Психологические травмы в политике. Как проявился комплекс младшего ребенка у прибалтийских стран

Копирование поведения для того, чтобы понравиться собеседнику, в психологии называется эффектом хамелеона или отзеркаливанием. Оно проявляется в бессознательном подражании мимике, жестам, тону голоса и другим аспектам поведения другого человека. Исследования показывают, что такое поведение способствует социализации и улучшению межличностных отношений. Оно объясняется несколькими ключевыми механизмами, которые помогают людям адаптироваться и взаимодействовать в социальном окружении.
Подражание может быть как осознанным, когда человек намеренно копирует поведение другого, так и бессознательным, когда повтор действий собеседника происходит неосознанно.
Копирование поведения помогает людям социализироваться и чувствовать себя частью группы. В эволюционном плане такая стратегия была полезна для выживания: те, кто следовал за группой, имели больше шансов на успех и защиту.
Следует упомянуть и такой механизм, как низкая самооценка. Люди с низкой самооценкой могут чаще подражать другим для получения одобрения.
Такие люди часто имеют искаженное восприятие себя и своих возможностей. Они могут считать себя недостаточно хорошими или достойными, поэтому подражание другим становится способом компенсировать свои недостатки. Копируя успешных или популярных, они надеются временно «замаскировать» свои внутренние переживания и неуверенность.
Люди с низкой самооценкой могут чувствовать себя неуверенно в новых или незнакомых ситуациях и использовать подражание как способ наладить контакт с окружающими и интегрироваться в группу. Это помогает им чувствовать себя более комфортно в социальных взаимодействиях. Иногда они стремятся продемонстрировать свою «жертвенность» или альтруизм через подражание, что может создавать иллюзию их ценности для других. Это поведение направлено на доказательство своей значимости в глазах окружающих, хотя на самом деле оно может быть вызвано внутренними комплексами и страхами.

На удивление, все вышесказанное хорошо ложится на события, произошедшие в конце 80-х и описанные нами в первой части. В рамках поиска своего места в системе складывающегося нового миропорядка бывшие союзники по социалистическому лагерю, не имея мощной экономической базы в условиях жесткой конкуренции победившего в холодной войне капиталистического пути развития общества, начали искать себе нового покровителя.
Как раз в этих условиях проявилась низкая самооценка новых руководителей многих европейских государств, входивших в так называемый социалистический лагерь. Они оказались на проигравшей стороне. Одновременно всплыли комплексы младшего ребенка в большой социалистической семье, который считает, что вся любовь и все плюшки достаются старшему брату. Добавим сюда экономические проблемы, связанные с нарушением устоявшихся за многие годы кооперационных связей, и вот уже не видно иного пути, как найти себе нового сюзерена, который сможет помочь решить навалившиеся проблемы. При этом Российская Федерация, обремененная своими экономическими и внутриполитическими проблемами, на эту роль явно не подходила.
Одна сложность — таких новых свободных демократий как-то стало одномоментно много. Кому помогать в первую очередь, а кому во вторую? А что предложить новому хозяину в победившем капиталистическом мире, конкуренция все-таки. И тут оказалось, что меньше всего могут предложить бывшие советские прибалтийские республики — Литва, Латвия, Эстония, а также Польша.
В конце 1980-х годов страны Балтии и Польша столкнулись с серьезными экономическими проблемами, вызванными переходом от социалистической экономики к рыночной. Этот период был отмечен глубокими структурными изменениями и кризисами. Промышленность этих стран значительно деградировала, а уровень жизни населения упал. В 1980-е годы местные экономики были сильно зависимы от советского рынка, и после его разрушения они столкнулись с резким сокращением производства и занятости. Пережили страны Балтии и деиндустриализацию, где рабочая сила переместилась из производственного сектора в услуги, такие как строительство и торговля. Это привело к неустойчивой налоговой базе, зависимой от потребления. В результате финансового кризиса 2008 года эти страны оказались среди наиболее пострадавших в Европе, что усугубило уже существующие проблемы, такие как высокая безработица и бедность. Как результат, экономики стран Балтии стали сильно зависимы от внешнего финансирования, особенно со стороны скандинавских банков.

Польша также переживала глубокий экономический кризис в 1980-х годах. После распада социалистической системы страна начала активно искать пути интеграции с Западом для преодоления экономических трудностей. Это включало структурные реформы и приватизацию государственного сектора. Однако высокие уровни безработицы и низкая производительность труда оставались значительными проблемами. Польская экономика страдала от несбалансированности публичных финансов, что усугубляло экономическую ситуацию. Сокращение бюджетных поступлений из-за низкого роста экономики привело к увеличению долговой нагрузки на государство. Кроме того, значительная доля государственного сектора оставалась не реформированной, что препятствовало экономическому росту.
В этих условиях руководству этих государств виделся один путь своего дальнейшего развития — присоединение к группе западных стран, победивших в холодной войне, в которой ведущую роль занимали Соединенные Штаты Америки. Поэтому подражать стали в первую очередь США. Отметим здесь лишь наиболее показательные моменты, в том числе демонстрирующие готовность пожертвовать даже своим суверенитетом и экономическими выгодами, в надежде, что новый старший брат все компенсирует.
Например, Литва, чтобы продемонстрировать готовность поддерживать действия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в 2021 году открыла представительство Тайваня в Вильнюсе, что вызвало резкую реакцию со стороны Китая, который расценил шаг Литвы как нарушение принципа «одного Китая». В результате Пекин понизил уровень дипломатических отношений с Литвой, что привело к экономическим последствиям для литовского бизнеса и ограничению торговли. Польша также проявляет интерес к укреплению связей с Тайванем. В последние годы польские официальные лица и бизнесмены посещали Тайвань для обсуждения возможностей сотрудничества в области технологий и инвестиций. Польша рассматривает Тайвань как важного партнера в контексте глобальных цепочек поставок, особенно в производстве полупроводников.
Наращивается и сотрудничество со странами Запада и в военной сфере. Так, Польша предложила США разместить на своей территории американские военные базы, включая новую базу противоракетной обороны в поселке Редзиково, открытие которой состоялось 13 ноября 2024 года. Президент Польши Анджей Дуда подчеркнул, что это событие символизирует укрепление безопасности страны и НАТО в условиях текущих геополитических вызовов, особенно в свете войны в Украине. Дуда также предложил перебазировать все американские военные базы из стран, которые недовольны их расположением, в Польшу.

В свою очередь Литва, вместе с соседними странами, настаивает на необходимости увеличения численности контингентов НАТО, «чтобы обеспечить более эффективное сдерживание потенциальной агрессии со стороны России». При этом если спросить поляков и литовцев, в чем разница между находившимися на их территории во времена Варшавского договора воинскими частями советской армии и нынешних американских баз, внятный ответ мы вряд ли получим. Зато обвинять Россию, а вместе с ней и Республику Беларусь в намерении напасть на такие «беззащитные» европейские страны, это актуально, а также важно для демонстрации своей готовности действовать в рамках обозначенного Соединенными Штатами фарватера.
Поэтому чтобы понравиться своему старшему «партнеру», кризис на границе, о котором мы начали говорить еще в первой части, лишь один из элементов более широкого противостояния по линии Восток-Запад. Помимо исторических, военно-политических, экономических, а также социальных и психологических причин есть еще и стремление отдельных руководителей как в Польше, странах Балтии, так и в Брюсселе и Вашингтоне поживится на фоне своеобразной истерии по поводу угрозы с Востока, гибридной войны и тому подобное.
Автор: Николай Тягников
Рекомендуем
