В чем секрет китайского экономического чуда
Китайская революция вызвала феноменальные изменения в социальной динамике этой легендарной страны, колыбели одной из древнейших цивилизаций человечества. Как Поднебесная из Цинской монархии превратилась в мирового промышленного гиганта со второй экономикой мира? Читайте в материале.
Каким был Китай до революции Мао
До прорывного 1949 года Китай считался довольно отсталой страной. Поднебесная страдала от продовольственной проблемы, от постоянных эпидемий холеры, чумы, и малярии. Большая часть земель находилась в руках олигархии, а сама страна была глубоко зависима от иностранного капитала. Она выживала благодаря лишь одну сельскому хозяйству, но довольно архаичному. Промышленность была сосредоточена в крупных городах, и оказывала ничтожно малое влияние на общенациональный показатель. Большинство китайцев были обнищалыми крестьянами, которые едва ли умели читать.

По подсчетам ООН, доход на душу населения составлял 5% от французского и половину от индийского. На фабриках трудились дети, их труд считался легальным, а обычный рабочий день составлял 12 часов.
Путь от феодализма к азиатскому промышленному гиганту
Однако революционный триумф китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном все изменил. Самая густонаселенная страна с огромной территорией (сравнимая лишь с царской Россией) оставляла позади капитализм и отсталость, чтобы начать строить лучшее будущее. Ведь продолжать жить в условиях феодализма для такого великого народа было нельзя. И Революция 1949 года открыла путь к новому обществу.
Смена курса китайского общества на социализм была титанической задачей. За его плечами богатейшая тысячелетняя культура и сложный менталитет, где императору нельзя было даже смотреть в глаза, где существовал огромный раскол на богатых и бедных.

Революция начала приносить свои плоды, но пока не могла радикально изменить экономическую ситуацию: хроническая нищета на селе, и даже голод, сохранялись. Когда умер Мао, 80% населения все еще выживало благодаря скудному рациону, состоящего из риса и картофеля.
Когда в 1978 году Дэн Сяопин взял на себя управление страной, он не отказался от принципов социализма, однако ввел свободный рынок и иностранное частное предпринимательство. Парадоксально, что при этом социалистический дух рыночных преобразований никуда не исчез.
Эксперимент Китая по совмещению несовместимого удался. Результаты налицо: сегодня Компартия страны насчитывает 96 миллионов членов в своих рядах, у нее есть планы развития не просто на пятилетки, а даже на XXII век!
Из технически отсталой страны она превратилась в азиатского промышленного гиганта.

Даже Всемирный банк подтверждает успехи китайского социализма. В период с 1980 по 2010 год уровень бедности снизился с 80% до 10%, что является исторически беспрецедентным падением. Это означает, что 500 миллионов человек вырвались из хронической бедности, в первую очередь в сельской местности. С 1990 по 2014 год ВВП на душу населения вырос на 730%, тогда как мировой ВВП увеличился всего на 63%. Это существенно сократило разрыв между Китаем и остальным миром.
Рыночный социализм спас Поднебесную
Китайская экономика сегодня продолжает расти — пусть и не головокружительными темпами, как в прошлые годы (10% в год), но всё же очень стремительно (6% в год). Более того, сегодня четыре крупнейших банка мира — китайские: Промышленный и коммерческий банк Китая, Китайский строительный банк, Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая, три из которых — государственные.
КНР решила продовольственную проблему для более чем 1,3 миллиарда человек, то есть голод в мире существенно сократился. Именно рыночный социализм сделал всю эту трансформацию возможной. Ни одна капиталистическая страна, погрязшая в тщательно спланированной лжи представительной демократии, не смогла добиться ничего подобного.

Многие считают, что раз Компартия Китая поддерживает частное предпринимательство, значит, она отказывается от социализма. Власти Поднебесной это отрицают. Напротив, это правильный путь развития и процветания китайского народа, чего только стоит проект Нового Шелкового пути!
Западные левые всегда противились модели рыночного социализма, который начал формироваться в 1970-х годах. Они недоверчиво относились к внедрению целого сектора частной собственности в Китае. Однако время показало, что он добился невероятного экономического прогресса, беспрецедентного для любого капиталистического государства. Привлекая иностранные инвестиции, допуская частную собственность и постоянно находясь под бдительным оком Коммунистической партии, Китай бросил вызов США в борьбе за мировую корону.
Поднебесная имеет впечатляющий торговый профицит, что делает ее главным кредитором Соединенных Штатов. Она стремится свергнуть господство доллара и глобальную гегемонию Вашингтона. Также в противовес западному капиталистическому рынку появился БРИКС — альтернативный проект в лидерстве с Пекином и Москвой.
В каких областях науки и техники Китай превосходит США
Мы видим, что Китай является настоящим экономическим чудом, невиданным на Западе (ни во времена промышленной революции в Англии XVIII века, ни в США с конца XIX по XX век). Это чудо невероятно повысило уровень доступа к богатству для подавляющего большинства людей, вытащив миллионы жителей из исконной сельской нищеты. Сегодня Китай считается страной со средним уровнем дохода, где основные потребности людей более чем покрыты. Там больше нет голода и неграмотности, народ имеет доступ к передовым технологиям, а высшее образование становится всё более престижным. Чего, кстати, нельзя сказать о большинстве капиталистических стран c техническим прогрессом.

Коммунисты у власти не позволили Китаю превратиться в гигантскую потогонную фабрику, коей ее часто изображают западные недруги. Он и превратился в высокоиндустриальную страну с собственными передовыми технологиями, которые уже начинают удивлять. Поднебесная превосходит Штаты в развитии вычислительной техники, искусственного интеллекта, робототехники, аэрокосмических исследований, биотехнологий, транспорта. Нельзя игнорировать жизненно важную роль Китая в поддержании экономического равновесия планеты (один из четырёх крупнейших валютных резервов мира наряду со Швейцарией, Россией и Японией).
В чем преимущества гуманной китайской модели
Напомню, что Европейские державы (Великобритания, Франция, Германия и Нидерланды), лицемерно твердящие о демократии и называя социалистические страны «диктатурами», всё ещё сохраняют колонии по всему миру (Каймановы острова, Виргинские острова, Французская Полинезия, Американское Самоа, Гуам, Новая Каледония, Фолклендские острова). Китай же никаких колоний не имел и не планирует. Если Европа, включая Испанию, в своё время уничтожала захваченные ею народы, то Китай этого никогда не делал. Международный валютный фонд и Всемирный банк душат страны, которым они предоставляют кредиты. Китай же, напротив, прощает долги многим африканским странам.

Нынешний китайский проект распространяется по всему миру. Однако Китай не ведет себя как хищная империалистическая держава, одержимая насилием и военными вторжениями в другие страны. Не сделав ни единого выстрела, не имея ни одной военной базы за пределами своих границ, она делает то, чего США и Европа достигали посредством кровавой военной интервенции. Амбициозный проект Нового Шелкового пути — это инициатива, которая сделает Китай крупнейшей мировой державой с присутствием более чем в 100 странах. Для некоторых это тонкая форма империализма, размещающая свои собственные товары на пяти континентах. Для других, в первую очередь китайцев, это способ принести процветание самым неблагополучным слоям населения планеты.
Реформы Дэна Сяопина заставляют многое переосмыслить
Другие страны, являющиеся оплотом социализма (Куба, Северная Корея и Вьетнам) неоднозначно относятся к китайской модели. Им сложно понять, как это левые коммунистические власти внедрили капиталистические механизмы?

Ведь всем известно, что в Советском Союзе свободный рынок способствовал развалу страны. В Китае, который всегда досконально изучал советский эксперимент, результаты совсем иные.
Дэн Сяопин и его реформы подводят нас к переосмыслению темы «нового человека», переосмыслению социалистической морали. Благодаря его прагматичной политике Китай получил огромное богатство. Сегодня мы все становимся свидетелями того, как Поднебесная решительными темпами всходит на пьедестал первой державы мира.
Рекомендуем