Почему Запад и Россия оспаривают право мирно урегулировать отношения между Арменией и Азербайджаном?
В Праге 7 октября на саммите Европейского политического сообщества прошла четырехсторонняя встреча с участием премьер-министра Армении Никола Пашиняна, президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Франции Эммануэля Макрона, главы Евросовета Шарля Мишеля, в ходе которой участники договорились о начале работы на армяно-азербайджанской границе гражданской миссии Европейского Союза.
17 октября эта история получила продолжение на заседании министров иностранных дел Евросоюза в Люксембурге, где главы дипломатий согласовали развертывание этой самой гражданской миссии. С этой целью из Грузии в Армению будут переведены около четырех десятков европейских наблюдателей, которые будут изучать ситуацию на границе в течение двух месяцев.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян 15 октября предложил Азербайджану провести в конце октября в Брюсселе заседание комиссии по демилитаризации и пограничной безопасности.
До этого, еще в 28 сентября, советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в Вашингтоне провел встречу между секретарем Совета Безопасности Армении Арменом Григоряном и помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым, где чиновники договорились до конца этого года провести демилитацию границы и заключить мирный договор.
Возможно, эти стремления западных стран поучаствовать в мирном урегулировании не имели бы ничего плохого, если бы это проходило при участии России, у которой свое мнение по поводу урегулирования ситуации в Закавказье. По этой причине в Москве очень пристально следят за действиями, предпринимаемыми Западом, и ищут свое решение.
Это не удивительно, если учесть, что армяно-азербайджанская повестка дня раньше была исключительно прерогативой России. Из Москвы на армяно-азербайджанскую границу совершил ряд поездок специальный представитель министра иностранных дел России, а пресс-секретарь МИД России заявляла, что предложения Запада «представляются не вполне сбалансированными» и они могут привести «к опасному срыву ситуации».
На данный момент мы имеем противостояние в деле установления мира в Закавказье, поскольку здесь наблюдается конфликт интересов России и Евросоюза. Европейцы своими действиями попытались опередить Россию и ОДКБ, чью наблюдательную миссию хотели направить в регион еще до встречи в Праге. С целью прояснения ситуации решением экстренного саммита ОДКБ в зону конфликта были направлены генеральный секретарь ОДКБ и начальник Объединенного штаба, а в случае необходимости туда была готова выехать мониторинговая группа наблюдателей ОДКБ. Но для этого необходимо было принять соответствующее решение на уровне ОДКБ, но Армения, председательствующая в Организации, не инициировала созыва заседания ее руководящих органов.
Своим решением и согласием Еревана принять гражданскую миссию, Евросоюз перехватил инициативу у России в геополитическом противостоянии в Закавказье, пользуясь поддержкой со стороны Турции и преследуя цель изолировать Россию от миротворческого процесса, вытеснив ее тем самым из закавказского региона.
Для того, чтобы это предотвратить, Москва может предложить провести саммит с участием лидеров России, Азербайджана и Армении, где удастся принять более взвешенное и взаимоприемлемое решение, чем предлагает Запад. Решение на этот раз исключительно за Арменией. Надо учесть, что Запад ее торопит, а Россия никуда не спешит.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!