Меню

Сохранение исторической и культурной Беларуси в условиях глобализации — политликбез

Купалье
Фото: president.gov.by, в качестве иллюстрации

Когда на наших землях царила темнота язычества, нравы были суровее зим, а традиции дремучее лесов, люди делились на племена, роды, группировки. Вот кто собирался у костра, тот и свой. А дальше — Терра инкогнито и враги. У каждого был свой идол, он и объединял. Сейчас технологичному, интеллектуальному, знающему и ничему не удивляющемуся обществу навязывают новых идолов. В качестве тотемов предлагают сверхидеологии, которые, ничего кроме разлада, в наш Дом не приносят. Если у нас не осталось других нерешенных вопросов. Хорошо… Но, ой ли.

Обществу предлагают дискуссию, разогревают теории, нагнетают плюрализм. Зачем? Пока это остро обсуждается в интернет-пространстве, то любую идею можно превратить в тенденцию или направление. Так куда нас толкают?

Европа VS Евразия

Уважаемые люди науки, имена экспертного сообщества затеяли на расстоянии спор. Дискуссы — это интересно. Но в эту дуэль идей втянулась добрая часть активных белорусов. И причина не в доводах, она в том, что реально проблема соотношения себя существует. Все мы хотим приклонить голову к кому-то. А сами гордо держать не пробовали?!

У исторического истеблишмента — европейская теория, у философов — евразийская повестка.

религия

И так, Беларусь — это Европа. Сразу вопросы: «А что мы вкладываем в это понятие? Каков понятийный аппарат? Географию, историю, культуру, быт, политику?». Географически — центр Европы под Полоцком. Но и тут есть противоречия. Смотря как считать. Где границы так называемого Старого Света. Евразисты, утверждают, что Европа — лишь надменная часть единой и неделимой Евразии. В культурологическом смысле — это Караваджо, Шекспир, Гете, Бах, «Щелкунчик» и Кельнский собор. Линии и узоры на картинах и в интерьерах, а не вязь. Европа стала таковой благодаря христианству. Европа без Христа, что Сикстинская капелла без росписей Микеланджело. Просто форма без содержания. Поэтому такой некогда маяк развития для доброй части света угасает. И в культурологическом плане, затем — и технологичном. Все больше прорывных идей приходит с Востока. По пути ли нам с такой Европой, в которой политики навязывают отказ от тысячелетних традиций: семейных, уважения к роду и Родине? Все эти четкие контуры запретов и нарративов размываются всеми оттенками отмены культуры. Концепция переформатирования Европы. И есть ли Европа как субъект политической силы? Поддерживая Украину, страны ЕС сами выстрелили в свои экономики, а Европа сейчас напоминает сенную девушку на побегушках у лордов из Букенгема. Нам точно не за компанию.

Главный козырь Евразии сегодняшнего дня — территория торжества многополярности и альтернативы западного гегемонизма, политических и экономических интересов Беларуси. ШОС, ЕАЭС… Но это лишь экономика. Рынок для товаров и услуг, но не лаборатория для идей. В политическом плане Евразия тоже многовекторная: пантюркизм, страны Средней Азии, большой Китай, Иран, арабская Дуга, Индия, зачастую эти центры сил даже в рамках одного пространства антагонистичны — интересов много, но они далеки от Минска. А экономическое сотрудничество требует не сплоченности идей, а лишь — обоюдную целесообразность и прибыль.

Какие бы интересы не объединяли наши страны за столом переговоров, мы были и останемся земледельцами, азиаты — кочевниками. Так, Евразию можно рассматривать как реинкарнацию Советского Союза. Но точно ли в эту бытийность готовы вернуться жители стран Центральной Азии. И что нас может объединить в единых границах… Создание человека советского типа потерпело фиаско. Евразийца из книг и научных статей родить не получится. Христа и Будду нельзя объединить. Рерих и Блаватская подарили миру лишь фундамент для новых сект. Заклинания шаманов никогда не лягут на душу белорусов. Экзотикой можно увлечься, но не полюбить.

белоруска

Мифы или реальность

Сколько капель скифской крови в белорусах? Или же славяне пришли из Одера и Эльбы. Зачем копытами мифических предков топтать историческую? Зов дреговичей или кривичей говорит нам другое. Забвение ничего хорошего не принесет. Зачем выдумывать чужих героев, коль о своих мы до конца не знаем? Да, страны Азии готовы с нами делать бизнес, открывать совместные производства и даже делать научные открытия. Но ради этого их ученые не превращают философские новоделы в концепции создания своего культа. Если реально, только, когда мы начнем уважать себя, тогда нас начнут уважать другие народы. А в историографии белорусской философской мысли полно своих Гумилевых. Сначала надо изучить труды наших классиков, раскрыть их силу мысли, а затем уже вводить в общественное пространство, находясь на зарплате белорусского бюджета, спорные нарративы политической мифологии. Первая и самая важная задача философской школы Беларуси — помочь найти, особенно в нынешнем глобальном мире, — себя. Разные центры сил строят вавилонские башни, но без четкого исторического обоснования не выстоят эти небоскребы новых цивилизационных тенденций. Зачем лить воду на чужую мельницу, если надо перемолоть хотя бы свою настоящую неоднозначную, но легендарную историю. Так что нужно вырабатывать стержень своей самости. Чем меньше будет у нас разночтений, тем меньше предпосылок для уличных выходок. Нацию создают ее герои и события, а цементирует учебник истории с трактовками в государственных интересах.

Несвиж

В условиях глобализации и повальном переформатировании исконных смыслов бытия нет четких границ между Европой и Евразией, даже в «сердце» Центральной Азии — Ташкенте или Самарканде, по вывескам можно изучить английский язык. Сейчас нет географических границ, и даже культурологические в размытом фокусе. Вывод прост — сохранить свое лицо.

А что касается сказочных теорий, то в белорусском фольклоре своих преданий достаточно. Нынешняя Европа, которую тоже мифологизируют и пиарят — напоминает сказку, чем дальше, тем страшнее. Да, и даже к белорусским студентам — тем, кто приносит деньги, — относятся предвзято. Время гордиться собой и любить страну. И наши умы современности должны давать аутентичные направления и идеи, а не коситься по сторонам в поисках смыслов. Купель христианства должна помочь отмыться и от косметики западной глобализации, и от флера диковинок, пускай загадочных, но чужих. Пора взрослеть как нации. Уходить от подражания. А значит, быть собой.

площадь Государственного флага
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59