«Болел» небом. История военного летчика 1-го класса Петра Барышникова

Ему не было еще и 16, а он — Петя Барышников уже был инструктором-парашютистом, обучавший парашютному делу учащихся Воронежского политехнического техникума и студентов Воронежского педагогического института. И обучаемые им юноши и девушки, обращались к ему по имени и отчеству, называя Петром Федоровичем!
Сегодняшняя зарисовка ко Дню Военно-Воздушных Сил посвящена военному-летчику 1-го класса, майору в отставке Барышникову Петру Федоровичу, кавалеру боевой медали.

О корнях, становлению в жизни и пути в авиацию
О себе сам Петр Барышников говорит: «Я из донских казаков». Он уроженец села Украинская Буйловка, что неподалеку от города Павловска Воронежской области. Кстати, есть еще и село Российская Буйловка.
Так как оба родителя Пети были инвалидами, то он до 5-го класса рос и воспитывался в детском доме, а затем, обладая музыкальными способностями, поступил и обучался в Воронежском военно-музыкальном училище по классу кларнета. Но во время хрущевского сокращения Вооруженных Сил было ликвидировано и его училище, и Петр Барышников стал учащимся Борисоглебского железнодорожного училища. Был это 1961-й год, люди в Советском Союзе ликовали и гордились полетом первого в мире космонавта, соотечественника Юрия Гагарина, страна, несмотря на трудности послевоенного восстановления, активно осваивала космос. А многие советские юноши и девушки и сами «болели» небом, тем более, что ДОСААФ предоставлял широкие возможности заниматься парашютным спортом, обучаться в аэроклубах, осваивая азы летного дела.
Вот и Петя Барышников, обучаясь в железнодорожном училище, увлекся парашютным спортом, нет, не просто увлекся, а занимался серьезно и ответственно, был одним из лучших в тогдашнем наборе. Всего у Петра Барышниова было 150 успешных парашютных прыжков, и он заслуженно получил звание инструктора.

И несмотря на серьезную загруженность: учеба в железнодорожном училище, совмещаемая с учебой по вечерам в школе рабочей молодежи, Петр и на прыжки успевал и, как инструктор-парашютист, подготовил не один десяток парашютистов.
А по окончанию железнодорожного училища Барышников был направлен на всероссийскую стройку в областной Воронеж, и в жизни Петра начался новый этап его пути в авиацию: он стал посещать занятия в аэроклубе по теоретической подготовке летчиков ДОСААФ. Именно с тех пор и стали жизненным девизом парня такие стихотворные строчки: «Летать, летать, лишь за одним за этим, родиться стоило на свет!»
И надо сказать, что и здесь Петр преуспевал, а самолет Як-18А он изучил настолько досконально, что знал, сколько в нем наличествует заклепок. Успешно пройдя теоретический курс первоначальной летной подготовки и достигнув совершеннолетия, Барышников был допущен к практическому обучению полетов на самолете Як-18А. Петр Федорович и ныне с глубокой благодарностью вспоминает своего летчика-инструктора Станькова, считая его своим крестным отцом в авиации. А тогда, освоив на 3-м курсе еще и реактивный самолет Л-39, и показав достаточно хорошие летные навыки, Барышникову руководство аэроклуба дало допуск к полетам на Як-12 для выброски парашютистов, а для совершенствования техники пилотирования и к полетам на самолете Z-226.
По завершению же срока аэроклубовского обучения, в 1969 году, подошел у Петра призывной возраст и Барышников был направлен в Калужский учебно-авиационный центр ( УАЦ), готовящий тогда военных летчиков резерва Военно-Воздушных Сил страны, где курсанты осваивали уже боевой самолет МиГ-17, с последующими полетами на боевое применение на этом самолете в учебно-тренировочном авиационном полку ( УТАП ) на аэродроме Кировобад, в тогдашнем советском Закавказьи. Успешно освоившие Миг-17, Петр Барышников и другие курсанты были произведены в офицерские звания лейтенантов запаса.
Но так как Барышников к тому времени уже твердо решил связать свою жизнь с боевой авиацией, стать профессиональным военным летчиком-истребителем, то он и получает первое свое назначение в строевой авиационный полк.

Летная работа и военная карьера Барышникова
И первым аэродромом молодого летчика-истребителя стал Уч-Арал, на территории Казахской ССР. Тогдашние сложные отношения с Китайской Народной Республикой, провокации на границе, потребовали принятия срочных мер военного характера, в том числе и надежного прикрытия южных воздушных рубежей Советского Союза.
В прибывшем на аэродром Уч-Арал из Ленинградского военного округа истребительном авиационном полку все летчики имели квалификацию военных летчиков 1-го класса и на вооружении полка стояли уже самолеты Миг-19.
Петр Федорович вспоминает, что было и интересно и довольно сложно переучиться на новый тип самолета, по той причине, что к самостоятельным полетам на МиГ-19 допускали сразу после провозных на учебно-боевом ( спарке, как принято в авиации ) самолете МиГ-15 .Барышников уверено переучился, освоил МиГ-19, самолет ему нравился, и тем, что уверенно набирал высоту, в разговоре Петр Федорович особо вспоминал о своих ощущениях, когда начали выполнять полеты на практический потолок высоты, а это 27 километров. А вскоре было и переучивание на самолет МиГ-21 и долгожданный 3-й класс военного летчика.
В 1972 году, его, уже достаточно опытного летчика, направили для прохождения службы в тогдашнюю Чехословацкую Социалистическую Республику. Довелось летать с аэродрома Градчаны, очень сложного во всех отношениях, унесшего не одну жизнь летчиков, но Петр Барышников всегда к подготовке к полетам относился серьезно, да и уже выработалась мгновенная реакция на нештатные ситуации в воздухе, от которых жизнь боевой авиации никак не застрахована.

Так, довелось Барышникову садиться в сложнейших метеоусловиях, когда налетел внезапный снежный заряд, да еще и на аварийном остатке топлива. А на всю летную работу и жизнь остался у Петра Барышникова в памяти полет на облет самолета после регламентных работ в технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) полка. Как выяснилось потом, после благополучной посадки, специалисты ТЭЧ, по недосмотру, не установили фильтр для отбора горячего воздуха, предназначенного для обогрева кабины летчика… И в полете, из-за высочайшей температуры (порядка 800 градусов!) отказали практически все приборы, и Барышников, после доклада о возникшей ситуации на борту, получил команду руководителя полетов (РП) на катапультирование. Но Петр Барышников, не желая терять дорогостоящий самолет, попросил у РП действовать по реальному самочувствию, и он смог посадить самолет! Успешно действовал Петр Барышников, летчик 2-го, а затем и 1-го класса и в других нештатных ситуациях, и был выдвинут на должность командира звена. За 5 лет летной работы тогда Петр Барышнмиков освоил все модификации МиГ-21 , ему же, как правило, доверяли облетывать самолеты после регламентных работ.
А после замены на территорию Советского Союза, летая на аэродроме Маркулешты в Молдавской ССР, Барышникова, как умелого командира авиационного звена, назначают начальником штаба-заместителем командира авиационной эскадрильи. Здесь Петру Федоровичу много пришлось летать уже самому в качестве инструктора, вводя в боевой строй молодых летчиков.
Очередное испытание на летное мастерство и зрелость настигло Барышников на аэродроме Шармалек в Венгрии, во время производства ночных полетов в сложных метеоусловиях при подготовке летчиков на 1-й класс. Плотный туман очень быстро закрыл взлетно-посадочную полосу, когда Барышников в качестве инструктора с обучаемым летчиком находились в зоне пилотирования. Получив предупреждение РП и оценив сложившуюся воздушную обстановку, Барышников попросил направить лучи посадочных прожекторов навстречу его самолету, летчика в передней кабине предупредил о необходимости строго следить за скоростью и высотой по радиовысотомеру, а сам сконцентрировался на своевременном обнаружении полосы. Почувствовав лишь шестым чувством в створе двух световых пятен полосу, он удачно посадил самолет, а куда рулить–совершенно не видно. Пришлось заглушить двигатель и ждать буксировки. Но главное было успешно выполнено! А майора Барышникова ждала государственная награда — медаль «За боевые заслуги», что ж, воздушная обстановка была максимально приближена к боевым условиям. Заслуженно!

Из статуса медали «За боевые заслуги». Медаль отличившимся лицам вручалась:
за умелые, инициативные и смелые действия в бою, способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью, подразделением;
за мужество, проявленное при защите государственной границы СССР;
за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками.
А также: за отличные успехи в боевой и политической подготовке, в освоении новой боевой техники и в поддержании высокой боевой готовности воинских частей и их подразделений, и за другие заслуги во время прохождения действительной военной службы.
Здесь же, в Венгрии, и завершилась летная работа майора Петра Барышникова, по состоянию здоровья он перешел на штабную, став заместителем начальника штаба авиационного полка. А его общий налет на всех шести освоенным им типам самолетов составил 1700 часов.
Уже в новой, штабной должности, майор Петр Барышников послужил на Дальнем Востоке, оттуда и прибыл в 1986 году в Березу, в прославленный в годы Великой Отечественной войны и лидерный в мирное время 927 иап.
Служба в полку была напряженной, интересной, Петр Федорович благодарен многим за совместную дружную работу и службу.
А в душе его все равно тянуло в небо, завидовал он по-хорошему летчикам полка, переучившимся на совершенный на тот момент самолет МиГ-29. Уволился в запас майор Петр Барышников в 1993 году.
О послеармейском периоде, семье, увлечениях летчика Барышникова
Вот уже 30 лет как Петр Федорович расстался с авиацией и все эти годы он так же исключительно добросовестно и надежно, как летал, работает электромехаником в Березовском районном потребительском обществе.

Все, без исключения, его коллеги отзываются о нем в высшей степени положительно, а руководитель торгового предприятия Анатолий Войтенко выразился так: «Известно, что незаменимых людей нет. Но есть те, без которых очень трудно. Вот и Петр Федорович Барышников один из таких людей. И я как руководитель и коллектив радуемся тому, что несмотря на возраст, он по-прежнему с нами. Большое ему спасибо за труд!»
Сложилось все по-хорошему и в семье Барышникова, кстати, с женой и верной спутницей офицера-летчика по многочисленным гарнизонам Евгенией Михайловной, они познакомились… в аэроклубе! А уже идет 50-й юбилейный год их совместной жизни и любви. У них трое детей и четверо внуков.
Помогают Петру Федоровичу быть в хорошей физической и духовной форме его многочисленные увлечения, значит ему не грозит диванная болезнь. Да и небо часто поглядывает, вспоминания пройденные воздушные пути-дороги, боевых друзей. Справедливо говорят: не бывает летчиков бывших.

Поэтому летчик-поэт Анатолий Чернышев написал такие строки:
Не бывает пилотов бывших.
Верьте, нет их на свете, нет.
Просто временно в отпуск вышли,
Отпускной получили билет.
Просто временно не летают
Небольшое количество лет.
Просто смотрят, как в небе тает
Лебединой инверсии след.
А душа все равно в полете,
С ним расстаться не хватит сил.
Это он там — в том самолете,
Что недавно небо чертил.
Это он сейчас в той кабине
Свой по небу ведет маршрут.
Он – пилот, он – пилот доныне,
И в руках его ручка и РУД.
А душа так и рвется вприсядку,
А душа продолжает петь.
Не способен он сделать посадку,
Чтоб потом никогда не взлететь.
Потому как на первую смену
С ранним солнышком он встает
И не просит себе замену:
Для него каждый день – как полет.
Шум турбин постоянно он слышит,
Небу шлет одинокий привет…
Не бывает пилотов бывших.
Верьте, нет их на свете, нет.
Рекомендуем


