Примета времени в Польше: побеждает слабый, а не сильный

Интрига польских выборов сохранится во втором туре: кандидаты Тшасковский и Навроцкий набрали почти поровну голосов, при этом в сумме Менцен и Навроцкий набрали 45.5%, и это больше, чем голосов у Рафала Тшасковского (30.1%). Поэтому в теории, если их электорат объединится, этого может хватить для победы.
За такой сценарий — тот факт, что Рафал Тшасковкий уже баллотировался в президенты в 2020-м и проиграл таким образом Анджею Дуде во втором туре. То есть совокупных голосов правых в Польше все-таки больше, чем у пробрюссельских сил.
Кроме того, Навроцкий и Менцен — сами по себе свежие кандидаты, в отличие от Тшасковского, который как личность сработал достаточно слабо. Его рейтинг буквально за месяц агитации обвалился на 8%. На парламентских выборах это была бы катастрофа, но выборы президента – они не про сложные коалиции, а про личности кандидатов. Харизмы Тшасковскому как раз и не хватает, плюс его постоянно макают в тему ЛГБТ. Во время власти «ПиС» это работало ему в плюс, раскручивая его как альтернативного и якобы прогрессивного политика. Но сейчас альтернатив много, а связи с ЛГБТ остались, и с ними уже ничего не сделать.
На фоне Трампа Тшасковский выглядит амебой
Но есть и признаки того, что во втором туре все-таки победит Тшасковский. Потому что, как говорится, важно не как голосуют, а как считают. Так вот принято считать, что в любых избирательных системах (не важно, американской, польской или стран СНГ) административный ресурс дает до 5% голосов — и сегодня этот ресурс в руках у Дональда Туска, который выдвинул своего ставленника — Тшасковского. Все центральные СМИ, телеканалы, судебная система, силовые структуры, Центризбирком лояльны власти, а не оппозиции. Особняком стоит разве что прокуратура (там сидят «ПиС»-овцы) и один ТВ-канал, но для победы этого мало.

А поскольку даже в лучшие времена «ПиС» побеждал с точно таким же небольшим отрывом, то теперь админресурс будет работать на Тшасковского и тоже даст ему победу с небольшим отрывом во втором туре. Все честно.
Кроме того, парламентские выборы 2023 года показали, что стратегия «”ПиС” плюс “Конфедерация”» не работает — создать правящую коалицию не получилось, не хватило голосов, молодежь не привлекли, мобилизацию не обеспечили. Кроме того, за два года интриган Туск, если не спал в шапку, должен был подтянуть к себе сторонников из более мелких партий. И сейчас те силы, которые выставили своих кандидатов c рейтингом 1-3%, должны призвать избирателей голосовать за Тшасковского.
Тем более, что программа у Тшасковского, в отличие от Навроцкого, гораздо более размытая. Он за 5% ВВП на оборону, но не за войну прямо сейчас; он за ЛГБТ, но вроде признает два пола; против дорогой электроэнергии — но за зеленую энергетику. То есть ему написали такую программу, чтобы сделать кандидата максимально всеядным. А, значит, это должен быть такой максимально гибкий и компромиссный вариант.
Наши предки по этому поводу говорили, что ласковый теленок двух маток сосет. Так вот Тшасковский интересен тем, что пытается одновременно работать и на брюссельский, и на правый электорат.
Стратегия, конечно, имеет место быть. Но это явно не то, чего сейчас хотят люди в Европе. Тшасковского, мягко говоря, не сравнить с Трампом по личным данным. Дональд, который выиграл, проиграл, потом снова выиграл, конечно, остался в памяти и у поляков — как и у всех жителей земного шара. А тут вялый Тшасковский с флажком ЛГБТ. И что, он тоже — президент? Люди этого не принимают.

Тем не менее, скорее всего, он все-таки станет президентом во втором туре. Но слабым и неавторитетным даже в глазах самих поляков. Однако для Европы это уже и не проблема: Макрон, Стармер, Мерц, Шольц, Урсула фон дер Ляйен и прочие лица с минимальными рейтингами не дадут соврать. Чем хуже на местах, тем лучше Брюсселю; там не нужны излишне самостоятельные и популярные вожди, как Орбан или Фицо. А вот Тшасковский вполне сойдет — это такой послушный и ласковый теленок. В противовес Навроцкому, который хамит Брюсселю, лезет в драку и изображает из себя если не маленького Трампа, то маленького Джей Ди Вэнса, его зама. Такого чувство, Навроцкому вообще купили тех же политтехнологов, что работали на Вэнса в США.
P.S. Чего ждать Беларуси?
Есть такие штуки, которые называются разведпризнаками. По ним можно определить, что собираются делать или не делать американцы в Польше. Так вот наша оппозиция, которая сидит там, за это время так и не смогла установить с Трампом никаких контактов. А значит, чтобы качать белорусскую тему, в ближайшее время у поляков не будет сильного инструмента.
Польша, поддерживая нашу оппозицию за свои деньги, может преследовать только локальные цели, типа вывоза к себе врачей и школьников. Но полноценная цветная революция без отмашки США невозможна.
Поэтому надо быть реалистами и не грустить, что поляки завтра не разберут забор и не начнут с нами брататься. Радоваться надо тому, что там слабая власть, которая не сможет вести никакой войны, и не менее слабая армия, которая хорошо если году к 2029-му станет грозной силой.
Разрядка же может произойти вообще лет через 15, потому что в политике работает правило: сколько ситуация ухудшалась, ровно столько она должна и улучшаться. То есть должна поменяться обстановка на Украине, в Европе, в России, США и много еще где — это как если бы мы в 1983 году пытались предсказать, что будет в 2000-м.
А вот что нужно Беларуси в ближайшую пятилетку — так это хорошо провести собственные президентские выборы в 2030 году. И в этом плане нас интересует, что может Польша сделать, чтобы вмешаться в наши процессы без поддержки США. Как это бывает с поддержкой — мы видели в 2020-м, поэтому, главное, чтобы с западной стороны не поехали танки.

А на все иные процессы мы можем влиять весьма ограниченно. Поэтому Батька и ставит на нашей территории ядерное оружие и «Орешник» – это лучший аргумент в разговорах с Польшей, чем заигрывание с кандидатами. А уж кто там будет президентом – дело десятое. Любому президенту польские штабисты расскажут (а это неглупые люди), что все их танки и самолеты за миллиарды ничего не стоят, если будет применен хотя бы один ядерный боезаряд.
Так что, если мыслить еще более отдаленно, проиграют польско-белорусскую борьбу не личности, а та система, внутри которой первой начнется «перестройка».
Поэтому надо держать в уме, что сегодня польские кандидаты не просто поливают друг друга грязью, а зовут в свою страну для противоборства внешние силы – США и Брюссель. А, значит, поляки будут зависеть от двух внешних центров вместо одного, что делает их неустойчивыми. А есть еще и третий центр — Китай — который тоже активно работает по всей Южной и Центральной Европе и строит свою логистику.
Так вот когда китайский фактор станет значимым в Польше — то мы, вероятно, и помиримся. А для этого одна из западных сил — например, Брюссель, должна запустить КНР на свою территорию, например, в противовес грубым действиям Трампа и его торговым войнам.
И если сейчас это кажется фантастикой — то кто бы мог подумать в 1991 году, что Китай будет предлагать мирный план во время российско-украинского конфликта и считаться ключевым игроком в экономике для обеих сторон. При этом Китай никого не захватывал, своих людей не ставил и цветных революций не проводил – так что не стоит мыслить в западных категориях выборов, а лучше думать о глобальном развитии. Например, что такого будет уникального у Беларуси через 10 лет (инженерная школа, БПЛА, технологии, ядерная энергетика, дешевый свет), что заинтересует и Китай, и США, и Россию, и много еще кого, помимо марионеточных польских элит.
Рекомендуем

