Что будет с мировыми ценами на нефть и газ из-за войны на Ближнем Востоке?

Иран является одним из лидеров по запасам нефти и, соответственно, крупным ее экспортером в Китай, одно из ведущих государств мира. За последние пять лет добыча нефти в Иране увеличилась на 75%, а выручка от продажи энергоресурсов — в четыре раза, невзирая на все санкции, под которыми страна находится уже несколько десятилетий.
В связи с начавшимся израильско-иранским конфликтом на полном серьезе замаячила перспектива закрытия Ормузского пролива, расположенного между Ираном и Оманом и соединяющего Персидский залив с Оманским заливом и далее с Аравийским морем и Индийским океаном. Через Ормузский пролив проходит пятая часть мирового транзита сжиженного природного газа, экспортируемого преимущественно Катаром. Также через пролив каждый день перевозится около 20 миллионов баррелей нефти, что также составляет примерно пятую часть мировых поставок. Пока еще пролив не перекрыт, но стоимость перевалки нефти с Ближнего Востока в Китай уже подскочила примерно на четверть в связи с тем, что многие операторы морских перевозок массово отменили рейсы в связи с угрозой эскалации.
В первый день конфликта, 13 июня, баррель нефти сорта Brent подорожал с 60 до 74 долларов, но уже в понедельник снизился до 71. Фактором снижения цены стала инсайдерская информация о якобы стремлении Ирана заключить перемирие с Израилем и вернуться за стол переговоров с США о ядерной сделке.
Объективно необходимо отметить, что пока окончательно не ясно, что будет с ценами на нефть и сжиженный природный газ в связи с непредсказуемостью имеющего место конфликта. Если произойдет перекрытие Ормузского пролива, то может произойти шоковый скачок, и баррель будет стоить 120 — 130 долларов. В том случае, если из-за бомбардировки нефтедобывающей инфраструктуры Ирана произойдет снижение добычи нефти в два раза, то не исключен скачок цен до 90 долларов за баррель.

Кто может стать потенциальным бенефициаром от зародившегося конфликта?
Если конфликт будет развиваться и приведет к срыву поставок нефти на мировой рынок, то цены на нефть будут расти, что сыграет на руку России. Это можно смело утверждать еще и потому, что государства G7 уже отказались от идеи снижения потолка цен на российские энергоресурсы. Сделано это только из-за рисков эскалации конфликта, а не по какой-либо другой причине.
Начавшийся конфликт уже привел к росту спроса на российскую нефть со стороны Китая, который уже начал даже конкурировать с Индией за поставки нефти из России, а это означает, что предлагаемый ранее российскими нефтеперерабатывающими заводами дисконт для этих стран будет сокращаться.
Высокая цена на нефть и газ будет означать рост поступлений в российский бюджет и в Фонд национального благосостояния, согласно бюджетному правилу.
С другой стороны, высокие цены на нефть и газ не выгодны США, Китаю и Евросоюзу. Именно они будут прилагать максимум усилий, чтобы роста цен не произошло. В данный момент чисто рыночных предпосылок для роста цен нет, потому что предложение на рынке по-прежнему намного больше спроса. На цены может повлиять исключительно геополитика.
Что касается Китая, то он уже начал диверсифицировать свои риски на Ближнем Востоке, но это произошло на фоне начавшейся тарифной войны Трампа. Китай уже тогда предложил России увеличить объем транзитных поставок нефти через Казахстан на 2,5 млн. тонн в год. Россия уже видится Китаю более надежным поставщиком.
В общем, даже если роста цен на нефть и газ не произойдет, от начавшегося конфликта все равно выиграет Россия, поскольку объемы поставок в Китай и Индию будет расти.
Рекомендуем


