Не наркотики, а ресурсы: эксперт объяснил, что стоит за событиями в Венесуэле
В Западном полушарии год начался ярко, но совсем не празднично. В Сети шутят: опять на месте залежей американской нефти обнаружена какая-то страна — это про Венесуэлу. Шутки шутками, но погибли сотни мирных граждан, а президент Мадуро похищен.
Борьба с наркотрафиком — только предлог, уверен директор Центра международных исследований БГУ Никита Беленченко:
— Через Венесуэлу в Америку проходит мизерное количество наркотиков. Основной объем идет через Колумбию и Мексику. На самом деле США продолжают попытки установить свое влияние в Западном полушарии (это как раз Латинская Америка), как делали это сотни лет. Доктрина Монро, о которой многие эксперты сейчас упоминают, разрабатывалась после заключения Гентского мирного договора, подписанного по завершении войны между Англией и Америкой (1814 год). И как раз в данный период страны Латинской Америки провозгласили свою независимость, в 1811 году об этом объявила и Венесуэла.

Соединенные Штаты активно приближали конец испанской колониальной эпохи, наладив отношения с Латинской Америкой. Дальнейшее продолжение доктрина Монро получила в обновленной стратегии национальной безопасности США в прошлом году, напоминает Никита Беленченко:
— Вашингтон таким образом устанавливает свое господство в Западном полушарии. Если другие страны пытаются привлечь Новый Свет к сотрудничеству, все должно происходить через Соединенные Штаты. А если в обход — могут применить силу.
В Венесуэле имеются залежи 356 миллиардов баррелей нефти, подчеркивает эксперт. И через господство над Венесуэлой США рассчитывают установить влияние над всей Латинской Америкой и дружественными ей странами.
До 40 млн т редкоземельных элементов (таких как неодим и диспрозий) находится под ледником Гренландии. Также под островом — залежи лития, нефти, газа и драгоценных камней.
Под венесуэльский шумок активизировались ненавистники Беларуси: мол, режим пал, политзаключенных выпустили — и стали проводить какие-то странные параллели и аналогии.
— «Режим» пал? Все относительно, — считает политолог. — Нынешний вице-президент Дельси Родригес, исполняющая обязанности президента, — соратница Мадуро. Она социалистка, пламенная сторонница идей Уго Чавеса. Дельси Родригес последовательно выступает за отмену санкций, введенных Соединенными Штатами. Еще один важный штрих — присуждение Нобелевской премии мира лидеру демократического движения в Венесуэле Марии Корине Мачадо, которая представляет оппозицию. Трамп сказал: девушка красивая, но, к сожалению, не для политики.

На полях отметим, что наша «оппозиция» тоже в политике не сильна, да и по красоте примерно ровня Мачадо (а Трамп все-таки джентльмен. — Авт.). Они работают на свое внутреннее поле, которое абсолютно никак не коррелируется ни с внутренней политикой Беларуси, ни с теми же белорусско-американскими договоренностями. Короче говоря, у нас Венесуэла повториться не может.
Во-первых, у нас уровень жизни действительно выше, чем в Венесуэле. У белорусов хорошая заработная плата относительно доходов и расходов. Во-вторых, в принципе нет такого серьезного протестного движения, которое может быть первопричиной либо основой для цветных революций.
На боевых собаках
Окрыленный «успехами» в Венесуэле, Белый дом вновь вспомнил о своем давнем интересе к Гренландии. США уже в открытую заявили, что не исключают даже применения силы, иначе якобы остров захватят Китай и Россия (Китай и Россия, конечно, очень удивились).
— Мне кажется, вряд ли стоит говорить о военном захвате Гренландии, — предполагает политолог. — Скорее это будут какие-то элементы мягкой силы: экономическая блокада, повышение тарифных ставок, то есть принуждение властей острова к более тесному сотрудничеству с Соединенными Штатами на выгодных Вашингтону условиях.
- Венесуэла — страна, далекая географически, но близкая нам по менталитету.
- В борьбе за независимость долгое время она противостояла американским санкциям. И до сих пор пытается противостоять.
- У Беларуси и Венесуэлы множество совместных производств и хороший товарооборот.
Сейчас Арктика – самый важный транспортный логистический хаб. Учитывая, что Россия и Китай продвигают новый Северный морской путь, максимально комфортный в условиях санкционного давления со стороны Евросоюза. Кроме того, в Арктике находятся крупные залежи редкоземельных металлов, не разработанные до сих пор. То есть в игре Китай, США и Россия — ядерные державы, между прочим. Не хочется нагнетать, но не достанется ли и нам в возможной заварухе?

— У Беларуси тоже есть ядерное оружие, во-первых, — подчеркивает Никита Беленченко. — Во-вторых, опыт показывает, что Соединенные Штаты и другие страны не предпринимают насильственных военных действий в отношении стран, которые обладают ядерным оружием. Хороший пример — Северная Корея. Никто не пытается напасть на КНДР, даже Трамп в рамках своего первого президентского срока пытался договориться с ее руководством. А белорусско-американский диалог, в последнее время активизировавшийся, показывает, что Соединенные Штаты пытаются с Республикой Беларусь договориться на взаимовыгодных условиях. Александр Лукашенко не одного президента США пережил.
При этом, продолжает эксперт, Республика Беларусь остается верна своему политическому курсу и сотрудничеству с ближайшим союзником — Россией. Белорусско-российское взаимодействие развивается активно и плодотворно по всем направлениям.
— Мы участвуем в ключевых структурах: Союзное государство, ЕАЭС, ОДКБ. Невозможно это сотрудничество заменить взаимодействием с Европейским союзом. Штаты это прекрасно понимают. И я убежден, что все-таки, по крайней мере, пока у власти республиканцы, не будет каких-то кардинальных решений в отношении нашей страны, — резюмирует эксперт.
Рекомендуем