Распределение равно ссылка? Куда податься выпускникам
Апрель. Учебный год у школяров близится к завершению. Еще каких-то полтора месяца, и свыше 53 тысяч выпускников столкнутся с первым в своей жизни по-настоящему серьезным испытанием: будут сдавать выпускной экзамен. А потом, едва успев от него отойти, вновь пройти экзаменационный квест — вступительную кампанию…
О перипетиях, ожидающих молодых белорусов, рассуждают Ян Жиманов и Владимир Орехов.
Орехов: Ян, ты не в курсе, какое количество учебных мест страна может предложить нынешним выпускникам школ? Мне кажется, в идеале должен быть паритет: если 53 тысячи выходит из школьных стен, то никак не меньше должно быть и мест совокупно в вузах, колледжах и лицеях…
Жиманов: У нас в стране есть все возможности для самореализации, много учебных заведений высшего и среднего специального звена. В одних только наших вузах учится почти 230 тысяч студентов. Можно предположить, что для первокурсников отведено не менее пятой их части, то есть 45-50 тысяч. В колледжах и лицеях не меньше — порядка 53 тысяч. Кстати, столько же и выпускников школ, то есть при желании без образования они уж точно не останутся. Специальностей — море, самого разного профиля: IT, менеджмент, журналистика, медицина, образование, масса технических специальностей. Главное — успешно сдать тесты, которые также можно назвать достижением нашей системы образования, они обеспечивают действительно справедливый отбор. Так что любому молодому дарованию можно проявить себя на все сто. Баллов!
Орехов: Я привык, Ян, к тому, что дьявол прячется в деталях. Столь огромное количество мест для первокурсников в вузах, колледжах и лицеях — это здорово. Но все ли они бюджетные? Не скрыты ли за общими оптимистичными цифрами пессимистичные детали в виде стоимости обучения? Кроме того, мне кажется, что, когда говорят про справедливость отбора, это лишь на бумаге. Много ли у нас тех, кто поступает «по призванию»? Таких обычно единицы. Потому что основная масса идет туда, куда возьмут. Чтобы не болтаться на улице и хоть какую-то специальность приобрести…
Жиманов: Главное, что в наших вузах есть эти бюджетные места (практически половина: около 25 тысяч бюджетных против 25 тысяч платных), и их, как мы уже упомянули, немало.
Насчет колледжей соглашусь, нам нужен качественный рабочий класс, а у нас платных мест в государственных и частных вузах столько, что на университетские скамьи можно посадить большинство выпускников. Но куда им идти после некоторых альма-матер?
Вакансий на всех уж точно не хватит, да и конкуренции никто не отменял. Однако пусть все, кто стремится учиться в вузах, — учатся. «Кадры решают все». Главное, что есть где их готовить.
Орехов: Кадры следует готовить такие, которые востребованы. Какой смысл тратить бюджетные деньги на подготовку специалистов, не востребованных на рынке? У нас дипломированных юристов и бухгалтеров — как у собаки блох. Но сколько реально их работает по специальности?
А вот еще проблема. На многие специальности в медицинских колледжах проходной балл для бюджетников оказался ниже, нежели для платников, что говорит лишь об одном: будущие медики желают отказаться от обязательного распределения. Многие под этой ничего не значащей, на первый взгляд, формулировкой понимают возможность получить специальность и выехать с нею за рубеж. Это при том, что у нас самих с такими кадрами не шибко густо, если не сказать — дефицит… Подобная картина, думаю, и с другими, как мы уже сказали, востребованными специальностями. А на не востребованные рынком специальности будут в учебных заведениях недоборы.
Жиманов: Это далеко не только медиков касается… Хотя, казалось бы, распределение — возможность получить гарантированное место работы. Учись, ни о чем не думая. Не стремится молодежь в ударники труда, большинство хочет в кресло усесться, либо вообще уехать. А распределение зачастую — куда Родина пошлет.
Орехов: Мне кажется, что проблема оттока профессиональных кадров из страны должна решаться как-то иначе. Тяжело говорить о какой бы то ни было свободе выбора, когда тебя по распределению отправляют туда, куда Макар телят не гонял. Направляют ведь туда, откуда кто-то уже «сбежал». Вместо того, чтобы решать проблему на местах, создавая нормальные условия для работы (с предоставлением жилья и нормальной зарплаты), решают ее направлением «временного» специалиста. А к окончанию срока его «повинности» пришлют другого. По распределению… Когда подобные перспективы маячат перед тобой, поневоле уже на старте, на этапе выбора профессии, будешь думать не о том, что любишь, что нравится, а о том, как бы не отправиться в «ссылку». Будет ли радость от такой работы?
Жиманов: Бывает и такое… Радость, безусловно, важна, многие смогут найти ее даже там, куда Макар телят не гонял… Но это будет позже. А пока пусть выпускники готовятся к поступлению; колледж и универ тоже когда-то заканчиваются. Но радость от твоей востребованности в обществе — бесконечна…
Орехов: То-то я смотрю, какой ты всегда радостный…