«Вслепую ставили диагнозы и делали операции» — что рассказал легендарный доктор из Борисова
Хирург, пожалуй, одна из самых героических врачебных профессий, которой посвящено множество фильмов и книг. И эти удивительные люди не перестают восхищать. Познакомились с легендарным доктором из Борисова.
Станислав Кузнецов стоял у истоков зарождения хирургической службы райцентра. А еще — более 15 лет возглавлял здравоохранение — был главным врачом центральной больницы. При нем были построены многие медицинские объекты. Сегодня он на заслуженном отдыхе, но не перестает радоваться изменениям в уже ставшей родной главной больнице. Подробности — в материале корреспондента «Минской правды».
— Горжусь тем, насколько шагнула медицина в нашем районе, — делится Станислав Кузнецов. — Только за последние годы был построен новый ангиографический корпус, кабинет МРТ, введена в строй новая детская больница, разрабатывается проект 6-ой поликлиники, реконструируется инфекционная больница, строится современный Центр трансфузиологии… О таком уровне могли только мечтать. Увеличивается количество высокотехнологичных операций. А мы, если можно так сказать, вслепую ставили диагнозы и делали операции.
А проработал он в медицине 50 лет! Только вдумайтесь, по его врачебной практике можно смело изучать историю хирургии, да и всего здравоохранения Борисовского региона.
«Профессию мне выбрал отец. Я и не спорил, не принято было»
Сам он родом из небольшой деревни Ужанка Несвижского района. Стать врачом наказал отец. И не ошибся. Сменить профессию никогда и мысли не было. Работа всегда была по душе.
— Нас у родителей было трое. Старшие братья «технари» до мозга костей, оба закончили технологические институты. Как сейчас помню, отец говорит: «Надо чтобы в семье был доктор! Стасик, будешь поступать в медицинский». Я и не спорил, не принято было. Для нас отец всегда был человеком очень уважаемым, авторитетным. Правда, с первого раза не поступил. Забрали в советскую армию на три года. Уже после службы опять пошел в медицинский и поступил: получил по экзаменам две пятерки и две четверки.
Институт Станислав Кузнецов успешно закончил в 1973 году. Очень хотел вернуться на малую родину. Говорит, было желание, что называется, отдать дань, лечить тех людей, которые воспитывали, учили, быть им полезным. Но не получилось — мест не было. Судьба забросила в другой конец области. О том, как молодой специалист попал в Борисов, Станислав с улыбкой подмечает — друг переманил.
— Еще на вступительных экзаменах познакомился с парнем из Борисова. В итоге оба поступили и сдружились. Он даже пригласил пожить к своей бабушке в Минск, пока мне не дали общежитие. Учеба давалась непросто, честно признаюсь, но интересно. Почему хирургия? Как-то так всегда считалось, что женщины-врачи должны быть терапевтами, а мужчины — хирургами. Потому что это ответственность, высокие требования. Кто-то должен делать эту работу. Тем более, хирургическая специальность — очень широкая, ты можешь подобрать то, что нравится, — говорит медик.
В 1974 году молодой доктор проходил интернатуру в 1-й Советской объединенной больнице имени 10-летия Октябрьской Революции (так в те годы называлась Борисовская центральная районная больница). А затем остался работать здесь на всю жизнь.
— Придя молодым врачом, перенимал опыт у аксакалов медицины. Это Лаптенок, Левачев, Смольский и многие другие известные врачи, — вспоминает хирург. — У тебя должен быть руководитель, который видит и поддерживает начинания. Ведь последнее можно зарубить на корню — и тогда развиваться не будешь. И когда есть хороший коллектив, понимающее руководство, возможность обучения, тогда это приносит великолепнейший результат. К слову, работал и с отцом нынешнего главного врача Борисовской ЦРБ Анатолием Дроздом. Он фтизиатр. Становление его сына как врача прошло у нас на глазах. Александр реаниматолог. Хорошее поколение вырастили!
По мнению нашего доктора, врачу-хирургу, в первую очередь, необходима выносливость. А еще — стрессоустойчивость и широкие знания, коммуникабельность и высокая работоспособность.
И молодой Кузнецов так увлекся своим делом, что даже главным врачом продолжал оперировать. Хотя мог заниматься более простой работой.
— Было все, даже ранения сердца приходилось оперировать (бытовая травма), — вспоминает доктор. — Очень много привозили мотоциклистов. Машин было немного, молодежь гоняла на двухколесном транспорте. Ездили без шлемов, на скорости. Столько теряли молодых, потому что травмы, полученные при аварии на мотоцикле, очень серьезные. Всего хватало…
В трудовой биографии доктора Кузнецова была и работа в военном госпитале в группе советских войск в Германии.
К операционному столу не пустили
Когда молодой хирург вернулся домой, к операционному столу его не пустили. Отправили в поликлинику на прием.
— В стационаре мест не было, и я вел прием в поликлинике. Время шло, три года сидел на приеме и все ждал, когда освободиться место хирурга в больнице, — вспоминает свои переживания доктор. — И внезапно предложили возглавить Горздравотдел. Я подумал, раз к столу не пускают, возглавлю отдел. Новый опыт, было интересно.
В 1987 году произошла реорганизация — и Борисовская городская больница была переименована в центральную городскую, а чуть позже — и в Борисовское территориальное медицинское объединение. Лучшей кандидатуры на должность главного врача было не найти: Станислав Кузнецов — молодой, амбициозный, к тому же хирург с опытом работы в этой же больнице.
Он вспоминает, что последняя состояла из двух корпусов. В первом было два этажа: терапия на первом, на втором — хирургия, травматология и урология все вместе. Во втором корпусе было родильное отделение. Начало всей медицины Борисовщины. Затем из хирургического отделения выделились травматологическое и урологическое отделения, самостоятельными стали отоларингологическое и офтальмологическое отделения, расширились детское и терапевтическое. Шесть отделений больницы стали выполнять функцию межрайонных. А в 1971 году в Борисове ввели в строй новый родильный дом с женской консультацией, открылись отделения анестезиологии и реанимации.
— Это сейчас в нашем городе целая сеть из учреждений здравоохранения, — подмечает доктор. — Только на территории ЦРБ — большое девятиэтажное здание и, если не ошибаюсь, пять корпусов. Сейчас еще достраивают. По-доброму завидую нашей молодежи. У них все есть для работы. Только работай! А нам начинать было сложно, ведь те условия и близко не были похожи на нынешние операционные, и оборудование. Делали все вслепую, на примитивном, если можно его так назвать. Все вручную. Вы были когда-нибудь в новых операционных больницы? Так вот — это мечта! У нас и близко такого оснащения не было. В буквальном смысле лечили вручную. Из красных резиновых трубок сами делали системы для переливания растворов, крови, препаратов. Мало того, их еще и повторно мыли, стерилизовали. А многоразовые шприцы? Иголки сами точили, стерилизовали.
И добавляет, что была хорошая команда медиков, с которой, засучив рукава, взялись за работу.
«Посередине большой чан с кипятком и санитарочка большим веслом перемешивает белье»
Одним из самых серьезных вопросов было строительство нового хирургического корпуса. В 1989 году его уже открыли.
— Ввод позволил значительно улучшить условия размещения пациентов в стационаре. И открыть новое отделение патологии у новорожденных. Кстати, хирургический корпус строили наподобие гродненской больницы, куда мы не раз ездили. Затем пристроили здание, которое и сейчас функционирует. Тогда разместили там лор-отделение, — подмечает доктор Кузнецов.
Также в годы его руководства строились и новые поликлиники. Ведь город постоянно разрастался, а было всего три поликлиники: в старой части города, центре и Залинейном микрорайоне. Он понимал, нужно строить новую.
— Начались дебаты, где? Были предложения строить ее возле завода «Автогидроусилитель», — делится воспоминаниями Станислав. — Мне все же удалось убедить руководство возводить на улице Строителей, ближе к домам людей, а не к месту работы. Начали строить взрослую поликлинику. Подумали, а как же детство? Тогда вышло постановление, что для детей должен быть отдельный вход в здание. Так с левой стороны поликлиники появилась пристройка. Строительство поликлиники завершили в 1991 году. Стало проще. Дальше занялись инфекционной больницей. Она находилась в старом здании на улице Адамовича и была в ужасном состоянии. Сейчас от этого здания и следов не осталось. Как сейчас помню, приехал к нам начальник из области. Я его повез в инфекционную больницу. Заходим в прачечную. А там посередине стоит большой чан с кипятком и санитарочка большим веслом перемешивает белье. Он как увидел это, был в шоке. Так строительство новой инфекционной больницы включили в планы. Правда, строили долго. Начали в 1991 году. Было сложное время, развал Союза. Ничего не делалось. Не хватало каменщиков, поэтому проект с блочными корпусами. И только в 1996 году ее построили. А сейчас уже взялись за реконструкцию. Как же быстро бежит время…
«На улице узнают и здороваются — значит, хорошим был врачом»
Перед выходом на пенсию Станислав Кузнецов вернулся в поликлинику. Годы давали о себе знать, и нужна была более спокойная работа.
— Всегда внимательно относился к каждому пациенту, — делится доктор Кузнецов. — Нас тогда четко учили обязательно проследить, выполнил ли больной указания врача. К примеру, ты должен был не просто отправить его в больницу, а и позвонить, спросить, доехал ли, как приняли. Ведь могут и не дойти до стационара. И вот эта наука осталась у меня на долгие годы. Приятно смотреть в добрые, довольные глаза пациента, который благодарит, поздравляет с праздниками потом, всегда поздоровается на улице. Даже сейчас, хотя я уже давно на пенсии. Значит, хорошим врачом был.
Сегодня, 18 ноября, Станислав Кузнецов отмечает 80-летний юбилей! Хотя, пообщавшись с легендарным хирургом, ему больше 50 и не дашь! Показалось, что этот улыбчивый доктор знает какой-то секрет, как жить с удовольствием, в гармонии с собой и окружающими. Поэтому не могли не спросить напоследок, как удается так хорошо и бодро выглядеть в таком серьезном возрасте.
— Никаких секретов нет. Даже зарядки не делал, времени никогда не хватало на себя, всегда был на работе, — скромно признался хирург.
За свою профессиональную деятельность он выполнил тысячи оперативных вмешательств, не считая участия в операциях в качестве ассистента. Тысячи людей благодарны ему за спасенные жизни, профессионализм и душевное отношение. Станислав Кузнецов по праву принадлежит к числу выдающихся врачей, для которых медицина стала не только профессией, но и настоящим призванием, делом всей жизни.