К какому берегу дрейфует Казахстан, идя на конфронтацию с Россией?

Страшные кадры из Казахстана появляются практически каждый день.
По широкому проспекту со звериными воплями движется бесноватая толпа нацистов — точь-точь, как на Крещатике. Двое молодых казахов снимают видео. Один подходит к русскому дедушке и говорит, чтобы тот встал перед ними на колени. Пожилой человек возмущается, один из казахов бьет старика в живот, второй — снимает происходящее на телефон. По улице идет тучный казах в футболке с надписью «говори по-казахски» и бьет плечом русского мужчину. Повсеместно в общественных местах появляются так называемые «языковые патрули», которые требуют, чтобы русскоязычные граждане отвечали им по-казахски.
И это не «отдельные недостатки». Просматривается слаженная, системная работа. Но ведь это уголовное преступление. Реагирует ли на это государство? В минувшем году Генеральная прокуратура даже сделала официальное предупреждение:
«В социальных сетях отмечаются факты размещения публикаций с признаками разжигания социальной и национальной розни. Их авторы умышленно оскорбляют в них национальные чувства граждан либо этнической группы в целом (нации, народа). Допускают прямые призывы к физическому насилию над лицами другой национальности или социальной группы, в том числе по признаку их отношения к языку. Их высказывания и призывы, в том числе совершенные с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций, запрещены Конституцией и влекут уголовную ответственность по статье 174 Уголовного кодекса от 2 до 7 лет лишения свободы, а в случае причинения тяжких последствий — от 12 до 20 лет лишения свободы».
Но как все реализуется на практике? И тут у Генеральной прокуратуры Казахстана заготовлен ответ:
«Всего с 2019 года по настоящее время судами по фактам разжигания национальной розни осуждено 21 лицо. К примеру, в городе Алматы 19 августа 2021 года к 7 годам лишения свободы по части 2 статьи 174 УК осужден гражданин Т. за пропаганду в социальной сети Facebook неполноценности граждан по признаку их национальной принадлежности».
Но, смею предположить, что в разжигании национальной розни отметилось отнюдь не 21 лицо. И почему речь идет только о постах в интернете? Почему не задержана толпа нациков на улице? Почему «языковые патрули» продолжают неприкрытое издевательство над людьми? Таких случаев тысячи. Если не десятки тысяч. А тут аж «21 лицо» наказали!
И если бы государство действительно наказывало виновных, то такие преступления резко бы пошли на убыль. Но этого не будет, потому что национализм и русофобия являются неофициальной, недекларируемой, но фактической основой внутренней политики. И происходит это со времен Назарбаева, но при Токаеве нацизм расцвел махровым цветом. Решить проблему можно было бы, как говорится, в два щелчка — за пару дней переловить все «языковые патрули» и влепить им немалые сроки. Но руководство Казахстана на это никогда не пойдет. Упомянутые прокуратурой случаи — просто козлы отпущения «для картинки». На самом деле Казахстану нужна другая картинка, русофобская, для отчетов хозяевам — англосаксам.
Несмотря на долготерпение и миролюбие России, Казахстан продолжает идти на конфронтацию: присоединился к осудившим СВО, а значит, встал на защиту фашизма, поддержал санкции, не признал российским Крым.
Не первый год идет грязная возня, а, по сути, шантаж вокруг Байконура. Астана начала прорабатывать маршруты нефти в обход России.
Недавняя травля казахстанской команды КВН «Камызяки» шокировала даже казахов. Сервисы резко перестали продавать билеты на выступления местной команды после того, как ее участники Азамат Мусагалиев и Денис Дорохов выступили на концерте в честь Дня освобождения Донбасса, состоявшемся в ДНР. Он проходил на Саур-Могиле. Артисты сказали, что это место «трогает душу», а также — пожелали жителям Донбасса «мирного неба, здоровья и улыбок». Это привело в ярость националистическое руководство Казахстана. Все выступления команды КВН в родной стране теперь запрещены. Этот случай — яркий маркер фактической политики Казахстана.
Я родился и вырос в этой стране. Хорошо знаю историю республики, казахские традиции и обычаи. Моя старшая дочь Акзия — наполовину казашка. И я никогда не мог найти более или менее логичного мотива для казахского национализма и русофобии. Сейчас там принято издавать книги о былом величии казахов. Пишут, что даже диких прибалтов научили кирпичи обжигать и вилкой-ложкой пользоваться. Почему же тогда сами ели руками? Загадка. На самом деле вся, выдуманная в постсоветский период, «история Казахстана» — это воспаленный бред казахских националистов. Государство в ныне существующих границах — подарок Ленина. Но вместо благодарности и почитания идет снос памятников. До открытия крупных месторождений нефти Казахстан был весьма небогатым регионом. И вся промышленность, и многочисленные объекты в городах построены за счет России и других республик. Где благодарность? Нет и не было.
Россия всегда была открыта для братских отношений с Казахстаном. Даже предлагала дешевый газ в обмен на снятие санкций. Казахстан привык, что все выходки остаются безнаказанными. Так было годами и даже десятилетиями. Но теперь что-то меняется. Похоже, эти игры окончательно надоели России. Москва вычеркнула соседа из крайне перспективного проекта по созданию нового торгового коридора, который соединит Восток и Запад. Маршрут пройдет по территории России, Китая, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. А это значит, миллиарды рублей, юаней, сумов, сомов и манатов пройдут мимо Казахстана.
Уверен, что это не последний жесткий ответ Москвы. В жизни всегда все меняется. Меняется и политика Москвы. Об этом недавно недвусмысленно заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Но похоже, не все прислушиваются к намекам мудрого человека.