Меню

Дефицит учителей в Германии: проблемы школьной системы на грани выживания

Школа в Германии
Фото: из открытых источников

Школьная система в Германии на грани выживания. Причина — катастрофическая нехватка учителей.

Если рассматривать в цифровом эквиваленте, ситуация складывается драматическая. Будущее немецких школ выглядит весьма туманно. Согласно исследованиям Немецкого экономического института, стране недостает почти 76 000 учителей. Отдельные профессора говорят о нехватке более 85 000 преподавателей. Практически в каждой немецкой школе — дефицит педкадров, и нет никаких перспектив для улучшения ситуации.

Особенность немецкого 4-го класса — первые уроки сексуального воспитания. Для иммигрантов это часто становится культурным шоком.

Как это отображается на школьниках?

Отмена уроков и даже полного учебного дня, сокращенное расписание, объединение нескольких классов в одну учебную группу. Как результат — провал в уровне образования, потому что невозможно уложить тему, рассчитанную, допустим, на семь уроков в два или три, и если один учитель должен объяснить тему сразу 50 школьникам. В свою очередь, что вполне ожидаемо, школьники не справляются с тестами и экзаменами, находятся в постоянном стрессе, бросают школу до достижения совершеннолетия, ибо «зачем туда ходить, если ты приходишь, и снова нет половины уроков».

Германия школа
По навыкам чтения до минимальных требований в Германии сейчас не дотягивают 18% учеников 4-х классов, по арифметике — 22%, а по правописанию — почти каждый третий. Фото: welt.de

Педагогические коллективы вынуждены приглашать учителей без профильного образования. Физику и химию преподает учитель математики, а английский ведет физрук, ведь у него в молодости была своя рок-группа и он неплохо пел по-английски. Это реальная история из школы, где я работала в 2019 году недалеко от Дюссельдорфа. Или еще более изощренная ситуация: школы с радостью принимают на почасовую работу… родителей учеников из класса. И вот уже владелец местной сети торговых точек ведет у пятиклассников математику. А что? Считать проценты и делить дроби он явно умеет! Ученики рады: герр Кунц не такой строгий, как прежний учитель, да и кто не знает в их городке герра Кунца? Прикольно же. Будет ли этот вариант спасением для нуждающихся в школах учителях? Вопрос. Да и обучение по важнейшим предметам надо, наверное, все-таки доверить профессионалам.

В чем причина такого эпохального национального кризиса? Как признают сами учителя, в ошибочной государственной политике и неправильной системе образования учителей.

В Германии действует закон, обязывающий детей учиться и ходить в школу. Если ребенок не появился на занятиях без причины, разборки будут суровыми.

 Для многих профессия преподавателя перестала быть привлекательной даже при достойной оплате труда и крепкой социальной защищенности. Постоянная дополнительная нагрузка, внеурочная работа, чрезмерные требования при получении педагогического образования — все это привело к тому, что директора школ говорят о «бомбе замедленного действия» в системе.

А откуда появилась вся эта дополнительная нагрузка, с которой не справляются школы? Из ошибочной миграционной политики в стране. Школы не выдерживают наплыва беженцев, будь то арабского, африканского или украинского происхождения. В классах сидят до 90 процентов учеников, не владеющих немецким языком. К ним требуется особый подход, им нужны дополнительные языковые уроки, банальная культурная интеграция, чтоб образовательный процесс был возможен для остальных детей в классе тоже. Не все учителя это выдерживают, сдают нервы, и становятся не важны все финансовые и социальные преференции, ранее делавшие эту профессию весьма желанной.

В Германии маленькие бюргеры заканчивают минимум 9 классов. Только достигнув совершеннолетия, они самостоятельно решают, учиться дальше или нет.

Приглашая и оплачивая несметное количество беженцев, немецкие политики словно забывают о том, что главная нагрузка падет на немецкого учителя. И он им этого не простит.

И если Бисмарк говорил, что войну выигрывает не солдат, а учитель (воспитатель нации), то сейчас мы видим обратное понимание этой аксиомы в действии: недо-Бисмарк Шольц феерично забивает последний гвоздь в гроб некогда могущественной страны и империи.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59