Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Знает латынь и препарирует мышей. Школьница из Марьиной Горки показала класс по биологии

Знает латынь и препарирует мышей. Школьница из Марьиной Горки показала класс по биологии
Фото: Екатерина Сиводедова

Соня Ивонинская «заболела» биологией в детстве. В саду играла с подругами в доктора, в начальной школе делала исследовательские работы на биологические темы: тень, кристаллы на скорлупе яйца, дыхание человека… Потом девочка поступила в Марьиногорскую гимназию, стала отличницей по всем предметам, но биологию не бросила.

На этот предмет у нее уходила буквально каждая свободная минутка. Не потому, что «надо» (на этой мотивации долго не протянешь) — подстегивал огромный интерес к предмету. Затем Соня поняла: пора в олимпиаду. И началась усердная учеба. Научным руководителем Сони стала учитель биологии высшей категории Татьяна Гаус. Подготовка началась еще в седьмом классе — как раз тогда у школьников появляются стимулирующие занятия.

— Биология всегда интересует детей, поэтому на занятия приходит много ребят. Потом многие отсеиваются. Не потому, что им чего-то не хватает. Как раз наоборот: 7 класс, 12 лет — дети в этом возрасте сначала хотят одно, затем интересуются другим, третьим. В нашей гимназии огромное количество факультативов, и по итогу дети просто выбирают то, что им больше по душе, — объясняет Татьяна Гаус. — Многие из них хотят выйти на высокие позиции и победы. Кто-то, как Соня, погружается в олимпиадное движение, а кто-то идет в направлении исследовательских работ.

Татьяна Гаус с улыбкой рассказывает: когда начинается подготовка к олимпиаде, в лаборантской все буквально кипит. Ученики углубленно изучают каждый из разделов биологии, поднимают задания предыдущих лет, отрабатывают тестирование. Огромный пласт материала приходится на ботанику — раздел науки, который практически всем дается нелегко: много глубинных и сложных вопросов, огромное количество тяжелой терминологии. На помощь приходит ассоциативное запоминание, умение анализировать и сопоставлять, использовать уже полученные знания для усвоения новых.

Но, как ни странно, для олимпиады по биологии нужна не только биология. Если ученик выходит на область, он начинает учить латынь — все для тех же терминов. Еще нужна подкованность в математике: на каком-то из этапов все равно понадобится умение анализировать, синтезировать, считать, работать по графикам, а в этом не помогут даже самые глубокие знания биологии.

К финальному, республиканскому этапу, подготовка была еще более основательной. Для областной команды организовали двухнедельные сборы в Минском областном институте развития образования. Олимпийцев «тренировали» преподаватели высокого ранга, учили практическим навыкам — например, препарировать мышей.

— Это не очень сложно, и на сборах в обморок вроде никто не падал, — Соня рассказывает о процессе легко и с чисто научным спокойствием. — Берете мышку, закалываете ей лапки, чтобы было удобнее, вскрываете, закалываете иголками, изучаете...

Эти умения могут понадобится на практической части олимпиады. Соня с сожалением вспоминает: на республике «руками» ученики ничего не делали. А вот на областном этапе было интереснее: участники должны были снять срезы с листа, поднести их к микроскопу, проанализировать увиденное и ответить на вопросы. В практической части Соня стала первой в Минской области.

— Подготовка к олимпиаде — большая системная работа. Она проходит при поддержке администрации гимназии, и мы всегда прикладываем огромное количество сил, чтобы выйти на позиции в олимпиаде. Но еще нужно, чтобы у детей была собственная высокая и глубокая мотивация. И у Сони она нашлась. Она четко видит цель, знает, какими путями к ней прийти — и делает это. Мы, учителя, просто помогаем ей, — объясняет Татьяна Гаус.

Чтобы точно успеть подготовиться по всем трем разделам биологии, она узнала, сколько времени понадобится для изучения каждого из них, составив подробный план работы. А чтобы понять специфику олимпиадных вопросов, Соня изучала задания прошлых лет — сверх того, что давалось на подготовительных занятиях. Если встречала непонятную тему — смотрела объясняющие видео на YouTube. Приоритет отдавала длинным видео: как показала практика, в коротких роликах информация преподносится поверхностно, а вот в длинных лекциях тема рассматривается глубоко и подробно.

А как быть с психологической подготовкой? Все же, олимпиада, как и любой конкурс — это и нервы, и стресс, и постоянные сомнения. Справиться с этим помог опыт учебы в музыкальной школе. Многочисленные конкурсы подарили не только награды и дипломы, но и опыт выступления на сцене, и умение собраться в нужный момент, и концентрироваться на происходящем «здесь и сейчас». Поддержку давали и учителя, и близкие Сони. Особенно поддерживала мама.

— Сонина мама всегда идет на контакт и готова помогать. Например, нужно съездить на сборы — мама завезет и привезет обратно. Специализированная книжка по предмету? Не проблема, найдем, купим. И так во всем: подготовит, поддержит и укрепит веру в собственные силы, — рассказывает заместитель директора по учебно-методической работе Жанна Король.

Самым тяжелым этапом для Сони стал перерыв между теоретической и практической частями. Представьте: вы уже написали работу, хочется проверить ответы, убедиться, что сделал правильно хотя бы половину, — и в то же время нужно готовиться к практической части, которая начнется уже на следующий день. Такие мысли были и в голове Сони. А вот после нервов было не так много. Хотя казалось бы: между практической частью и награждением — один свободный день, наполненный переживаниями и сомнениями. В этой атмосфере результаты ждут и сами олимпийцы, и учителя-предметники.

— Я просыпаюсь утром, не зная, как показала себя. Иду на награждение. И когда звучит твое имя, ты сначала даже не понимаешь этого, — рассказывает Соня. — А потом, конечно, я очень радовалась своей победе. Я в любом случае планирую продолжать олимпиадное движение. Естественно, на него нужно тратить много сил и нервов — хотя, для кого как. Я думаю, само участие никогда не будет лишним: даже если не пройдешь, получишь опыт для следующего раза. Поэтому советую не бояться и обязательно пробовать свои силы.

Победа на олимпиаде в 9 классе — гигантское преимущество при поступлении в лицей. Но Соня еще не определилась, будет ли уходить из гимназии. Более далекое будущее видится четче: после 11 класса она планирует поступать в медицинский. Конечно, все может еще несколько раз поменяться: человек растет, меняются его взгляды и планы на жизнь. Но я искренне знаю и верю: Соня продолжит заниматься любимым делом. Каким бы оно ни было.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!