Американская политика на Ближнем Востоке: пойдут ли США на столкновение с Ираном
Американцы своими последними действиями под самыми различными предлогами стремятся до предела обострить и без того непростую ситуацию на Ближнем Востоке. В конце января они нанесли удары высокоточным оружием по восьми десяткам целей в Сирии и Ираке, связанным с Ираном. Это были в основном склады с военным имуществом и боеприпасами, включая беспилотники, командные пункты, а также единичные объекты Корпуса стражей исламской революции.
Поводом послужила атака неизвестного дрона по американской военной базе Tower 22 на границе Сирии и Иордании, в результате которой погибли трое американских военнослужащих. Американцы, как обычно, и в этот раз не утруждали себя поисками каких-либо доказательств, но объявили о том, что дрон принадлежал некой проиранской группировке, какой именно, тоже не уточнялось, а посему в инциденте виноват Иран.
Казалось бы, ничего особенного нет, если бы не одно обстоятельство. Известно (американские спецслужбы сами обнародовали эту информацию), что за последние три с половиной месяца американские военные объекты подвергались атакам более полутора сотен раз, но армия этой страны ответила почему-то именно на январскую.
Затем произошел еще один инцидент. 5 февраля на территории Сирии атаковали беспилотником еще одну американскую базу на нефтяном месторождении Эль-Омар. Американцы там не погибли, погибли шестеро сирийцев из противостоящей Асаду группировки. Но в этот раз ответственность за нападение взяла на себя связанная с Ираном группировка «Исламское сопротивление в Ираке», объяснившая свои действия политикой США по поддержке Израиля.
После этого американцы приступили к эвакуации сотрудников своего посольства в Ираке, начали усиливать базы в Сирии дополнительными средствами ПВО, а иранцы стали выводить войска из авиабазы в сирийском Хомсе. Также иранское руководство заявило, что американское присутствие в Ираке и Сирии ничем не оправдано, а призвано только дестабилизировать обстановку в Передней Азии. Руководство Ирака также все чаще выражает недовольство участившимися обстрелами американских объектов на своей территории, в связи с чем требует вывода из страны американских войск, потому что от обстрелов часто страдает мирное население.
Складывающиеся обстоятельства, свидетельствующие о нежелательности американского присутствия в регионе, усугубляются еще и тем, что в антихуситскую коалицию, которую справедливо было бы называть антииранской, до сих пор не удалось привлечь кого-либо из более-менее значимых региональных исламских игроков, а Саудовская Аравия и ОАЭ, ранее широко сотрудничавшие с США в сфере региональной безопасности, сейчас предпочитают контактировать между собой, минуя Вашингтон.
Из всего этого следует, что американцы потеряли в регионе политический авторитет и стремятся навязать здесь свое военное присутствие, чтобы показать, что без этого региональная безопасность будет невозможна, а для ее достижения необходимо «приструнить» Иран.
В другие времена американская политика имела бы некоторый успех, но только не сейчас. Иран уже имеет стратегических союзников в лице России и Китая, совместно с которыми в ближайшее время намерен провести военно-морские учения в одной из прилегающих акваторий. Кроме этого, в текущем году намечено подписание многопланового межгосударственного договора между Россией и Ираном, в котором может быть предусмотрен новый статус Каспийского моря, запрещающий появление там западных флотов.
Россия, Китай и Иран вышли на новый уровень контактов по экономическим, политическим и военным вопросам, а сам Тегеран представляет собой самодостаточного игрока, способного действовать в стратегически важном Ормузском проливе. Немаловажным фактором остаются подконтрольные Тегерану хуситы, возможности которых действовать в Красном море намного выше, чем представляется. Они, например, уже предупредили, что в случае продолжения американских атак на аэропорты в Йемене повредят оптоволоконный кабель, идущий по дну Красного моря и являющийся единственным техническим средством, связывающим цифровые коммуникации между Европой, Африкой и Ближним Востоком. 99% мирового интернет-трафика и 80% международных телефонных линий проходят по дну Красного моря. Что будет в случае их обрыва, трудно представить.
В то время как американцам удается лишь дестабилизировать обстановку в любом месте, где они появляются, российско-иранские усилия способствуют обеспечению безопасности на Ближнем Востоке. В качестве подтверждения можно привести операцию военно-космических сил России в Сирии при поддержке Ирана, что позволило правительству Асада сохранить независимость государства и контроль над значительной частью его территории.
Таким образом, стратегическое партнерство между Россией, Китаем и Ираном, самодостаточность Тегерана практически во всех вопросах, связанных с собственной и региональной безопасностью, хуситский прокси-фактор и отсутствие поддержки американцев государствами региона не позволят последним даже мечтать о прямом военном столкновении с исламской республикой.