Судьба героической летчицы Зои Столяровой: как девушка из аэроклуба стала героем ВОВ
В публикации 30 октября сего года «Летчик с позывным «Сокол». История Героя Советского Союза из Беларуси Николая Столярова» упоминается и о его жене, тоже летчике-истребителе Зое Пожидаевой-Столяровой.
В городе Троицке Челябинской области, в котором проживала и трудилась семья Столяровых по окончании Великой Отечественной войны, ими гордятся и чтят их память. Сегодняшнее повествование посвящено ей, Зое Михайловне Пожидаевой-Столяровой, фронтовой летчице, удостоенной звания Почетного гражданина города Троицка.
Путь Зои в авиацию, в строй защитников Отечества
Зоя родилась 23 февраля 1918 года, и похоже, что самой датой рождения ей была предначертана судьба служения Отечеству в рядах его вооруженных защитников. Современники Зои рассказывали, что ее домашние шутили: «Какая дата, быть нашей Зое военной!».
Время тогда, в 30-е годы прошлого столетия, в молодой советской стране было такое, что молодежь буквально жила именами отважных летчиков и летчиц. Тысячи юношей и девушек шли в аэроклубы, в ОСОАВИАХИМ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, ставшее предшественником нынешнего ДОСААФ.
Нелегкое это было дело: после восьми часов работы изучать по вечерам теорию полета, конструкцию самолета и двигателя и учиться летать. Но они, советские юноши и девушки, образно говоря, «болели» небом, готовились к защите Родины и шли в аэроклубы, как на праздник. Они обучались на маленьком самолетике — По-2, и день за днем были полеты, сначала «взлет-посадка», затем отработка виражей, переворота через крыло, исполнение таких воздушных приемов пилотирования, как «спираль», «штопор», «петля Нестерова»…
Окончив учебу в аэроклубе, Зоя поступила в авиационное училище летчиков в Ульяновске, так небо стало ее жизнью, ее профессией. За год до войны Зоя Пожидаева уже работала летчиком-инструктором ОСОАВИАХИМ на одном из подмосковных аэродромов. А когда началась война, она вместе с подругами-летчицами безуспешно осаждала военкомат до самого октября 1941 года, ответ был один: ждите. Но вот, наконец, и долгожданная телеграмма прибыть на обучение и подготовку во вновь формируемую женскую авиационную группу под командованием Героя Советского Союза Марины Расковой.
Фронтовое небо летчика-истребителя Зои Столяровой
586-й авиационный истребительный полк, в котором начала воевать Зоя Пожидаева-Столярова, был первым женским истребительным полком в истории советской авиации. Его боевой путь пролег от берегов Волги до столицы Австрии — Вены.
Памятную же ночь лета 1942 года, когда был открыт Зоин личный боевой счет, она запомнила до мельчайших деталей. Со своей напарницей Аней Демченко она вылетела на перехват вражеского разведчика. «Юнкерс», снижаясь, шел по направлению к железнодорожной станции. Увидев краснозвездные «ястребки», немец стал круто разворачиваться и набирать высоту. Но летчицы с двух сторон преградили ему путь, вынуждая изменить курс. Вражеский стрелок открыл огонь, а летчик начал маневрировать, стремясь вырваться из клещей наседавших на него истребителей, и ринулся в крутое пике. Зоя повторила его маневр, и фашист не выдержал, начал выводить свой самолет из пикирования. Тогда Зоя и ударила по нему, ее пулеметные очереди настигли врага. Но вдруг вздрогнул, несколько раз чихнул мотор ее истребителя, а затем и совсем остановился, закончился бензин. Не растерявшись, планируя, летчица выбрала подходящую площадку и выпустила шасси.
Приземлилась Зоя невдалеке от молодого березняка. От него к истребителю побежали десятка два людей, увидев на крыльях звезды — побежали быстрее, а за несколько шагов до самолета в удивлении остановились: «Батюшки, летчик-то девка…». Через час из поселка пришла полуторка с горючим, Зое помогли заправить самолет и тепло проводили отважную летчицу. За этот бой Зоя была награждена орденом Красной Звезды.
Более 200 боевых вылетов совершила Зоя Столярова, она смело и мастерски перехватывала врага на подступах к охраняемым объектам, бесстрашно штурмовала фашистские аэродромы, танковые колонны и скопления гитлеровских войск. Недаром «летающих женщин» фашисты боялись по всему фронту. Вот строки из очерка фронтовых лет о Зое Столяровой:
«Летчицы весело смеются, вспоминая вытянувшуюся физиономию пленного фашистского летчика, когда ему показали «виновницу» его поражения. Миниатюрная, белокурая, синеглазая Зоя похожа на девочку-подростка, а никак не на грозного летчика-истребителя…».
А полковая поэтесса Маргарита Конина посвятила Зое стихотворение:
«Тоненькая девушка в беленьком подшлемнике,
А в глазах — дня майского отблеск голубой,
И награда скромная за победы славные:
На груди у девушки — орден боевой!».
Женщины на войне… Казалось бы, что это несовместимо: женщина, дающая жизнь, мать детей, может ли она убивать? Но в годы священной Великой Отечественной войны советские девушки и женщины понимали, что обязаны защитить жизнь своих родных, отстоять Родину. А сколько их не вернулось в родные дома… Вот и Зоя Михайловна часто вспоминала случай, когда на ее глазах погибла подруга Оля Голышева: они вели бой с вражескими юнкерсами, но самолет Ольги был сбит…
Победу лейтенант Зоя Столярова и ее боевые подруги встретили в Будапеште. 9 мая 1945 года на зеленом поле аэродрома состоялся митинг личного состава полка, на котором летчицы пообещали друг другу также честно и самоотверженно трудиться на благо спасенной Родины и не забывать дружбу, скрепленную кровью погибших подруг.
Образ героической летчицы запечатлен и в книге «Ради мира на Земле»
Земля быстро приближается. Зоя до боли стиснула зубы: «Нет, не уйдешь!» А фашистский самолет продолжает камнем падать вниз. «Что он задумал?» Холодные струйки пота затекают под шлемофон, непривычное, почти вертикальное положение машины, привязные ремни давят сейчас на тело… А Пожидаева продолжает напрягать все свои силы, стремясь догнать и, если удастся, таранить врага.
И в этот момент противник не выдержал, начал выводить самолет из пикирования. Летчица резко отжала воздушные тормоза; потянула ручку управления на себя. Самолет судорожно вздрогнул и, снизив скорость, стал выходить в горизонтальный полет. Теперь нужно как можно скорее набрать хотя бы минимально безопасную высоту, уйти от притягивающей земли.
«ЯКи» идут по бокам «юнкерса», не давая ему изменить курс. Прицелившись, Пожидаева делает один за другим два выстрела. Проходит несколько секунд, и левый мотор «юнкерса» начинает дымить.
— Молодец, Зойка! — слышит она в шлемофоне голос подруги.
— Теперь далеко не уйдет, — спекшимися губами шепчет Зоя. Тыльной стороной ладони вытирает пот со лба. Взгляд падает на топливомер. Горючее на исходе: ведь до встречи с бомбардировщиком они больше часа патрулировали в воздухе. «Неужели вынужденная посадка? А как же Аня?».
Пожидаева смотрит в одну, другую сторону: где самолет Демченко? Увлекшись преследованием подбитого «юнкерса», она и не заметила, как пропала подруга.
Минуты через три двигатель вздрогнул, несколько раз надрывно чихнул и остановился. Горючее кончилось. Внизу — поле. Планируя, Пожидаева выбирала место для посадки.
Невдалеке — молодой березняк. От него приближалось десятка два людей. В руках колья, палки. Увидели на крыльях звезды, побежали быстрее.
— Ой, бабоньки, летчик-то — девка! — Помогли вылезти из кабины, обступили со всех сторон.
— Так это ты его трахнула? А мы из леска смотрим — летают, стреляют. Но высоко, не разберешь, кто кого подбил. Ну, и молодец же ты.
Через час, не больше, из поселка пришла «полуторка». Шофер, молоденький вихрастый парнишка, с уважением поглядывая на летчицу, помог заправить самолет.
На аэродром Зоя возвращалась с тяжелым чувством: «Что с Аней?» Едва зарулила на стоянку, как подбежали девчата. Обняли и расцеловали. Оказывается, уже звонили из штаба. «Юнкерс» далеко не ушел, упал за лесом, в степи. Сообщили и об Ане Демченко: она совершила вынужденную посадку, за ней послали самолет…
Через несколько дней неразлучная пара — Пожидаева и Демченко — опять в готовности №1. Внезапно в воздух взмыла красная ракета. Сигнал на взлет: фашистские самолеты на подходе. В несколько секунд запущены двигатели, и вот уже маленькие зеленые «ястребки» рванулись со старта и, стремительно набирая скорость, оторвались от земли. Убраны шасси, и машины растворились в облаках.
Зоя Пожидаева пристраивается к своей ведущей Ане Демченко. Главное — не отстать в белой облачной массе, прикрыть. Вскоре пробили облака, яркими лучами засверкало солнце. Осмотрелись вокруг: противника не видно. Может быть, его повернула назад зенитная артиллерия?
И в этот момент на горизонте справа по курсу появляются черные точки. Это самолеты противника. Под прикрытием облаков два «юнкерса» летят к городу.
— Идем на сближение! — передает по радио Демченко.
Цель все ближе и ближе. Но бомбардировщики, увидев наши истребители, резко меняют курс и уходят в облака. Начинается слепой поиск. Преследуя противника в сплошной облачности, летчицы не заметили, как пересекли линию фронта. Только разрывы вражеских зениток напомнили им об этом. Теперь можно возвращаться — задание выполнено, враг не прошел к объектам.
А на аэродроме Зою ждал сюрприз. Еще когда вылезала из самолета, заметила: техники как-то загадочно улыбались. А подходя к своей землянке, услышала песню. Звонко распевали девчата. Но среди их голосов ясно выделялся мужской баритон. Зоя открыла дверь и, изумленная, остановилась. В землянке, в кругу подруг ее муж, Николай Столяров. С первого дня войны сражается он с врагом. И вот — встреча.
— Нам с КП сообщили, что вы возвращаетесь. Вот и решили песней встретить, — Николай широко улыбался. На груди его ярко поблескивала звезда Героя.
Зоя провела ладонью по щекам мужа, пригладила его светлые волосы.
— Прямо из Москвы, из Кремля, к тебе. Командир отпустил на целые сутки.
Николай рассказал о Москве, о приеме в Кремле, где сам Михаил Иванович Калинин вручил ему Золотую Звезду Героя Советского Союза. К этому времени на боевом счету старшего лейтенанта Столярова было уже шесть самолетов противника, сбитых им лично, и четыре, уничтоженных в групповых боях.
— Коля, а ты не загордишься? — Зоя прижалась плечом к нему. — А долго же мне теперь тянуться за тобой.
— Не скромничай, Зоя, — перебила подругу Аня Демченко. — Знаешь, Николай, твою жену представили к «Красной Звезде».
…От Волги до Дуная нелегкими военными дорогами прошли летчицы 586-го истребительного авиационного полка. На грозных истребителях ЯК-9 защищали они от налетов фашистских стервятников нашу землю.
Послевоенный период
Зоя Михайловна Столярова не рассталась с авиацией и по окончании Великой Отечественной войны, она с мужем, Героем Советского Союза Николаем Ивановичем Столяровым приехали на Урал. Супруги поселились в Троицке, городке, где в годы войны базировалось два авиационных училища, а после неё дислоцировалось несколько авиационных частей. И Зоя Столярова стала работать в аэроклубе, преподавала теорию авиации, аэронавигацию, материальную часть самолетов. Только проблемы со здоровьем заставили ее перейти на другую работу, но еще долгое время она работала в аппарате Троицкого горисполкома. Зоя Михайловна Столярова вела активную военно-патриотическую работу, рассказывая молодежи, школьникам и студентам о подвигах бесстрашных советских летчиков, об их мужестве и героизме, возглавляла общественный клуб «Фронтовые подруги».
И в 1987 году Зоя Михайловна Столярова за плодотворный труд и свои заслуги была удостоена звания Почетного гражданина города Троицка.