Меню

Сражался за народ. О судьбе генерала Красной армии Михаила Букштыновича

Сражался за народ. О судьбе генерала Красной армии Михаила Букштыновича
Фото: из открытых интернет-источников и sb.by

Из последнего наградного листа периода Великой Отечественной войны на генерал-майора Михаила Фомича Букштыновича:

«Показал себя всесторонне подготовленным генералом. Умело разработал ряд армейских операций, осуществлённых с малыми потерями для наших войск. Чётко разработанная операция по форсированию реки Одер проведена блестяще.

Генерал Букштынович через 17 дней после тяжёлой операции взялся с присущей ему энергией за разработку наступательной операции с Одерского плацдарма на берлинском направлении.

В результате чётко спланированной операции, отличного управления в динамике боя войска за 6 дней подошли вплотную к городу и первыми ворвались в Берлин, захватив ряд пригородов.

Войска армии первыми подняли флаг Советского Союза (так в оригинале, прим.) над зданием рейхстага, разрезав группировку противника на три части и вынудив его к сдаче».

И в результате рассмотрения наградного листа наш земляк — белорус Михаил Фомич Букштынович — удостоился полководческого ордена — ордена Суворова 1-й степени.

Как белорус Михаил Букштынович стал «военной косточкой»

В разгар Первой мировой войны, в августе 1915 года, Михаил Букштынович в возрасте 23 лет был призван на службу, зачислен рядовым в пехотный полк Русской императорской армии и направлен в Ташкентское военное училище. По его окончании, в сентябре 1916 года, Михаил Фомич в звании прапорщика участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте против австрийских войск.

За проявленную храбрость (он был отмечен двумя боевыми наградами) Михаилу Букштыновичу досрочно присваивается чин подпоручика. В канун Октябрьской революции Михаил Букштынович в звании поручика уже командовал ротой.

Белорус Михаил Букштынович воспринял большевистскую революцию как свою и был назначен командиром Костромского красногвардейского отряда, а с февраля 1918 года — в рядах Красной армии.

В Гражданскую войну Букштынович воевал на различных фронтах. Его боевые качества и командирские способности были замечены, и он дорос до командира Особой Самарской бригады.

Примечателен факт, что командиром полка в этой бригаде был будущий маршал Советского Союза Константин Рокоссовский.

Были ещё в служебной биографии нашего земляка Михаила Букштыновича того периода должности командира 4-й стрелковой бригады Красных коммунаров 2-й Туркестанской стрелковой дивизии, коменданта крепости Кушка — самой южной точки будущего СССР.

За военный талант, командирское мастерство, мужество и героизм, проявленные в годы Гражданской войны, Михаил Фомич Букштынович был награждён высшей государственной наградой того времени — орденом Красного Знамени.

Важной вехой в службе Михаила Букштыновича стали Высшие курсы при Военной академии имени М. В. Фрунзе, и в декабре 1932 года он уже командовал 56-й Московской стрелковой дивизией. И снова рост: в августе 1935 года он был назначен заместителем начальника штаба Ленинградского военного округа с присвоением воинского звания комдива, которое фактически уже было генеральским.

Но 1 сентября 1938 года Михаил Фомич был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», включая организацию террористических актов…

Трагический период в жизни нашего земляка и возвращение в Красную армию, на фронт

Во время следствия Михаил Букштынович подвергался допросам с применением пыток, но выстоял, виновным себя не признал. И всё же приговор был крайне строгим: он был осуждён Военным трибуналом по печально известной статье 58, пункты 7, 8 и 11, к 15 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в избирательных правах на 5 лет.

Михаил Фомич неоднократно обращался в различные высшие инстанции с заявлениями о своей невиновности и просьбами о пересмотре его дела, но все попытки были напрасны…

Уже вовсю гремела Великая Отечественная война. Михаил Букштынович узнал, что его двадцатилетний сын Игорь погиб под Сталинградом, а приёмный сын Владимир стал офицером, перенёс три ранения и продолжает доблестно сражаться.

Насколько истинному патриоту своей Родины, профессиональному военному Михаилу Букштыновичу невыносимо тяжело было оставаться в лагере, когда решалась судьба Отечества, можно лишь догадываться…

И Михаил Фомич решился использовать последний шанс и обратиться непосредственно к Иосифу Сталину с отчаянной просьбой дать ему возможность принять участие в Великой Отечественной войне и, если умереть, то не в лагере, а в бою. Вот текст этого письма, которое нельзя читать без волнения и внутренней дрожи:

«Народному комиссару обороны СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину от бывшего командира 7-го механизированного корпуса РККА Михаила Фомича Букштыновича, находящегося в заключении в лагерях.

Моя полная невиновность во всех инкриминируемых мне обвинениях, искренность и честность намерений дают мне моральное право ещё и ещё раз обратиться к Вам. Четыре года я невинно, незаслуженно и несправедливо томлюсь в заключении. Мой сын Игорь Букштынович с первых дней войны пошёл на фронт и погиб в бою с фашистами. Воспитанный мною сын моего брата Владимир Букштынович трижды ранен в боях, сейчас он командует ротой на фронте.

Ряд моих товарищей и сослуживцев, ныне генералов Красной армии, уже освобождены из заключения (Рокоссовский, Лизюков, Зайцев, Ворожейкин и другие). Меня искусственно сделали врагом народа. На сотни моих заявлений Главный военный прокурор отказывает в пересмотре дела.

Я хорошо понимаю, что сейчас не время для пересмотра дел заключённых, но вместе с тем война — единственная для меня возможность, чтобы кровью смыть с себя позорное клеймо врага народа. Хищный и злобный враг убивает моих детей и родственников, а меня держат в заключении, когда мои знания, опыт и преданность партии Ленина-Сталина могли ещё раз сослужить службу советской земле.

Ведь нелепо, дико и жестоко держать меня в заключении только потому, что когда-то в отношении меня была допущена чудовищная ошибка. Ни моё прошлое, ни работа в рядах ВКП(б), ни служба в Красной армии в течение 21 года не говорят о том, что я был или мог быть врагом народа, врагом партии Ленина–Сталина.

Я обращаюсь к Вам, Иосиф Виссарионович, и умоляю вернуть меня в ряды РККА. Заверяю Вас, что с величайшей готовностью отдам свою жизнь за Родину, за Сталина. После войны, если останусь жив, подчинюсь любым решениям правительственных и судебных органов в отношении себя. И если правительство найдёт нужным, отбуду дальнейшее заключение.

Бывший комдив РККА, заключённый Букштынович».

Не будем рассматривать все перипетии рассмотрения этого, кричащего от боли, обращения; скажем лишь, что на сей раз было принято положительное решение: «Снять с Букштыновича М. Ф. поражение в избирательных правах, досрочно освободить и направить в действующую армию». Секретарь Президиума Верховного Совета СССР — подпись А. Горкин.

31 декабря 1942 года Михаил Букштынович был восстановлен в кадрах Красной армии с присвоением звания полковника (хотя фактически он уже был генерал-майором) и назначен заместителем командира 357-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта.

Славный боевой путь генерала Михаила Букштыновича

Вот как характеризовал своего заместителя командир дивизии А. А. Кроник вскоре после прибытия нашего земляка на фронт, в феврале 1943 года:

«Полковник Букштынович М. Ф. в дивизию прибыл 8 января 1943 г. и в тот же день приступил к руководству сложной операцией по ликвидации сильно укреплённого пункта противника — Великолукской крепости. В этой операции тов. Букштынович проявил себя мужественным командиром, хорошо знающим военное дело… Под его личным руководством операция была блестяще окончена 16.01.43, за что он представлен к награждению орденом Красного Знамени.

За время пребывания в дивизии тов. Букштынович показал себя высококвалифицированным, стойким и волевым командиром, правильно разбирающимся в оперативной обстановке. Военное дело глубоко понимает, хорошо знает и любит. Вывод — вполне подготовлен для внеочередного выдвижения на должность командира стрелковой дивизии».

Ожидаемо, Михаил Фомич не получил орден Красного Знамени, однако с него сняли судимость, вернули награды, отнятые в 1938 году, и повысили в должности: с 13 марта по 21 ноября 1943 года Букштынович командовал 28-й стрелковой дивизией той же 3-й ударной армии Калининского фронта.

С его именем связано освобождение города Невеля. Части его дивизии вместе с воинами 21-й гвардейской дивизии, 78-й танковой и 31-й стрелковой бригад успешно действовали в Невельской наступательной операции. Операция была начата 6 октября 1943 года, а уже 7 октября Москва салютовала доблестным воинам 3-й ударной армии Калининского фронта, освободившим Невель. Частям, освободившим город, было присвоено почётное наименование «Невельских».

Более чем через четверть века маршал Советского Союза А. И. Ерёменко, который в октябре 1943 года командовал Калининским фронтом, в своих мемуарах напишет о Невельской операции:

«Это был серьёзный успех. История войн знает немного примеров, когда операция, проводившаяся на широком фронте против мощной обороны противника, завершалась бы прорывом всей обороны и овладением важным оперативным пунктом фактически в течение одних суток. Ведь действия войск на вторые сутки операции носили характер закрепления первоначального успеха».

Комдив 28-й дивизии Михаил Букштынович был удостоен высокой награды — ордена Суворова 2-й степени и благодаря успехам принял под своё командование стрелковый корпус. Командуя им в начале 1944 года, он принял активное участие в Ленинградско-Новгородской наступательной операции.

18 февраля 1944 года Михаил Фомич назначен командиром 19-го гвардейского стрелкового корпуса 10-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта, который блестяще проявил себя в Режицко-Двинской и Мадонской наступательных операциях.

За участие в этих операциях Михаил Букштынович был награждён орденом Кутузова 2-й степени, а с 12 августа 1944 года и до окончания Великой Отечественной войны воевал начальником штаба 3-й ударной армии в составе 2-го Прибалтийского, а затем 1-го Белорусского фронтов.

Наиболее ярко военный талант Михаила Фомича проявился во время Берлинской операции. В течение напряжённых боёв войска 3-й ударной армии в числе первых ворвались на северо-западную окраину Берлина. 29 апреля 1945 года воины 79-го стрелкового корпуса форсировали реку Шпрее и захватили рейхстаг, а 30 апреля водрузили над ним Знамя Победы.

Звание Героя Советского Союза, увы, не было присвоено

За овладение рейхстагом командующий 3-й ударной армией генерал-полковник В. И. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Как утверждали современники, начальника штаба этой армии Михаила Фомича Букштыновича в мае 1945 года также представляли к званию Героя Советского Союза. Однако он был награждён орденом Суворова 1-й степени, а в июле 1945 года ему было присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенанта.

Горькая статистика, но её тоже надо знать: в предвоенные годы были репрессированы старшие офицеры Красной армии — уроженцы Беларуси: 32 генерала и 3 адмирала.

Беларусь помнит

В районном центре — городе Воложине Минской области — одна из улиц носит имя генерала Михаила Букштыновича. Это название появилось по инициативе редакции местной газеты, которая в своё время опубликовала большую статью про земляка — уроженца деревни Жомойдь Михаила Фомича Букштыновича.

Такова история известного и вместе с тем малоизвестного в Республике Беларусь героя Великой Отечественной войны — генерала Михаила Фомича Букштыновича.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59