Косули, лоси, кабаны. В Госинспекции рассказали о ДТП с участием диких животных
Какие животные обычно становятся причиной аварий и на каких участках дороги происходят подобные ДТП, корреспонденту БЕЛТА рассказал замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции Степан Гузней.
По словам Степана Гузнея, в 2023 году произошло 3374 ДТП с участием охотничьих животных. В результате погибло или было травмировано 3439 животных. Чаще всего жертвами ДТП становились косули (их погибло 2264 особи). В группе риска оказались также лоси (погибло 915 особей), кабаны (150 особей погибло), олени благородные (96). В прошлом году под колесами авто погибли также 2 оленя пятнистых, 8 ланей, и 4 бобра.
«Факты ДТП с участием оленя пятнистого, лани, бобра и выдры по-прежнему носят единичный характер. Вместе с тем анализ ДТП с участием лани, в том числе характера ее обитания в угодьях страны, проведения мероприятий по вселению и расселению данного животного, а также мест таких ДТП, указывает на наличие определенной проблемы, требующей принятия соответствующих мер», — резюмирует Степан Гузней.
Чаще всего животные гибнут под колесами авто в пятницу, понедельник и четверг.
В Минской области отмечается рост количества погибших лосей.
«Необходимо отметить, что в Минской области зафиксировано наибольшее количество погибших и травмированных охотничьих животных на 1 тыс. км автомобильных дорог — 41,6 особи, а наименьшее в Витебской области — 25,5 особи. При этом Витебская область занимает второе в Беларуси место по протяженности сети автомобильных дорог общего пользования (20 тыс. км) после Минской (23,3 тыс. км)».
Чаще всего ДТП с участием животных происходили во втором и в четвертом кварталах 2023 года. Так, в мае 2022 года в авариях погибло 573 животных, а в феврале — 175. Та же тенденция наблюдалась в 2021 и 2022 годах. Соответственно, в апреле 2023 года следует ожидать роста ДТП с животными.
Замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции отметил, что чаще других в ДТП являются попадают лось и косуля.
«Лось является наиболее опасным за счет своих размеров и массы. При столкновении автомобиля с лосем чаще всего травмируются и гибнут люди, а автомобилю причиняются серьезные повреждения. Олень благородный — самый осторожный из диких копытных, и несмотря на его высокую численность в угодьях республики, относительно редко становится причиной ДТП», — рассказал Степан Гузней.
Количество аварий с участием лани увеличивается. В 2021 году таких случаев было всего 2, в 2022 — уже 5, а в 2023 году произошло 8 таких ДТП. Специалист отмечает, что лань — не самое осторожное животное и она является одной из причин ДТП в местах вольного обитания.
«Учитывая проводимые в Беларуси мероприятия по расселению лани в охотничьих угодьях, можно говорить о том, что в ближайшем будущем количество ДТП с ее участием будет только увеличиваться. В настоящее время лань в условиях естественной свободы малочисленна и обитает в угодьях Витебской, Гродненской, Минской и Брестской областей, где появилась благодаря искусственному вселению. Следует отметить, что в текущем году уже есть зафиксированные факты ДТП с участием данного животного», — рассказал Степан Гузней.
Большая часть ДТП с участием охотничьих животных произошли на автодорогах 3287 случаев, в их результате погибли 3344 охотничьих животных. На железных дорогах зарегистрировано 87 случаев ДТП, в результате которых погибло 95 охотничьих животных.
«Наиболее неблагополучными в отношении ДТП с животными по-прежнему остаются республиканские автомобильные дороги с индексом «М». Так, наиболее неблагополучными в 2023 году были республиканские автомобильные дороги М2, М4, М6, М1 и М5», — констатировал специалист.
Водителям следует помнить, что дикие животные наиболее активны в темное время суток, рассказал Степан Гузней. С наступлением сумерек следует быть внимательнее и выбирать соответствующий скоростной режим. Особенно опасны участки автодорог с близко расположенной древесно-кустарниковой растительностью.
«Если лось, олень, заяц или другой дикий зверь в ночное время оказывается в свете фар, он ослеплен. Темнота за пределами пучка света воспринимается животным как стена и оно, как правило, начинает метаться, не видя ничего, кроме освещенного участка дороги и горящих фар. В такой ситуации рекомендуется остановиться, выключить свет фар, при этом оставить включенными габаритные огни и включить аварийную световую сигнализацию, тем самым дать животному время адаптироваться к наступившей темноте и покинуть дорогу», — посоветовал Степан Гузней.
«В случае обнаружения раненого, травмированного, больного или погибшего дикого копытного животного, необходимо по возможности сообщить об этом пользователю охотничьих угодий или в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел. Запрещается самовольно добывать, разделывать и перемещать туши диких животных или их части, а также использовать продукцию (мясо, шкура, рога и другое). Нарушение данного требования влечет административную или уголовную ответственность», — резюмировал замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции.