История из капсулы-смертника — о пулеметном расчете, который не сделал ни одного выстрела
Небольшой клочок бумаги может рассказать о чьей-то жизни, судьбе и даже смерти. В этом лично убедился корреспондент «Минской правды», посетив Логойский историко-краеведческий музей им. К. и Е. Тышкевичей.
Здесь мы нашли небольшой, но очень ценный экспонат. Речь идет о капсуле-смертнике. Так советские солдаты в годы Великой Отечественной войны называли информацию, которая вшивалась им в виде капсулы в гимнастерку. Капсула представляет из себя закручивающийся карболитовый пенальчик, в котором находится вкладыш со сведениями бойца, а также его родственников. Сегодня аналогом являются армейские жетоны.
Историю капсулы-смертника, которая хранится в Логойском музее, рассказала Татьяна Слуцкая.
— В 2008 году реконструировали участок трассы М3. Вблизи Логойска срезали гору возле Логозинского перекрестка. Именно там среди останков, на которые наткнулись строители, обнаружили капсулу-смертник. Она принадлежала красноармейцу Евгению Ивашкову, — рассказала Татьяна Алексеевна.
На бумаге вкладыша все еще можно, хоть и с трудом, разобрать выведенные ровным и красивым почерком буквы имя и фамилии погибшего бойца.
В августе 2008-го на место работ по реконструкции дороги приехали представители 52-го отдельного специализированного поискового батальона, которые изъяли останки бойцов РККА и отправили их на экспертизу.
Результаты последней показали интересный факт: трое солдат погибли вовсе не от ранений, что привычно на поле боя, а от асфиксии, или проще говоря, задохнулись.
Выяснилось, что это были бойцы пулеметного расчета, которые стояли на защите Логойска в июне 1941 года. Солдаты не успели сделать ни одного выстрела из своего Максима, так как его заклинило. Пока бойцы пытались устранить неисправность, начался артобстрел. Возле места их дислокации разорвался снаряд, но не он убил солдат. Последних засыпало землей, что и стало причиной асфиксии. Вот так закончился бой для трех красноармейцев под Логойском. Стоит отметить их мужество. Бойцы не покинули занятую высоту и до последнего пытались исправить пулемет, чтобы дать отпор фашистам.
Их останки перезахоронены с почестями в Логойске на Паненской горе. На могилу Евгения Ивашкова приезжали родственники, которые на тот момент жили в России. Вечный покой вместе со своим боевым товарищем на логойской земле обрели также останки красноармейцев Сергея Сурова и Василия Волосенкова.