Пока мамка готовит борщ и есть угол в родительском доме, жизнь кажется лотереей. Вокруг школьника миллион профессий, и надо выбрать самую денежную. Но когда приходят результаты РТ по математике или русскому, многие падают со стула от низких баллов. Два этих предмета — самые популярные в Беларуси, но даже если сын пишет с ошибками и плохо считает — ставить на нем крест не надо.
Это только в песне все профессии нужны и все — важны. А вот западные спецы долго изучали наше общество, и одно из объяснений, почему в бывших советских странах наступил кризис — это, мол, потому что у нас нет среднего класса. Обычно наши люди понимают это как наличие коттеджа и иномарки, но западники считают иначе. Средний класс — это когда уровень вашего образования (читай — полученная профессия) совпадает с вашим доходом.
Если вы хорошо учились, хорошо работаете и хорошо получаете — вы становитесь сознательным гражданином своей страны, и у государства нет проблем ни с кадрами, ни с экономикой. А вот если система вознаграждает несправедливо (платит слишком мало врачу и слишком много — перекупу машин) либо технические специалисты массово не нужны на рынке, как было в 1990-е с инженерами, у ребенка и его родителей теряется всякая мотивация получать высшее образование (или среднеспециальное), то есть сушить мозги.
И когда рынком труда не управляют, получается, что мы все сначала массово возим трусы и сникерсы из Польши, потом массово идем в строители, потом в айтишники-тестировщики, потом в таксисты, начинаем красить машины — и очень часто это может быть один и тот же человек, который за жизнь меняет десяток профессий. Люди, конечно, себе всегда найдут работу, но при этом у государства никогда не будет своего самолета, беспилотника, ядерного реактора, микросхемы, конструкторской школы, а будет одна большая сфера услуг, когда сильный пол таксует, а слабый — делает маникюры. Хуже только, когда наоборот (но это уже ситуация современной Европы).
Так куда же поступать, чтобы доходы совпадали с затраченными усилиями?
Врач: семь лет учёбы и вопрос «стоило ли?»
Читатель согласится, что одна из самых сложных профессий в плане учебы — это врач. Выучить все косточки на латыни, учиться и жить на стипендию 7 лет, пока ровесник-сварщик зашибает деньги с 10 класса, женился и обзавелся семьей – весьма непросто. А потом надо еще отработать по направлению, если вы бюджетник и целевик. Люди, увы, бывают разные, и скандалы в районной поликлинике выматывают не меньше, чем физкультура в армии (а ведь многим еще и придется отслужить). И когда молодой врач получает расчетник, он спрашивает себя — стоили ли того годы учебы.
И это мы молчим про ответственность: поцарапал машину — и ночь не спишь, а уж если поцарапал чужого человека и по закону отвечаешь за его жизнь — ответственность возникает огромная.
Поэтому проблему с врачами сегодня решает все постсоветское пространство. На самом деле, вариантов не так много.
Польша, к примеру, из года в год увеличивает набор на врачебные специальности. Но дефицит никуда не исчез, потому что у польских врачей остался большой разрыв оплаты по направлениям внутри системы. Сначала по врачам ударило повышение минимальной зарплаты – поскольку медицина в Польше страховая, денег банально стало не хватать – взносы от нанимателей столько не покрывают. А поскольку медицина сама зарабатывает деньги, у всех польских врачей действует что-то типа сделки. В результате в рамках одной больницы разница зарплат может доходить до 3-4 раз по разным отделениям — потому что в одном более дорогие операции и людей больше, а во втором — медленно лечат бесплатные страховые случаи.
В итоге польские врачи увольняются, целые отделения закрываются, студенты заканчивают медвузы и сразу едут в Германию, в поликлиниках очереди на 1-2-3 месяца вперед по «бесплатной» трудовой страховке, а срочные случаи – это ваши проблемы, прикладывайте подорожник. Поэтому наши эмигранты шутят, что в Польше врачи дают клятву бюрократа, а не Гиппократа.
То есть ни само по себе повышение зарплат, ни увеличение набора студентов, ни привлечение иностранных специалистов не решает ничего. Кстати, врачи-иностранцы первые 3-4 года в Польше работают как рабы, потому что половину зарплаты отдают агенциям-посредникам по условиям контракта.
Белорусский ответ: ставка на целевиков
Беларусь же пошла по иному пути: увеличение доли целевой подготовки на бюджете. В перспективе следующих лет целевики все больше будет замещать традиционный конкурс (отсюда рост проходных на бесплатное из года в год).
И если вы грустно посмотрели на бланк РТ, денег на платное нет (или есть, но есть и риск чадо может бросить вуз и не потянуть — тогда они пропадут), а 400 баллов сын точно не наберет, то на этапе февраля-марта советуем подумать о целевом.
Кстати, баллы будут расти и на платном, потому что оно «полуплатное» – стоимость обучение не поднималась более 5 лет, и государство все равно косвенно дотирует платную форму. Конкурс будет повышаться и там. Сегодня по инженерными, медицинским и айтишным специальностям разрыв между платниками и бюджетниками сокращается.
Плюсы и минусы целевой траектории
Сам по себе целевой набор тоже не решает проблем: нужна закрепляемость кадров и ПОСЛЕ целевого. Поэтому Президент на этой неделе поставил Совмину немало задач.
Первое и главное — надо устранить дисбаланс в оплате труда во всей бюджетной сфере – а именно туда в основном идут наши целевики (плюс предприятия государственной формы собственности). Зарплаты на одной и той же специальности могут быть как очень высокие, так и очень низкие. Президент на совещании с Совмином обратил внимание на организации, где получают в среднем 1100 рублей на руки. Частники в этом случае могут уходить от налогов, в бюджетной сфере – на небольшой зарплате могут работать пенсионеры. Но если мало получают молодые специалисты и целевики — мы попадаем в замкнутый круг. Они уйдут – кто после 2 лет, кто после 3-5. С такой оплатой труда не приходится ждать качества; увеличивая целевой набор, мы просто увеличиваем текучку.
Дом возле работы: главный аргумент
Но зарплату на целевом надо привязывать к стоимости жилья. По Минску и отдельным городам-спутникам, типа Фаниполя и Заславля, цены на метр стремятся в космос.
И сегодня молодому человеку надо выбирать не работу возле дома, а дом возле работы — то есть смотреть на те предприятия и организации, которые дают арендное жилье либо возможность построиться.
Поясним: если вы студент-бюджетник и решили строиться, вы все равно будете работать больше, чем два года. А ведь можно в этом случае сразу пойти на целевое, сэкономить силы, а заодно уже в 11 классе узнать все условия на конкретном предприятии: какая квартира, какая аренда, когда будут строить. То же самое касается медиков: какое арендное жилье, какая стройка, где, какой будет ценник. Поверьте, что с учетом высокой стоимости жилья это все равно будет выгоднее, чем брать кредит под большой процент, на который будет уходить ваша чуть большая зарплата в другой сфере, а до этого ее будет съедать съемное жилье по рыночной стоимости.
Поэтому на целевое надо смотреть как на возможность построиться. Да, с условиями, но умный ребенок о квартире думает со школы. Или пусть об этом подумают родители. Так что советуем обратиться на все самые вкусные и богатые предприятия своего района и узнать, кто им нужен. Вам назовут те или иные специальности, и, сузив круг, можно выбрать что-то для себя. Что касается врачей, то вам, скорее всего, предложат работу в районе, но можно попасть и в столичную районную поликлинику. Здесь, опять же, общежитие в Минске может быть выгоднее по деньгам, чем государственное арендное жилье в спутнике. И все эти вопросы надо изучать не менее пристально, как бланк ЦТ и РТ. Потом что в школе можно научить ребенка математике, а вот дома надо научить планировать свою жизнь.
Фото: молодежь.бел
Не только для отличников
Понятно, что не все будут авиа- и судостроителями, а также биотехнологами — для отличников у нас будет особый образовательный центр, «студенческий спецназ», об это Президент тоже думает. Но на целевое сегодня можно 100% поступить по всем специальностям среднеспециального образования, и на очень многие — для вышки, будучи совсем не «спецназовцем».
Главное — не скандал, а стратегия
Но самое главное, что хочется сказать — не ругайте ребенка за низкие результаты репетиционных тестирований. Выход есть всегда, и не надо делать трагедию и скандал там, где можно поменять подход. Дети — самое дорогое, что у нас есть. И мотивировать надо не тем, что вы сами были отличником, а жильем и зарплатой на хорошем предприятии. А когда у человека появляется цель – он и становится «целевиком».