на улицах немецкой столицы носили исключительно ожесточенный характер, немцы дрались отчаянно и упорно. Их оборона строилась на многочисленных опорных пунктах и узлах сопротивления, в которые немцы превратили все мощные и крепкие здания, а также на хорошо организованной системе огня. К тому же, разветвленная система коммуникаций, включая подземные, позволяла немцам перебрасывать подкрепления и резервы, наносить внезапные контрудары. Поэтому советским войскам предстояло решать крайне сложную задачу. Тем более, что Берлин представлял собой огромный город с множеством крепких многоэтажных зданий с массивными стенами, наличием большого количества бомбоубежищ и казематов, связанных между собой подземными ходами. А еще и много каналов, которые надо было форсировать под огнем врага, включая реку Шпрее, рассекающую германскую столицу на две части, и естественным образом прикрывая правительственные здания в центре Берлина. Надо подчеркнуть, что фактически почти каждый дом в центре Берлина защищал сильный гарнизон, нередко численностью до батальона. На улицах города строились баррикады и возводились бетонированные сооружения, устанавливались противотанковые заграждения, устраивались завалы, окна домов укреплялись мешками с песком, превращая их в бойницы. Штаб обороны требовал от населения участвовать в боях против советских войск везде: на улицах, в домах, под землей — в метро, в подземных канализационных сетях. Фашистский союз молодежи «Гитлерюгенд», большую часть которого составляли подростки, формировал отряды для борьбы с советскими танками, вооружая их фаустпатронами. Ими же были вооружены и курсанты всех военных школ, и фаустпатроны в условиях уличных боев были грозным оружием в борьбе с нашими танками и самоходками. А еще из горожан были сформированы почти 200 батальонов фольксштурма (немецкого ополчения), для чего в городе проводилась поголовная мобилизация мужского населения от 15 и до 65 лет включительно.

Гарнизон Берлина насчитывал порядка 300 тысяч человек, к тому же, в городе были сосредоточены многие полицейские и эсэсовские части, патрулировавшие городские кварталы, а при обнаружении уклонистов они расстреливали их без долгих разбирательств. Свыше 600 зенитных орудий крупного и среднего калибра были поставлены на оборону города. В качестве огневых точек использовались также и танки, находившиеся в ремонте, но имевшие исправное артиллерийское и пулеметное вооружение, их закапывали в землю на перекрестках улиц и у железнодорожных мостов. Элитные эсэсовские полки и батальоны были стянуты в центр города для обороны «особого» сектора, где располагались правительственные учреждения. Таким образом, немецкое командование всерьез рассчитывало заставить войска Красной Армии «прогрызать» рубежи обороны с огромными потерями, надеясь обескровить их, и вынудить отступить от Берлина так, как в 1941 году отступили из-под Москвы сами немцы.

Но Красная Армия в боях за Берлин использовала богатый опыт уличных боев в Сталинграде, Будапеште, Кенигсберге и других городах. Германские позиции штурмовали днем и ночью, стараясь не давать немцам ни минуты передышки, чтобы не дать противнику организовать прочную оборону на новых позициях. Наши войска были эшелонированы: днем атаковал первый эшелон, ночью — второй. Каждая армия, корпус, бригада и дивизия имели свой сектор наступления, а полкам и батальонам ставились боевые задачи занять конкретные улицы, площади и отдельные объекты. Мощным артиллерийским и авиаударам подвергались главные объекты столицы и крупные опорные пункты обороны немцев. Так, например, с 21 апреля по 2 мая 1945 года по германской столице было произведено 1 миллион 800 тысяч артиллерийских выстрелов, а на третий день штурма в Берлин были доставлены специальные крепостные орудия, которые вели огонь по центральной части города. Каждый снаряд такого орудия весил до полутонны и успешно крушил оборону врага.

Теперь можно перейти и к описанию подвига, который во время штурма Берлина совершил герой нашей зарисовки — артиллерист, лейтенант Трифон Мазур. 27 апреля 1945 года в районе парка Гумбольдт-Хайн наши части встретили ожесточенное сопротивление противника и вынуждены были перейти к обороне. Тогда и получил лейтенант Мазур приказ выдвинуть 152-миллиметровую гаубицу на прямую наводку и разрушить каменное здание, в котором засел большой гарнизон противника. Как под шквальным огнем врага, по заваленной соженной техникой улице немецкой столицы лейтенанту Трифону Мазуру удалось протащить орудие на исходную позицию, сказать весьма и весьма трудно. Было ли это везение или опыт, удача или холодный расчет? Или все вместе, включая и ту колоссальную ненависть к врагу, накопившуюся за четыре года войны? Но факт остается фактом: со 150 метров артиллеристы Трифона Мазура бетонобойными и фугасными снарядами разнесли массивное здание, уничтожив сильно укрепленный опорный пункт немцев. И 153-й гвардейский стрелковый полк стремительной атакой довершил разгром этого узла сопротивления противника. Ночью же большая группа гитлеровцев предприняла попытку уничтожить наше орудие, но Трифон Мазур умело организовал оборону: артиллеристы вначале вели огонь из гаубицы, а когда кончились снаряды, отражали атаки противника из автоматов и ручными гранатами. Горстка советских артиллеристов отбила все атаки противника, уничтожив при этом 52 гитлеровца и три орудия. Сам лейтенант Трифон Григорьевич был ранен, но не покинул поле боя.

Учителем Трифоном Мазуром гордятся в Пугачеве на Саратовщине

Уволившись в запас, Трифон Григорьевич приехал в Пугачев, в родной город жены — Людмилы Васильевны. Герой войны вернулся к учительству, к тому делу, которое избрал главным в жизни, и с которого начиналась его трудовая биография. Заочно окончив Саратовский университет, Трифон Мазур преподавал в 1-й средней школе города военное дело и географию. (фото урока) Герой Советского Союза хотел, чтобы его ученики входили в большую жизнь сильными, смелыми, готовыми к защите Родины. И это ему удавалось, о чем свидетельствуют воспоминания его учеников.

*** «На Аллее Героев Трифон Григорьевич был только однажды. Посмотрел на свой бронзовый образ, сказал: «не похож» — и больше сюда не возвращался. Может быть, он думал о Вечном огне возле памятника павшим пугачевцам или о товарищах — артиллеристах, что легли в землю от Москвы до самого Берлина? Кто знает? Вообще, мне представляется, он был из тех командиров, которые берегли чужие жизни, которым подчиненные доверяли себя полностью и между собой, за глаза, называя лейтенанта «Батей», хотя «Бате» было чуть за 20 лет.

Глядя на себя бронзового, Мазур, наверное, испытывал какой-то внутренний протест. Честь, отданная ему, казалась ветерану несвоевременной, лишней, потому что он, пройдя через всю войну, давно получил главную награду — жизнь.

Да, лейтенант Мазур был строг с расчетом батареи. Дисциплина, уставные отношения. Он приказывал окапываться, чтобы траншеи были в полный рост. Маскировка — с десяти метров не видно орудий. Вместо отдыха назначал учения. Поначалу бойцам это не нравилось. Жалели, что достался такой сухой, строгий, какой-то безупречно уставной командир. Но прозрение на войне наступает быстро. Подчиненные поняли, что перед ними не службист, не человек с тяжелым характером, а офицер, который, прежде всего, заботится об их жизнях, ответственный человек с высокими моральными устоями.

Батарея Мазура, обустроенная по всем правилам военного искусства, меньше других несла потери в живой силе и технике и больше других наносила урон врагу. Недаром Трифон Григорьевич за войну был награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Богдана Хмельницкого, медалью «За отвагу» и другими медалями. А звание Героя Советского Союза Мазуру было присвоено за отвагу и мужество, проявленные при штурме Берлина».

*** «Этот человек был живой легендой нашего города. Таким и остается в сердцах тех, кто знал его, встречался с ним. Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, учитель — Трифон Григорьевич Мазур — значимая веха в истории Пугачева и, конечно же, — первой средней школы, с которой было связано 18 лет его послевоенной жизни. Потому-то инициативная группа школьного коллектива и вышла с предложением увековечить память о нем, присвоив СОШ № 1 имя Т.Г. Мазура. Одним из инициаторов этой летописной строки является учитель истории, заведующая школьным музеем Л.А. Зякина, ученица Трифона Григорьевича.

И хотя я училась в другой школе, под каким впечатлением пребывали она, а также моя сестра, их одноклассники, возвращаясь с уроков Мазура, до сих пор хорошо помню. На его географии или на военном деле дисциплина была армейская, и это помогало им быть первыми. А столицы государств помнили, хоть ночью спроси. И сейчас бы любой ЕГЭ написали! Что касается военной подготовки, – на всех соревнованиях, в том числе и в военно-спортивной игре «Зарница», равных его ученикам не было. К военному делу отношение было самое серьёзное. Казалось, Трифон Григорьевич ни на минуту не забывал и том, как отступали в сорок первом, бои под Смоленском и Ржевом, и тот Победный — 45-й май… Он не был злым, но мальчишки и девчонки боялись нарушать требования по предмету, не допускали мысли, что можно не учить. Его уважали. Гордились тем, что их учитель — Герой! И получил это звание за отвагу и мужество при штурме Берлина! Он не кичился своим подвигом, не выпячивал звания, но и без этого было видно — настоящий!

И вот, спустя десятилетия, на линейке, посвященной торжественному открытию памятной доски, свидетельствующей о том, что в школе №1 в период с 1956 г. по 1974 г. работал Герой Советского Союза Т.Г. Мазур, в разговоре с Любовью Александровной Зякиной вновь прозвучали те же нотки восхищения. Сегодня, уже с высоты своего педагогического опыта, его ученики, ставшие учителями, по их словам, присвоили бы ему высокое звание и за учительский подвиг. Подтверждение этому прозвучало на открытии памятного знака и в словах председателя Общественного совета С.М. Благова, также бывшего ученика Трифона Григорьевича. Да, школа с полным основанием может гордиться тем, что носит имя достойного человека, патриота своей Родины.

А присутствие Людмилы Васильевны Мазур — супруги Трифона Григорьевича, сделало это в какой-то степени официальное мероприятие по-семейному теплым, создало особую атмосферу душевного участия в нем каждого. И в знак признания, любви у стены с портретом учителя легли осенние цветы…

Все в этот день в школе было по-особенному. По особому воспринимались и слова школьных экскурсоводов на открытии нового стенда «Т.Г. Мазур: солдат, учитель, герой» в зале Воинской Славы школьного музея. Десятиклассницы Дарья Вострова и Юлия Бирюкова представили гостям копии документов и фотографии, рассказывающие о жизненном пути Трифона Григорьевича. А в актовом зале проникновенно звучали стихи и песни в его честь.

Он был живой легендой города. Верится, легендой, с которой будет делать жизнь еще не одно поколение юных пугачевцев».

А всем им, бойцам и командирам Великой Отечественной войны, поэт Геннадий Язенькин посвятил такие, берущие за душу, строки:

Солдаты великой страны,
Пред Вами склоняем знамена.
Не все вы вернулись с войны,
Но помним всех вас поименно.
Поклон вам, солдаты, земной
От мертвых и ныне живущих:
И тем, что кричали «За мной»,
И ныне на подвиг зовущим.
Кто лег у Кремлевской стены,
А кто в безымянной воронке.
Но память сильнее свинца.
Живет она в нас повсеместно.
Мы помним про подвиг бойца,
Чье имя пока неизвестно.
Мы помним, солдаты, о вас,
Нас совесть за это не судит.
А память и с нами, и в нас
Живет и на подвиги будит.
Она, эта память, со мной,
Как общая память народа.
Поклон вам, солдаты, земной,
За май сорок пятого года!

Имя Трифона Мазура увековечено:

  • Имя Героя присвоено средней школе №1 города Пугачева Саратовской области.
  • Бюст его установлен на Аллее Героев Советского Союза города Пугачева Саратовской области.
  • Установлены мемориальные доски в честь Героя на здании средней школы № 1 имени Героя Советского Союза Мазура Т.Г. и на доме, где он проживал, по адресу: ул. Коммунистическая д. 1, кв.14 в городе Пугачеве.
  • В 2016 году была издана книга «Пугачев. История и современность», том 1, в котором имеются материалы, посвященные Герою.
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59