Земля пухом? В Вилейском районе односельчане не поделили метры на кладбище
И на погосте неспокойно… В Вилейском районе не поделили место на кладбище. Материал под таким названием вышел на сайте МЛЫН.BY еще 18 сентября. Основанием для его написания стало обращение на прямую линию Миноблисполкома минчанки Янины Вацлавовны. Заявительница рассказала председателю Минского областного Совета депутатов Наталье Якубицкой о конфликте с односельчанкой. Женщина якобы выразила недовольство по поводу того, где Янина Вацлавовна похоронила мать, какой памятник установила на ее могиле, при этом она чуть ли не требует эксгумации и перезахоронения покойной.
Наталья Якубицкая поручила председателю Вилейского районного Совета депутатов Елене Чеботарь сделать все возможное, чтобы помирить женщин. Однако прошло больше двух месяцев, а на погосте по-прежнему неспокойно… Об этом «МП» рассказала та самая «недовольная односельчанка» Янины Вацлавовны — женщина обратилась в нашу редакцию.
Не доводить до крайности
Для начала напомним, что именно Янина Вацлавовна рассказала председателю Минского областного Совета депутатов. По словам пенсионерки, в 2019 году на местном кладбище в агрогородке Долгиново Вилейского района она похоронили маму. Перед смертью женщина попросила, чтобы ее похоронили рядом с мужем сестры — Янина Вацлавовна так и сделала. Памятник на могиле родственницы семья установила только в этом году… И начались конфликты с односельчанкой.
— Женщина, чей брат похоронен рядом с моей мамой, не разрешала ставить надгробие. Дело в том, что оно «съедало» часть прохода между захоронениями, — пояснила Янина Вацлавовна. — В итоге памятник мы установили, но односельчанка требует его сдвинуть. Предлагается даже вариант эксгумировать тело матери и перезахоронить в другом месте…
Чтобы не доводить ситуацию до крайности, Наталья Якубицкая и поручила председателю Вилейского районного Совета депутатов Елене Чеботарь решить вопрос законным путем. В конце концов, всегда ведь можно договориться, пойти друг другу на уступки…
Впритык к могиле
Однако договориться пока не получается. Односельчанка Янины Вацлавовны, Янина Адамович, согласна с тем, что вопрос нужно решать законным путем. Но добиться этого пока не может. Вот что она рассказала «Мінскай праўдзе»:
— В 2008 году на кладбище в Долгиново я похоронила брата. Памятник на его могиле поставили небольшой, шириной всего 60 см. С расчетом на то, что со временем его можно будет заменить на более современный. Но в 2019 году Янина Вацлавовна хоронит маму и место для ее могилы выбирает впритык к могиле моего брата.
Собеседница уверяет, что пенсионерка и ее родственники изначально нарушили закон: в Долгиновский сельисполком они пришли уже после того, как похоронили маму. То есть поставили перед фактом. Хотя согласно Закону «О погребении и похоронном деле» участок для захоронения предоставляется на основании заявления. И только потом сельисполком указывает, в каком месте копать яму.
— В июле этого года Янина Вацлавовна установила на могиле своей матери памятник шириной 120 см. Сама стела занимает всего 60 см, а вот основание — 1,2 м. Зачем было делать такой большой памятник, не понимаю… Мало того, что она буквально втиснула могилу своей матери в небольшой кусок земли, так еще поставила широченный памятник, — возмущается женщина. — Что в итоге получается? Между памятником моему брату и памятником матери Янины Вацлавовны расстояние всего 25 см! Хотя по закону проход должен быть 50 см минимум.
Но проблема не только в этом, отмечает Янина Адамович. Повредилось надмогильное сооружение на могиле ее брата.
— И теперь я не могу поставить ему новый памятник: для него просто нет места.
Намереваясь привлечь односельчанку к ответственности, Янина Адамович обратилась в Долгиновский сельисполком, Вилейский райисполком. Была создана комиссия, которая выехала на кладбище, осмотрела памятник, установленный на могиле матери Янины Вацлавовны и пришла к выводу, что основание памятника, выложенное плиткой, нужно обрезать. Шла речь и об эксгумации…
В итоге Янина Адамович отозвала заявление и написала Янине Вацлавовне письмо с тем, чтобы пенсионерка сама реконструировала надмогильное сооружение матери, то есть обрезала основание памятника.
— Она на письмо не отреагировала, зато обратилась на прямую линию Минского облисполкома. Это дало эффект: снова была создана комиссия, которая выехала на кладбище. Туда же пригласили и нас. Комиссия установила, что участок моего брата только 1,2 метра в ширину, тогда как по закону должно быть 1,4 метра. А вот участок, где похоронена мама Янины Вацлавовны, на 60 см больше. Потому что это не отдельный участок, а двухместное захоронение. И максимально оно должно занимать по ширине 2 метра. А по факту занимает 2,6 метра. То есть Янина Вацлавовна фактически поставила памятник маме на могиле моего брата.
Что по итогу?
Долгиновский сельисполком заказным письмом отправил Янине Вацлавовне предписание, согласно которому она должна устранить все нарушения в трехмесячный срок. Истекает он в середине января 2023 года. Время еще есть, но Янина Адамович уверена, что соседка ничего предпринимать не будет. Или все-таки исполнит предписание?
— Я выполняла волю покойной матери, которая хотела быть похоронена именно рядом с мужем сестры. Янина Адамович изначально похоронила своего брата на нашей стороне, и моей маме не осталось места. Поэтому так и получилось. Демонтировать памятник не буду, — ответила Янина Вацлавовна по телефону.
Мы обратились к председателю Вилейского районного Совета депутатов Елене Чеботарь. Она подтвердила, что попытки примирить двух женщин и найти решение, которое бы устроило обеих, не увенчались успехом.
— Надгробное сооружение, которое Янина Вацлавовна поставила на могиле матери, заходит на участок, где похоронен брат Янины Адамович. По закону Янина Вацлавовна должна демонтировать памятник, поставить его по-другому, о чем и говорится в предписании сельисполкома. На это отведено три месяца срока.
Если бы вопрос не был столь щепетильным, не касался памяти умершего человека, думается, удалось бы все мирно уладить. Но брать грех на душу и своими руками резать надгробие не хочет никто. Янина Адамович написала заявления еще в несколько инстанций с тем, чтобы были установлены четкие границы участка, где похоронен ее брат, и участка, где похоронена мать Янины Вацлавовна. С ответом на эти запросы наверняка проблем не будет. А вот что касается демонтажа спорного памятника, это в компетенции местной власти. Однако, чтобы окончательно поставить точку в вопросе, Янине Адамович, вероятнее всего, придется обращаться в суд.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!