Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

«Помоги, Господи! Прыгаем!». Годовщина со дня гибели летчиков в Барановичах

«Помоги, Господи! Прыгаем!». Годовщина со дня гибели летчиков в Барановичах
Фото: Минобороны РБ, Следственный комитет РБ, газета «Наш край»

Ровно год назад, 19 мая, в Барановичах пронеслась трагическая новость, откликнувшаяся в сердцах людей по всей стране. В частном секторе на улице Розы Люксембург крушение потерпел учебно-боевой самолет Як-130. Катастрофа унесла жизни двух молодых летчиков — Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко. Белорусские пилоты во время выполнения тренировочного полета столкнулись с отказом техники и ценой своей жизни увели самолет от домов. Вспоминаем о подвиге героев.

День трагедии 

Самолет ЯК-130 Лидской штурмовой базы потерпел крушение в 19 мая 2021 года в Барановичах. Экипаж выполнял плановый учебно-тренировочный полет, в ходе которого заметил техническую неисправность.

В воздухе обнаружилась неисправность, и летчики, майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко до последнего уводили самолет от жилых домов. Только благодаря действиям Куконенко и Ничипорчика удалось обойтись без жертв среди мирных жителей.

Известно, что решение катапультироваться летчики приняли за доли секунды до трагедии, убедившись, что траектория падения находится вне жилых домов. Катапультирование произошло одновременно с ударом о землю, поэтому, к сожалению, военные погибли.

«Тело пилота влетело в окно квартиры. Он был весь в крови» — свидетельница о трагедии в Барановичах

53-летняя жительница Барановичей рассказала в тот день местной газете «Наш край» о страшной трагедии. Как и в обычный рабочий день, Валентина Тадеушевна отправилась на работу в костел Матери Божией Фатимской. Побежала на смену в детсад и ее дочь. В квартире в доме № 27 на улице Розы Люксембург остался муж. Он — инвалид второй группы по зрению, ничего не видит. Помогает ориентироваться в жизни собачка, пишет местная газета Наш край.

— Как раз супруг наклонился, чтобы покормить собаку, как в комнату что-то залетело, – пересказывает наша собеседница слова мужа. — Это и спасло его, от сильного удара взрывной волны его отбросило с места, где сидел, и муж сломал руку в предплечье. Но тут же набрал мой номер телефона: «Валя, что-то случилось, я сломал руку». Я, в свою очередь, тут же позвонила дочери. Мы с ней приехали домой одновременно. Поняли, что случилось что-то страшное, когда увидели вокруг массу людей, военных, милицию, сотрудников МЧС. Один из спасателей проводил нас в квартиру. Картина была страшной: внутри комнаты лежало тело летчика, оно было всё в крови, забрызганы стены, потолки, посуда. Понятно, что выбито стекло в оконном блоке, через которое он залетел в квартиру на втором этаже нашей двухэтажки. И еще стоял жуткий запах керосина.

Наша собака куда-то убежала, мы ее потом нашли. Мужа сразу забрала скорая помощь, сегодня его будут оперировать. А уже к вечеру коммунальные службы начали уборку квартиры. Убирали до трех ночи, потом санитарные службы обработали все помещения и подъезд. Сейчас очень пахнет хлоркой.

Мы с дочерью ночевали в костеле, нас сразу приютили коллеги. А сегодня уже все убрано, можно остаться дома. Вот только стекло в окне пока закрыто картоном. Но уже привезли новые оконные блоки, будут менять и у нас, и у соседей, у которых тоже повыбивало стекла от падения самолета.

Два человека спасли столько жизней! Герои, настоящие герои!

Данные «черных ящиков»

После предварительных данных по расшифровке «черных ящиков» — самописцев ясно, что пилоты совершили подвиг.

Командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси Игорь Голуб отметил, что экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления.

«Экипаж обязан был покинуть самолет — катапультироваться. Руководитель полетов не менее 10 раз в эфир подал команду "Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!". В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение и его траектория начала уклоняться влево, т.е. в сторону города», — рассказал подробности расшифровки самописцев Игорь Голуб.

Но экипаж самолет не покинул, а продолжал бороться, благодаря чему удалось перейти на резервную систему управления. Она позволила стабилизировать направление полета и экипажу удавалось изменять направление, но не высоту.

«Высота продолжала интенсивно падать», — рассказал подробности крушения самолета командующий ВВС и войсками ПВО.

Голуб отметил, что на высоте около 50 метров экипажу удалось выровнять, стабилизировать направление полета и направить самолет именно в ту единственную точку, которая была вне жилых построек.

«К сожалению, уже перед гарантированным падением в эту точку, экипажу не хватило высоты для принятия решения и безопасно покинуть самолет. … Экипаж управлял и воздействовал на ручку управления самолетом и на педали, которые изменяют направление полета до момента касания земли», — добавил представитель Минобороны.

«Помоги, Господи!»: кадры крушения и последние слова летчиков-героев

16 августа телеканал СТВ опубликовал новое видео крушения военного самолета. Также появилась расшифровка того, что происходило в кабине пилотов в последние минуты их жизни:

Экипаж Як-130: 440 Отказ СДУ!

Диспетчер: 405, заходи на посадку!

Диспетчер: Прыгай! Прыгай!

Экипаж Як-130: Увожу в сторону!

Экипаж Як-130: Помоги, Господи! Прыгаем!

Разбившийся лейтенант Куконенко с детства мечтал стать летчиком

Никита Куконенко родился 18 сентября 1998 года. Его детство прошло в поселке Боровуха, что недалеко от Новополоцка, где базировалась вертолетная база. В семье разговоры были исключительно об авиации.

Никита окончил Полоцкое кадетское училище, затем поступил в Военную академию, на один из самых престижных факультетов — авиационный.

Его курс был экспериментальным: если раньше будущие пилоты изучали учебно-тренировочные Л-39, то Куконенко и его товарищи освоили и Як-130. Сначала с инструктором, а потом и самостоятельно.

«В конце учебы я очень уверенно себя чувствовал в самолете, спокойно знал, что делать», — рассказывал Никита.

Як-130 ему очень понравился: маневренный, скоростной, многофункциональный, между собой летчики этот самолет называют «летающий компьютер».

В сюжете лейтенант сказал, что поначалу думал, как сможет управлять этой машиной, а потом понял, что она многое может делать в воздухе. Никите нравилось чувство полета, свободы.

В планах на 2021 год было: доказать свое мастерство — стать летчиком третьего класса.

Никита Куконенко ушел из жизни в 22 года.

У погибшего в Барановичах майора Ничипорчика осталось трое детей

Майор Андрей Ничипорчик родился 17 октября 1987 года. Он пошел по стопам отца — военного летчика Владимира Ничипорчика — и отправился учиться в Военную академию Беларуси на авиационный факультет, который закончил в 2010 году.

Андрей Ничипорчик был летчиком первого класса, он мог выполнять боевые задачи днем и ночью в любых метеорологических условиях.

С 2016 года Ничипорчик работал инструктором, он готовил к полетам на Як-130 молодых пилотов, в том числе участвовал в выполнении сложного элемента летной подготовки - посадки на аэродромный участок дороги самолета Як-130.

Ничипорчик владел управлением таких самолетов, как Як-52, Л-39, Су-25, Як-130, был награжден медалью «За безупречную службу». Летчик не раз участвовал в воздушных парадах и демонстрационных полетах, а также в военных учениях в Беларуси и за рубежом.

Как отметили в пресс-службе Минобороны Беларуси, в авиабазе Ничипорчика знали как «терпеливого и внимательного инструктора, любящего небо и курсантов».

Андрей — многодетный отец, у него осталось трое детей. Военный летчик ушел из жизни в 33 года.

Истинная причина трагедии

По факту авиакатастрофы Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 465 УК (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

26 октября 2021 года СК прекратил предварительное расследование дела по крушению военного Як-130 в Барановичах в связи с отсутствием состава преступления.

Следователи вместе с комиссией Минобороны изучили все обстоятельства, допросили больше 100 человек, проанализировали переговоры летчиков и диспетчера, изучили эксплуатационную и техническую документацию самолета. Переговоры летчиков с диспетчером, видеозаписи произошедшего и заключения экспертиз еще раз были тщательно изучены.

Следователи пришли к выводу, что командир Як-130 Андрей Ничипорчик и летчик Никита Куконенка, а также те, кто обслуживал самолет и был ответственным за организацию полета, нарушений не допустили.

Так, причиной трагедии стал отказ системы управления самолетом.

Звание Героев Беларуси

Александр Лукашенко своим указом присвоил летчикам Андрею Ничипорчику и Никите Куконенко посмертно звание «Герой Беларуси».

Новые улицы в Барановичах будут носить имена погибших летчиков – Ничипорчика и Куконенко

Командир и летчик учебно-боевого авиационного звена учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы, которая дислоцируется в Лиде, удостоены высокого звания за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.

Александр Лукашенко лично вручал медали Героя Беларуси семьям погибших летчиков. Тогда президент признался, что дня него это мероприятие сложнее которого просто нет и поручил постоянно оказывать поддержку семьям ушедших Героев.

Память в честь летчиков

Забыть о случившемся никогда не позволит мемориал, установленный на месте падения самолета, а также разбитый рядом скверик. В Барановичах увековечили память пилотов: в честь летчиков установили памятный знак.

Автором идеи памятного знака стал майор Александр Чернышев, который служит в 61-й истребительной авиационной базе.

На лицевой стороне гранитной плиты нанесены имена героев, а на обратной — последняя расшифрованная фраза переговоров между летчиками:

Лейтенант: «Прыгаем?»

Майор: «Нет! Город под нами…»

Кроме того, именами Героев Беларуси майора Андрея Ничипорчика и лейтенанта Никиты Куконенко назовут новые улицы в Барановичах.

Речь идет о проектируемых улицах в Барановичах в квартале многоквартирной жилой застройки микрорайона «Анисимовичи-1».

Улицу № 1, которая свяжет улицы Жукова и Доменикана, назовут улица лейтенанта Куконенко (вулiца лейтэнанта Куканенкі — на белорусском языке).

Проектируемой улице № 11 (от проспекта Советского до улицы Домашевичской) присвоят имя майора Ничипорчика (маёра Нiчыпорчыка — на белорусском языке).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем