В 15 лет стала партизанской связной, участвовала в освобождении Рогачева. История Марии Лапицкой
Среди освободителей Рогачева была и 17-летняя партизанка Мария Лапицкая. Из оперативной сводки Совинформбюро за 24 февраля 1944 года: «Войска Белорусского фронта несколько дней назад перешли в наступление. После мощной артиллерийской подготовки и сильного бомбового удара нашей авиации, советские войска прорвали оборону немцев на восточном берегу Днепра. Одна за другой наши части быстро переправились через Днепр и, не давая противнику опомниться, ворвались в немецкие траншеи на западном берегу реки. Преодолевая сопротивление и отражая контратаки врага, советские бойцы стремительно продвинулись вперед и перерезали железную дорогу Рогачев—Могилев. Особенно упорные бои происходили за город Рогачев. Наши войска, нанося немцам удары с фронта, частью сил пробрались лесом и болотами и обошли противника с фланга. Сегодня наши бойцы штурмом овладели городом Рогачев — важным опорным пунктом обороны немцев на Бобруйском направлении».
Из хроники освобождения Рогачева
** 21 февраля 1944 года залпом «Катюш» и мощным артиллерийским налетом войска 1-го Белорусского фронта начали Рогачевскую наступательную операцию. Преодолевая отчаянное сопротивление немцев, наши воины ворвались в населенные пункты Кистени, Еленин Лог, Вищин, а 22 февраля взяли село Мадору и вышли к реке Добрица.
** Форсировав реку Добрицу 23 февраля, передовые подразделения при поддержке артиллерии сломили сопротивление противника на рубеже железной дороги и, нанося ему потери, вышли на восточный берег реки Друть в границах Лужки–Близнецы. И тогда же передовой отряд на подручных средствах форсировал реку Друть. Удалось овладеть плацдармом севернее деревни Костяшево и закрепить его за собой.
** В ночь на 24 февраля ночным штурмовым ударом 120-я стрелковая дивизия 48-й армии, вместе с 169-й дивизией 3-й ударной армии, наступая с севера и юго-запада, штурмом овладели южной частью и центром Рогачева. Красная Армия еще раз доказала, что нет такой преграды, которую она бы не преодолела.
Правда, необходимо уточнить, что выбить немцев из пригорода Рогачева за рекой Друть все же тогда не удалось. Почти полгода линия фронта проходила через город. И «заречным» рогачевцам пришлось ждать июня 1944 года, когда началась операция «Багратион», и Рогачевщина была освобождена полностью.
Об участии партизан в освобождении города
Генерал армии Александр Горбатов, чьи части армии, которой он командовал, освобождали Рогачев в феврале 1944 года, так писал впоследствии: «За четыре дня операции мы достигли немало результатов. Овладели плацдармом на западном берегу Днепра и небольшим плацдармом на реке Друть. Освободили город Рогачев. В ходе боев к войскам присоединились до пяти тысяч партизан».
О 17-летней освободительнице Маше Лапицкой
Из личных послевоенных воспоминаний Марии Афанасьевны Лапицкой:
— Жили мы в Краснице. Родители работали в колхозе. Там и застала нас Великая Отечественная война. Отца сразу призвали на фронт. Мама пекла хлеб и сушила сухари партизанам, а я стала партизанской связной.
А было ей тогда 15 лет, Маша Лапицкая родилась 9 мая 1926 года.
А когда стало понятным, что ею заинтересовались полицаи и немецкая комендатура, то Маше срочно пришлось уходить к партизанам. Поначалу Мария в отряде участвовала в хозяйственных делах, но ей хотелось большего, и пройдя обучение, Лапицкая стала санинструктором.
И хотя она боялась крови, но, стиснув зубы и обливаясь слезами, делала перевязки раненым, выполняла их просьбы принести воды, посидеть и почитать получаемые сводки с фронтов. В качестве санинструктора Мария Лапицкая участвовала в боях, когда партизаны помогали регулярным частям Красной Армии освобождать Рогачев. А бои тогда были ожесточенными: утром и днем 24 февраля 1944 года немцы предприняли три контратаки с тем, чтобы выбить советские войска из города. Действия немецких войск поддерживала авиация, три волны немецких стервятников, по 20–30 самолетов, наносили удар по защитникам Рогачева. Но наши войска и партизаны, ворвавшиеся в город и очистившие его от немцев, выстояли.
Мария Афанасьевна Лапицкая впоследствии так вспоминала день 24 февраля 1944 года — День освобождения Рогачева:
— Когда мы освободили Рогачев, я бросилась искать родных. Оказалось: многих людей фашисты заперли в погребах и держали без еды несколько дней. Крик, стоны, плач, лежали убитые, и солдаты лежали, и гражданские убитые. И слышно было, как в погребах были закрытые, немец закрыл людей — старики, дети и женщины. Люди выползали, не выходили, а просто выползали и плакали.
В боях при освобождении Рогачева погиб и дядя Маши Лапицкой. А сама она тогда, худенькая, невысокого росточка девушка, но санинструктор, подбирала раненых, перевязывала, помогала грузить на повозки. И как свидетельствовала Мария Афанасьевна впоследствии, что несмотря ни на что, всех живых переполняла радость, когда в разрушенный и опустошенный город пришло долгожданное освобождение.
Земная жизнь Марии Афанасьевны Лапицкой оборвалась на 95-м году, не стало ее в январе 2021-го.
Но, пообщавшись по телефону с редакцией Рогачевской районной газеты «Свабоднае слова», узнал, что Великая Отечественная война Маши Лапицкой не закончилась в освобожденном родном Рогачеве. Она тогда стала рядовым Красной Армии, санинструктором 169-й стрелковой Рогачевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии, участвовала в ее рядах в полном освобождении Беларуси, прошла фронтовыми дорогами по Польше, Восточной Пруссии, была участником штурма Берлина, завершив свой боевой путь на реке Эльбе. Рогачевщина ее помнит и чтит память о ней.