Летающие автомобили — фантасмагория или новая реальность?
Во все времена человечество стремилось в небо: первые попытки сконструировать летательные аппараты предпринимались еще до нашей эры, и за тысячи лет человечество достигло небывалых успехов в покорении воздушного пространства. Сегодня мы путешествуем на современных и быстрых самолетах, отправляемся на экскурсии на вертолетах, осваивает космос с помощью сложнейших челноков.
Когда-то даже короткие полеты на простейших аппаратах на небольших высотах людям были недоступны, а уже в марте 2024 года вся Беларусь отпраздновала появление на орбите Земли своей первой женщины-космонавта Марины Василевской! Возможно, спустя какое-то время мы сможем летать не только в атмосфере планеты и пребывать на околоземной орбите, но и отправимся покорять далекий космос.
Любовь к полетам в последние столетия испытывали не только изобретатели, новаторы и конструкторы, но и писатели-фантасты. Именно они в своих романах впервые описали уникальные транспортные средства, способные и двигаться по дорогам, и парить в небе. Наверняка, каждый в прошлом читал в книгах про летающие автомобили – предвестники фантастического будущего. Не успели мы оглянуться, как такое будущее стало реальностью. Пока условной, но все же…
Неустанные попытки совершенствования
Первым «летающим» автомобилем многие считают Curtiss Model L (или Autoplane) американского инженера Гленна Кертисса. Крылатое чудо-юдо было построено в феврале 1917 года на базе машины Ford T и оснащалось 8-цилиндровым авиационным мотором. Летающим в кавычках авто называют по той причине, что в небо механизм так и не взлетел, а лишь несколько раз спикировал с возвышенностей.
В СССР в середине 30-х годов прошлого века талантливый инженер Павел Гроховский создал своей опытный образец «летуна» с корпусом от Ford Model 40. К сожалению, дальше прототипа дело не пошло – война внесла свои коррективы.
Летом 1946 года в небо поднялся американский Convair Model 116. Аэромобиль имел два мотора: с помощью 190-сильного он мог летать, а с помощью 25-сильного – ездить. Инвесторы положительно оценили проект, но крест на нем поставила авария во время одного из тестовых испытаний.
В середине XX века эксперименты по созданию летающих автомобилей немного поутихли, по причине небезопасности и бесперспективности, и с новой силой возобновились уже в начале XXI века.
В 2012 году компания Terrafugia из США наделала много шума, показав модель автомобиля-самолета Transition со складными крыльями и бензиновым двигателем в деле, то есть, в полете. За пару лет до этого события производитель заранее получил от Федерального управления авиации США одобрение на эксплуатацию новинки в воздухе. Американцы получили возможность купить Transition с 2019 года (после приобретения бренда Terrafugia китайской компанией Geely двумя годами ранее) по цене около 300 000 долларов и эксплуатировать его на дорогах общего пользования, вот только взлетать разрешалось со специальных полос аэропортов. Ни о каком залихватском старте с многополосного шоссе не могло быть и речи.
Позднее под управлением китайцев американские спецы из «Террафугия» представили экспериментальную модель TF-X, способную преодолевать в воздухе расстояние до 800 км со скоростью 300 км/ч. В продаже машина-трансформер должна появиться в 2025 года. Стоить она будет не менее 1 миллиона долларов.
Интересной разработкой стал словацкий AirCar, увидевший небо в июне 2021 года. Внешне он очень похож на обычный автомобиль (за исключением убирающихся внутрь кузова крыльев и хвостового оперения) и может пролетать на высоте 2500 м. почти 1000 км. Купить «воздушный автомобиль» пока нельзя.
В 2023 году американский стартап ASKA продемонстрировал публике свое видение летающих автомобилей – электрическую модель A5 с вертикальными взлетом и посадкой (традиционные горизонтальные взлет и посадка ей тоже по силам). Четырехместная машина, больше похожая на вертолет, чем на автомобиль-самолет, способна в воздухе разогнаться до скорости 240 км/ч, а на дороге – до 115 км/ч. Серийное производство A5 изобретатели планируют наладить к 2026 году.
Японцы недавно заявили, что не собираются оставаться в стороне от моды на летающие «коробки»: компания SkyDrive уже в следующем году покажет модель, оснащенную системой вертикального взлета и электрическими силовыми агрегатами. Разработка инновационного летающего автомобиля сейчас завершается.
Из самых «продвинутых» «летунов» стоит выделить недавно дебютировавший Alef Model A, который уже получил в Штатах сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации. По оформлению экстерьера модель – типичный легковой автомобиль, но с восемью пропеллерами, скрытыми под перфорированным кузовом. Предзаказы на новинку уже открыты, первые клиенты получат машины к концу 2025 году.
Также в следующем году российский «Фонд перспективных исследований» должен приступить к испытаниям уникального транспортного средства «Циклон-2» или «Циклокар». Пока о своеобразном болиде очень мало информации, известно лишь, что салон у него будет пятиместным, грузоподъемность – до 600 кг, а максимальная скорость – 200 км/ч.
Как видим, за последние десять с небольшим лет энтузиазм создателей аэромобилей набрал обороты, но сегодня всех в этом направлении обгоняет Китай (что неудивительно с его развитием техники и электроники).
Только за последний год бренды из Поднебесной представили как минимум пять моделей аэромобилей. Chery, GAC, Geely, SAIC, Xpeng – эти вендоры готовы коммерциализировать свои многообещающие проекты в самое ближайшее время. И в КНР есть покупатели, желающие пересесть на перспективный вид транспорта.
Готовы ли мы?
Получается, что с сегментом летающих авто в мире дела обстоят неплохо и никакой фантастикой даже и не пахнет: разработки ведутся, предсерийные экземпляры наличествуют, интерес к ноу-хау постоянно подогревается. Когда-то мы считали электрокары и беспилотники плодами больного воображения фантастов, а сегодня они продаются едва ли в каждом автосалоне. Так что, скоро рядовой автомобилист сможет взмыть в небо прямо с парковки у магазина? Вряд ли…
Трезвомыслящие бизнесмены, технари и юристы называют как минимум четыре причины, по которым общество не готово к летающим автомобилям, и они еще долго не станут массовыми:
- Техническая. Привычная всем нам современная 4-колесная машина и то – крайне сложная в техническом плане вещь. Что уж говорить о конструкции, сочетающей в себе два типа транспортных средств. Помимо затейливости в сборке важен и вопрос надежности (читай – безопасности). Процессы ассемблирования и ремонта аэромобиля должны быть в высшей степени прецизионными. Иначе – поломка в воздухе, падение и неминуемая гибель людей. Возьмет ли какая-нибудь компания на себя ответственность по работе с частыми трагическими рекламациями?
- Юридическая. Езда на обычном автомобиле и пилотирование самолета – не одно и тоже. Это разные знания, навыки, привычки. И разные юридические нормы. Фактически, человек, допущенный к управлению аэромобилем, должен иметь на руках два документа – водительские права и летную лицензию. Или один – универсальный, которого нет сейчас ни в одной стране мира и который крайне сложно разработать, прописав в нем абсолютно все нюансы, затрагивающие автомобильные и авиатребования. А как быть с общими правилами – по типу ПДД и авиационных? А контролем их соблюдения в воздухе? Создавать воздушную инспекцию?
- Экономическая. Производство парящих в воздухе автомобилей – пока еще очень дорогой процесс, отражающийся на конечной стоимости каждого конкретного транспортного средства. Лишь ограниченный круг богатых людей может позволить себе летающую игрушку. При высокой цене запчастей и комплектующих «летуны» в ближайшее время не станут популярны и их реализация не окупит затраты на изготовление.
- Социальная. Летающие автомобили идеальны и прекрасны в данный момент по большей части только на картинке, в виде макета или тестового экземпляра, демонстрирующегося в тепличных условиях. Мы однозначно не готовы к их появлению. Как быть, к примеру, с эпатажной личностью, решившей зависнуть на аэромобиле напротив окна вашей спальни и порассматривать все в ней происходящее? А с пьяным субъектом, разогнавшимся на «летуне» и врезавшимся в стену многоэтажки и погубившим десятки жизней? А с неадекватом, который, не найдя место на парковки, приземлился на крышу вашего гаража или близлежащего магазина? Как видим, вопросов больше, чем ответом.
Да, идея внедрения компактного и универсального летающего транспорта в массы хороша сама по себе. Но, думается, приступать спокойно к ее реализации можно лишь в мире, свободном от других проблем – военных, террористических, экологических, национальных, техногенных, демографических и так далее. Пока же нам явно не до летающих авто.