Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Его «ножницы» приводили в ужас немецких летчиков. О мужестве и героизме узденца Карачуна

Его «ножницы» приводили в ужас немецких летчиков. О мужестве и героизме узденца Карачуна

Владимир Карачун родился 14 марта 1914 года в деревне Кухтичи Узденского района. Как писал он сам в одной из анкет: «…белорус, из крестьян-бедняков».
В 1933 году Владимир окончил Минский транспортно-экономический техникум. Затем работал инспектором нархозучета Чаусского райисполкома Могилевской области Белорусской ССР. В 1936 году Карачун был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию, а в 1939 – окончил Сталинградское военное авиационное училище летчиков. Затем сам готовил кадры в качестве летчика- инструктора. Также неоднократно писал рапорта, стремясь попасть на фронт.

Но лишь в апреле 1943 года Владимир Карачун стал летчиком-штурмовиком 947-го штурмового авиационного полка, где и прошел славный боевой путь. Наш земляк участвовал в боях на Кубани, освобождении Украинской ССР и Крыма, Прибалтики, ликвидации курляндской группировки немецких войск. К концу войны капитан Владимир Карачун командовал эскадрильей 947-го штурмового авиаполка 289-й штурмовой авиадивизии 15-й воздушной армии. За время своего участия в боях он совершил 133 боевых вылета на разведку, штурмовку и бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его военных объектов. В результате действий нашего земляка было уничтожено 27 танков, 112 автомашин, 17 минометов, 19 вагонов, 3 самолета на аэродромах, 2 паровоза, 7 цистерн с топливом. Участвовал Карачун и в 17 воздушных боях. Его экипаж сбил 2 самолета противника.

Некоторые боевые эпизоды, свидетельствующие о героизме нашего земляка 
***4 августа 1943 года при выполнении боевого задания на переднем крае обороны противника на реке Миус самолет старшего лейтенанта Карачуна был атакован двумя немецкими истребителями. Благодаря отличной технике пилотирования и умелому маневрированию Карачун сумел вывести самолет из-под вражеского огня. В этом бою отличился и его воздушный стрелок-радист, не давший возможности немецким летчикам вести прицельный огонь. 
В этот день экипаж Карачуна совершил 3 боевых вылета, уничтожив 2 танка, 5 автомашин, один зенитный расчет и до 30 человек пехоты.
***20 ноября 1943 года капитан Карачун, будучи ведущим шестерки штурмовиков Ил-2, смело, несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, атаковал немецкую танковую колонну. Наши штурмовики трижды заходили на цель, нанесли противнику серьезный урон, тем самым сорвав внезапность танкового удара по нашим наземным войскам.
*** 17 сентября 1944 года при штурмовке артиллерийско-минометных батарей противника снарядом зенитной артиллерии был поврежден мотор самолета Карачуна, который начал дымить и давать перебои. Но в это время он – ведущий группы – увидел, что четыре Ме-109 угрожают атакой совсем неопытным летчикам. Тогда капитан Карачун, пренебрегая грозящей опасностью, прикрыл отход от цели летчиков и лишь после этого совершил вынужденную посадку на фюзеляж. Так благодаря командирской зрелости Карачуна и его личному мужеству группа потерь не имела.
***15 февраля 1945 года в исключительно сложных метеорологических условиях капитан Карачун вылетел ведущим пары Ил-2 на разведку в тыл противника. Атаковав на железнодорожной станции состав из 20 вагонов, он вывел из строя до 7 из них, взорвал железнодорожное полотно, создал два очага пожара. Но на обратном маршруте пара была атакована шестью ФВ-190. Положение спасло лишь высокое летное мастерство и смелость Карачуна, который, снизившись на высоту 20-30 метров, применил очень сложный летный прием «ножницы». В течение 12 минут, отбиваясь от преследования, он держал курс к расположению наших зенитных батарей. Тот воздушный бой нашего штурмовика закончился его убедительной победой: один вражеский истребитель попал под огонь наших зениток, а второй – был сбит меткой очередью воздушного стрелка-радиста старшины Китаренко.
Заслужено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Карачуну было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». 

В боевой биографии Карачуна есть и еще один примечательный факт: он четырежды награждался особо почитаемым у фронтовиков орденом Красного Знамени — высшей наградой СССР. Этим орденом подчеркивались особая храбрость и мужество бойцов.
Послевоенный период. Память о герое
Капитан Карачун после войны продолжал службу в Военно-воздушных силах страны. В 1949 – окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. Служил в Приморском крае, Саратове, Прикарпатье. В период прохождения службы и летной деятельности был награжден пятым орденом Красного Знамени. В 1957 году подполковник Карачун уволен в запас. Жил в Мелитополе на Украине.

Беларусь и свою малую родину Владимир Карачун не забывал. Был здесь достаточно частым и желанным гостем, о чем свидетельствуют фотографии и публикации, хранящиеся в Узденском историко-краеведческом музее, и его портрет, написанный маслом.

Умер Владимир Карачун 25 июня 1998 года. Похоронен в Мелитополе.
На родине нашего земляка, в городе Узда, установлена мемориальная доска. Его имя значится также на Аллее Героев в городе Мелитополь. На здании аэроклуба, где ранее располагалась Мелитопольская авиационная школа, 17 августа 2013 года была установлена мемориальная доска с именами 17 Героев Советского Союза. В этом списке значится и имя Карачуна. Мемориальная доска Герою Советского Союза, Почетному гражданину Мелитополя открыта на здании, в котором он жил.

В Могилеве и Узде, а также в деревне Кухтичи Узденского района Беларуси его именем названы улицы.