Макрон решил сыграть собственную партию. В чем суть негласных франко-китайских договоренностей?
Пользуясь моментом, когда отношения между Западом и Китаем переживают наихудшие времена, президент Франции решил сыграть собственную партию. Его хитроумный план кажется до гениальности простым: расширить экономическое сотрудничество с Китаем на фоне происходящего ухода из Поднебесной европейских и американских компаний, даже несмотря на то, что Пекин демонстрирует, мягко скажем, совершенно нелояльный объединенной Европе внешнеполитический курс.
Если оглянуться назад, то стремление Макрона выглядит заранее подготовленным: Франция предусмотрительно не присоединилась к американским санкциям против Китая, направленным на ограничение экспорта технологий и высокотехнологичных товаров. При этом освободившиеся от американцев, британцев и голландцев ниши французы планируют заполнить собственной продукцией подобного назначения. Таким образом укрепятся франко-китайские торгово-экономические связи, а заодно приходящая в упадок французская экономика может рассчитывать на китайские инвестиции. Китай, проводящий взвешенную экономическую политику, скорее всего, будет готов создать благоприятный режим для взаимной торговли, преследуя при этом свои собственные далеко идущие цели.
Согласие Пекина расширить сотрудничество с Парижем может говорить о некоторых не попавших в публичное поле договоренностях между Си Цзиньпином и Эммануэлем Макроном, имевшим место во время последнего визита французского президента в Китай в апреле этого года. Косвенным показателем наличия неразглашаемых договоренностей может быть подчеркнуто теплый прием французского гостя председателем КНР.
После своего весеннего визита в Пекин Макрон предпринял ряд действий, идущих вразрез со стратегическими интересами американцев и британцев, которые в сентябре 2021 года публично унизили Францию, создав в тайне от нее экономический и военный блок AUKUS, имеющий к тому же явную антикитайскую направленность. Президент Франции неоднократно призывал США и ЕС отказаться от санкционного давления на Китай, не поддержал американские технологические санкции и новую стратегию Евросоюза об ограничении китайских инвестиций в экономику ЕС и заявил о своем желании попасть на саммит БРИКС в ЮАР.
Ничего странного также нет в том, что Макрон начал всеми силами противодействовать американцам в их стремлении расширить присутствие НАТО в Азии, что, скорее всего, было предметом этой самой непубличной договоренности с Си Цзиньпином, которому совершенно не нужно продвижение альянса к границам Китая. Президент Франции публично раскритиковал на саммите НАТО в Вильнюсе планы по созданию первого на азиатском континенте офиса альянса в Японии. Эммануэль Макрон заявил, что с учетом географического положения государств-членов и в соответствии с уставными документами блок НАТО является северо-атлантическим, что не дает ему права расширяться на другие континенты, кроме Европы и Северной Америки.
С исходом из Китая европейских и американских компаний Франция намеревается стать крупнейшим торговым партнером Китая в ЕС. Уже по итогам 2022 года товарооборот между Францией и Китаем вырос на 15%, достигнув отметки в 100 млрд долларов.
Достаточно также вспомнить, что в Пекин Макрон летел не только в компании с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, а с несколькими десятками представителей французских корпораций. На данный момент известно, что энергетические компании двух стран перешли к расчетам между собой в юанях, французский авиационный концерн начал строительство в Китае своего завода, а косметический бренд L’Oreal начал продавать свою продукцию через китайскую электронную площадку ALIBABA.
Негласным франко-китайским договоренностям и игре Макрона на запасной доске дан успешный старт.