Меню
Голас Любаншчыны

А гений ли Пушкин? Обсуждаем новую экранизацию «Онегина»

онегин
Фото: из открытых источников

«Книжки о любви — в них столько неправды, красивый сюжет со счастливым концом», — так пелось в хите Антона Зацепина «Книжки о любви». Заканчивалась песня словами: «Так же, как и я, Евгений Онегин ненавидел книжки о любви». Такова печальная участь лирического героя: он романтику презирает, а она наделяет его полномочиями главного героя. И так десятилетиями бедный-несчастный Евгений Онегин светится то в песнях, то в постановках, то в фильмах. А без него уж как? Поэтому тот факт, что в 2024 году на экраны вышла новая киноадаптация романа в стихах Александра Пушкина, как будто не удивляет. Ну ладно, слегка.

В концовку вписались!

Итак, каким же получился фильм? Красивым. Вот это слово весьма четко описывает картинку и сюжет. Порой даже создавалось впечатление, что на экране не российские просторы, а Новозеландская глушь, в которой снимали все части «Властелина колец» и «Хоббита». В принципе, идея снимать экранизацию романа, написанного в девятнадцатом веке, в строгом соответствии с первоисточником, без переноса действия в наше время достаточно ненадежна. Хотя я противник всех этих современных интерпретаций, где какой-нибудь Дубровский вдруг неожиданно юрист и завсегдатай клубов, но ведь задуматься только, сколько уже раз поставили-переставили «Онегина», не меняя историю. Да и чем дальше от века минувшего мы отходим, тем сложнее вписаться в ту самую атмосферу, которую мы не застали.

В нынешнем фильме на помощь пришла сама природа. Деревьям ведь нужно намного больше времени для усыхания, нежели людям. Ну и, конечно, историческое наследие сыграло свою эпатажную роль. А можно тоже как-нибудь прописаться в усадьбе дяди Онегина? Это же мечта прямо-таки. В общем, с миссией вызывать восхищенные взгляды у людей неискушенных фильм успешно справился. Хотя трудно ли провалить подобную задачу, когда снимаешь часть фильма в Петербурге?

Больше всего претензий у зрителей образовалось к возрасту главных героев. Виктору Добронравову (Онегин) 41 год, Денису Прыткову (Ленский) 30 лет, Лизе Моряк (Татьяна Ларина) 28 лет. Да, тут каждый лет на десять старше своего героя. И да, это заметно. Добронравову уж очень хотелось закрасить седую прядь на лбу, чтобы он хоть как-то приблизился к 26 годам своего Онегина. Быть может, в этой интерпретации Евгений рано поседел вследствие бурлящего мыслительного процесса и непреодолимой окружающей его скуки. В целом-то в образ он хорошо вписался. Хотя чего тут удивляться, если сам актер исполняет роль Онегина на сцене театра вот уже десять лет.

У Лизы Моряк та же особенность: она действительно похожа по образу на книжную Татьяну Ларину, но в более зрелом возрасте. Впрочем, актриса достаточно молода, как почти ее ровесница отвечаю.

Все сошлось в последней сцене, когда Онегин и Татьяна встретились по прошествии нескольких лет. Он весьма устал от праздного времяпрепровождения, она стала верной женой и взрослой женщиной. Только Ленский «не дожил» до момента соответствия образу. Что касается концовки… Ее ведь все знают, чего тут скрывать. Это были самые напряженные и оттого насыщенные минуты фильма. Виктор Добронравов, который к сорока годам приобрел шарм мужественности, прочитал письмо Онегина к Татьяне так, что впервые за два часа картина пробила на настоящие эмоции. Понятно, он давно сжился с этим образом, но, стоит признать, читать выразительно стихи даже актеры не все умеют.

Нерва мало, автора много

В общем, за выразительную концовку можно простить нелогично растянутый хронометраж. Более двух часов рассказывать историю про то, как немногословная девушка влюбилась в свободных нравов человека и оказалось отвергнутой, ну очень спорная идея. Красиво, да, но занудно. Урезать историю до полутора часов — и появится тот самый нерв. Кроме того, будет уже не так бросаться в глаза, насколько мало Татьяна знала Евгения перед своим изливанием чувств.

Но если уж предельно откровенно, то в принципе из этого фильма можно вырезать все игровые моменты и оставить только Владимира Вдовиченкова, читающего текст автора. Душа поклонников романа радовалась, когда он появлялся на экране. Уж не знаю, как так получилось, но Вдовиченкову удалось идеально вжиться в роль поэта девятнадцатого века. Возможно, у него просто тембр такой приятный, возможно, колпак оказался к месту… Как-то все факторы совпали. И подумалось, что вполне хорошо выглядела бы картина в духе «Следствие вели». Вдовиченков ходит по декорациям, читает текст романа, а на фоне развиваются страсти онегинские. Но чем меньше громких имен на афишах, тем скромнее кассовые сборы!

Драма новой экранизации в том, что она открыла грустную правду: Пушкина мы гением считаем не за остроту сюжетов, а за искусность литературных форм. Какой бы ни был банальный сюжет в его произведении, оформлял он все так изящно, что за красотою слов не замечалось будто бы, к чему же повествование движется. Он мог описывать природу так, будто она совсем живая, эмоций полна и волнений. Но чтобы отразить подобный сюжет на экране, потребуется поистине гениальный художник. В британско-американском фильме «Онегин» 1999 года даже ввели романтическую сцену между Евгением и Татьяной, чтобы хоть как-то внимание зрителя приковать. А в фильме «Дубровский» 2013 года действие разворачивается в наше время. Звучит как развенчивание мифа о гении Пушкина, но нет, он все так же остается гением слова. Да, с весьма простыми сюжетами, впрочем, не за это мы его любим. А кто-то не любит именно за то, что все любят.

Итак, что мы имеем. Экранизируют по кругу Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова… Тургенев где? Истинный нигилизм и оправданная драма где? Ну хватит уже одни и те же произведения перебирать, в то время как «Отцы и дети» довольствуются фильмом 2008 года с Устюговым в главной роли. Можно уже и Пастернака с «Доктором Живаго» потрогать, кстати. У обоих произведений экранизации далеки от идеала, что оставляет место для творчества. Не одним Пушкиным с Достоевским едины как бы.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59