Дважды Герой Советского Союза: подвиги летчика-истребителя Колдунова

Александра Колдунова не только в родном 866-м истребительном авиационном полку, который за боевые достижения был награжден орденом Суворова 3-й степени, а еще и удостоенный почетного наименования Измаильский, но и во всей 288-й истребительной авиационной дивизии, называли «Хозяином неба», хотя ему был тогда всего 21 год!
А еще боевые товарищи дали ему прозвище «Колдун», Александр не обижался на товарищей, быстро привык к своему дружескому позывному, тем более что и немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: «Ахтунг, ахтунг, Колдун в воздухе!..»
Менее двух лет сражался в горячем небе Великой Отечественной войны советский летчик-истребитель Александр Колдунов, но успел совершить 412 боевых вылетов, провести 96 воздушных боев, в ходе которых он лично сбил 46 вражеских самолетов и еще 1 — в составе группы.
Александр Иванович Колдунов — один из лучших советских асов-истребителей Великой Отечественной войны и один из самых результативных летчиков, воевавших на отечественных истребителях «Яках», заслуженно был удостоен звания Героя Советского Союза в 1944 году.

А еще на счету Александра Колдунова был и воздушный бой против… американской авиации. Информация, безусловно, интригует. Да, такой факт действительно имел место, и произошло это 7 ноября 1944 года в районе города Ниш, в Югославии. Но об этом несколько позже.
Необычный путь на фронт и первая победа
Весной 1943 года, после успешного окончания Качинской летной школы, Александра Колдунова направили в один из запасных авиационных полков, но он рвался в бой, не стал дожидаться плановой отправки на фронт и самовольно «пристроился» к летчикам 688-го истребительного авиационного полка, получавшего новые самолеты и вновь убывающего в действующую армию. Ему повезло, что командир дивизии полковник Борис Смирнов, боевой летчик, прошедший и войну в Испании и бои на Халхин-Голе, понял стремление молодого летчика сражаться с врагом и разрешил ему остаться в полку.
Свою первую победу Александр Колдунов одержал в третьем боевом вылете, 21 июля 1943 года, сбив над Северским Донцом пикировщик Ju-87, правда, первая победа стоила 16 пробоин на его «Яке». А через несколько дней его самолет был подбит на взлете внезапно вынырнувшей из облаков парой немецких истребителей, к тому же и сам он был ранен. Но даже в такой непростой ситуации 19-летний Колдунов не растерялся: выключив двигатель, спланировал и посадил истребитель рядом с аэродромом. А всего через 2 дня он вышел из госпиталя и вновь поднял свой отремонтированный «Як» в небо.

Боевые эпизоды славного фронтового пути
И довольно быстро молодой летчик-истребитель Колдунов вписался в боевой строй опытных воздушных бойцов, и сам стал орденоносцем. Необходимо подчеркнуть, что первой наградой ему стал не орден Красной Звезды, что было, практически, правилом в наградной системе для летного состава, а орден Красного Знамени!
Вот краткие, сухие строки из наградного листа на летчика Колдунова, но они говорят о многом:
«Имеет 31 боевой вылет. Провел 10 воздушных боев, в которых лично сбил 2 самолета противника. В воздушных боях дерется храбро, с мело, не считаясь с превосходством сил противника».
Выделю ключевые слова: «…ДЕРЕТСЯ ХРАБРО, СМЕЛО, НЕ СЧИТАЯСЬ С ПРЕВОСХОДСТВОМ СИЛ ПРОТИВНИКА».

Именно эти качества и отличали Александра Колдунова на протяжении всей его фронтовой судьбы, вот лишь один пример: 23 августа 1943 года он, в паре с младшим лейтенантом Поцыбой, принял бой с шестеркой Ме-109, и сумел сбить 2 немецких истребителя, да еще и вражеский бомбардировщик, большую группу которых прикрывала шестерка вражеских истребителей.
В воздушных боях возле города Изюм Харьковской области 866-му истребительному авиационному полку пришлось столкнуться с сильнейшей истребительной эскадрой противника «Рихтгофен», в которой воевали прославленные немецкие асы. Однако наши летчики смело вступали с ними в бой и добивались успеха. Несколько вражеских самолетов сбил тогда и Александр Колдунов. В одном из боев он был ранен, но сумел посадить свой самолет. И снова всего 3 дня Александр пролежал в полевом госпитале и вернулся в строй.
Быстро росло боевое мастерство Колдунова, а когда личный счет Александра дошел до 5 сбитых самолетов противника, его назначили командиром звена, чуть позже заместителем командира эскадрильи. И Колдунов своими боевыми успехами оправдывал доверие командования полка. Так, однажды шестерка «Яков», возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Вдруг в небе появились истребители противника, и Колдунов принял решение атаковать их с задней полусферы на максимально возможной скорости и первой же очередью сбил одного. В это время два самолета противника зажали в клещи его ведомого. Тогда Колдунов боевым разворотом зашел в хвост ближайшему «мессеру» и сбил его. После этого противник оставил поле боя. Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр Колдунов поджег ведущего, атаки же его летчиков сломали строй вражеских бомберов, и они поспешно легли на обратный курс.

Весной 1944 года Колдунов возглавил группу из 4-х истребителей, им было поручено прикрыть наши транспортные Ли-2, которые должны были сбросить боеприпасы и медикаменты конникам генерала Плиева, глубоко прорвавшимся в тыл противника. Над линией фронта нашу группу из транспортных Ил-2 и истребителей прикрытия атаковали 18 немецких бомбардировщиков, летевших бомбить наши войска, а тут вдруг такая добыча — транспортные Ли-2 под охраной всего 4-х истребителей. Трудно пришлось тогда Александру и его товарищам. Но, они умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, не только дали достойный отпор противнику, но и сбили 5 «юнкерсов», из которых 2 были на счету Колдунова.
В этом же бою произошел и такой показательный боевой эпизод, когда Колдунов, видя, что один из вражеских истребителей прорвался к нашим Ил-2 и готов открыть губительный огонь, сознательно подставил свой истребитель под свинцовые трассы врага. Таким образом он спас не только экипаж транспортника, но и такой ценный для конников Плиева груз. Позже инженеры и техники удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолете, на котором было практически разбито правое крыло.

К началу мая 1944 года, уже командир эскадрильи 866-го ИАП (288-я ИАД, 17-я ВА, 3-й Украинский фронт), капитан Колдунов совершил 223 боевых вылета, провел 45 воздушных боев, уничтожил лично 15 и в группе 1 самолет противника. А в первых числах мая 1944 года 288-ю истребительную авиационную дивизию посетил высокий гость — бывший министр авиации Франции Пьер Кот, и показать летное мастерство, технику пилотирования было доверено комэске Александру Колдунову. Тот взлетел, а через несколько минут над аэродромом, на высоте всего в 20 метров, перевернув самолет на «спину», Колдунов на большой скорости пронесся над головами собравшихся, а затем исполнил целый каскад фигур высшего пилотажа. Наградой нашему летчику стали золотые часы, подаренные ему Пьером Котом, оставшегося в восторге от этого показательного полета.
И заслуженно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года капитан Колдунов Александр Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Осенью же 1944 года Колдунову был вручен именной Як-3 с надписью: «От колхозника Богаченко Г.А.», и на этой боевой машине он воевал до последнего дня Великой Отечественной войны.
Зимой 1944-1945 годов Александр Колдунов продолжил список своих побед в боях над Венгрией, тогда за 3 месяца сбив 15 неприятельских самолетов. В феврале 1945 года он возглавил «группу по расчистке воздуха», куда входили Герои Советского Союза капитаны Р. И. Сидоренко и Н. Г. Сурнев, а также старший лейтенант М. И. Шишов и лейтенант С. Г. Шамонов. И эти летчики, под командованием Александра Колдунова сбили 32 самолета противника, не имея потерь в своих рядах!

Свои последние победы советский воздушный ас майор Александр Колдунов одержал западнее Вены, 11 апреля 1945 года.
Особый боевой эпизод: бой с американцами
Как уже сообщалось во вступлении, в день 7 ноября 1944 года две большие группы американских самолетов-бомбардировщиков Р-38 «Лайтнинг», порядка 50 — 60 машин, атаковали советские войска 37-й армии, двигающиеся походным маршем.
В результате наши части потеряли и людей, и технику, погибли и бойцы, и высокие штабные офицеры, в частности был убит и командир корпуса генерал Григорий Котов.
Для отражения этого налета была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. При этом, часть «Латнингов» пыталась блокировать советский аэродром и сбила 2 взлетающих «Яка».
Наши же летчики, ведомые Колдуновым, в первой же атаке сбили трех американцев. И тогда, лишь благодаря мужеству и настойчивости Александра Колдунова, этот бой с союзниками не закончилась настоящим воздушным побоищем. Он, пройдя сквозь паутину трасс, сблизился с ведущим союзников на несколько метров. И то ли тот разглядел, наконец, красные звезды, то ли его так впечатлила пушечная очередь «Яка »Колдунова, сверкнувшая над самой кабиной, но штурмовка наших войск была прекращена. Позднее американская сторона принесла извинения за инцидент, выразила соболезнования по поводу погибших.
Справочно: сбитых американских самолетов, конечно, не записали никому, но однополчане свидетельствовали, что одного из них, особенно увлекшегося расстрелом колонны с бреющею полета, сбил именно Колдунов. И, возможно, это зачлось ему в 1948 году, когда все же справедливо Александр Колдунов удостоился присвоения вторично звания Героя Советского Союза.

Некоторые интересные факты из боевой деятельности и жизни героя
** Именной самолет Ял-3 Александру Колдунову вручили в торжественной обстановке. Как это было.

В начале августа 1944 года в штаб полка пришел местный житель, это был высокий плотный мужчина средних лет, назвавшийся: «Герасим Алексеевич Богаченко, колхозник артели «20 лет Октября», живу в селе Градениц Белявского района Одесской области… Ваши летчики, — неторопливо продолжал oн, — сбили сегодня над нашим селом два фашистских самолета. Спасибо вам за это от всех селян».

Герасим Алексеевич рассказал, что он наблюдал этот воздушный бой и хотел бы посмотреть на летчиков, которые так мастерски уничтожили 2 немецких самолета.
Ему представили шестерку отважных истребителей, возглавляемую капитаном Александром Колдуновым. Увидев на его выгоревшей гимнастерке «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, Богаченко продолжил:
«Хорошо вы, ребята, воюете. Радостно на вас посмотреть. Вот и я хочу помочь Красной Армии, купить самолет-истребитель, чтобы подарить его самому отважному летчику».
Герасим Алексеевич Богаченко пожертвовал свои сбережения, что накопил за долгую трудовую жизнь, — 100 000 рублей на постройку самолета. И уже осенью новенький Як-3 деда Герасима, с надписью: «От колхозника Богаченко Г. А.», был вручен Герою Советского Союза капитану Александру Колдунову. На именном «Яке» Александр Колдунов и закончил Великую Отечественную войну.
** В конце войны товарищи по цеху московского завода, где в свое время работал Александр Колдунов, прислали Герою Советского Союза письмо. Там были такие строчки:
«Мы гордимся тобою, наш Саша! Добивай проклятых фашистов и скорее возвращайся к нам в Москву. На станке твоем работает юноша и зовут его Саша…»

** Свой последний бой Колдунов провел западнее Вены, с пятеркой «Фоккеров», груженных бомбами. Шли они спокойно, видимо не ожидая встречи с нашими летчиками. Колдунов, не теряя времени, внезапно атаковал противника, и «Фоккер», не успев сбросить бомбы, взорвался вместе с ними. Так же стремительно Колдунов зашел в хвост второго вражеского самолета. Короткая очередь, и объятый пламенем самолет противника устремился к земле.
** Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года майор Колдунов Александр Иванович награжден второй медалью «Золотая Звезда». И он был первым, кто стал дважды Героем Советского Союза уже по окончанию Великой Отечественной войны.
** После войны Александр Иванович остался на службе в ВВС. Окончив Военно-Воздушную академию, командовал авиационным полком, дивизией. С 1960 года, после окончания Военной академии Генерального штаба, служил заместителем, а позднее — командующим ВВС Бакинского Военного округа, продолжая летать уже на реактивных самолетах, и летал Колдунов вплоть до 1965 года.
В 1975 году генерал-полковник авиации Александр Колдунов был назначен первым заместителем, а в 1978 году Главкомом войск ПВО страны, заместителем Министра обороны СССР, а в 1984 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации.

И о памяти о нем
В 1982 году Александр Колдунов был удостоен звания «Почетный гражданин города Смоленска». Бронзовый бюст ему установлен на его малой родине, в поселке Монастырщина Смоленской области. В честь дважды Героя Советского Союза Александра Колдунова названа улица в городе Балашиха Московской области, а также средние школы в городе Электроугли Московской области и в поселке Монастырщина на Смоленщине.
А своеобразным гимном дважды Герою Советского Союза Александру Колдунову и всем летчикам-истребителям, могут служить стихи поэта Николая Филатова, родившиеся в его душе летчика-истребителя в горячем небе Великой Отечественной войны.
…И слышны в небе позывные:
«Дружок — двадцатый, я — второй.
Я атакую «Мессершмитта»,
Меня от «Фоккера» прикрой».
Меня прикрыл и, что я слышу,
Я снова слышу позывной:
«Второй, второй, из боя вышел.
Горю! Прощай, мой дорогой!
Прощай братишка! Отомстите!
И не пишите маме, нет,
Пусть ждет, надеется, что встретит,
Мне завтра было б двадцать лет».
И мстили мы, жестоко мстили
За восемнадцать, двадцать лет.
И в землю с Богом вколотили,
И «Фокке-Вульф», и «Мессершмитт».
И «Хейнкель» сто двадцать девятый,
Да и «лаптежник» — не один,
От метких трасс в бою воздушном
К чертям собачьим уходил.
…Прицельно бьешь, в тебя стреляют.
Нет, не попали, ты живой.
Живой и сам себе не веришь,
Что пережил ты град стальной.
И даже губы покусаешь,
Чтоб убедиться, что живой.
Живой. А завтра снова в небо.
И снова тот воздушный бой.
… Зарубцевались наши раны.
От них остался только след,
Но до сих пор мы четко помним
Всех тех, кого давно уж нет.
Мы помним всех, кто пал в сраженьях,
Друзей, погибших, фронтовых.
Они все это время с нами,
Они живут среди живых.
Рекомендуем


