Меню

Мама, живу сейчас в вагоне! Истории музейных реликвий из Старых Дорог

Фото: предоставлены музеем

Стародорожский историко-этнографический музей входит в десятку самых интересных музеев Минской области. О наиболее выдающихся его экспонатах, посвященных Великой Отечественной войне, нам рассказала директор учреждения Наталья Бацылева.

Чемодан

— Вот этот деревянный чемодан нам передала дочка фронтовика, ее отец вернулся с ним домой с войны. В чемодане он держал личные вещи. Понятно, что там находились безопасная бритва, возможно, карандаши для записей и другие предметы. Котелки. Какую-то посуду бойцы носили обычно в вещмешке, — сообщила директор музея. — Кроме того, военные могли использовать чемодан в раскрытом виде, например, как письменный стол, чтобы написать на нем весточку домой или сесть за него перекусить, еще как-то его приспосабливали.

Планшет вожака

— Это еще одна личная вещь. Офицерская полевая сумка, принадлежавшая уроженцу деревни Подоресье Алексею Шубе. Он известная фигура в Беларуси, знаменитый наш земляк, — уточняет Наталья Бацылева.

Алексей Шуба был главврачом в Старых Дорогах и до нападения врагов на нашу землю работал хирургом. Продолжая медицинскую деятельность в районной больнице на оккупированной территории, он выдавал фальшивые справки с печатью для того, чтобы молодежь не угоняли в Германию (в документе указывалось, что у молодых людей якобы имеются инфекционные заболевания, которых очень боялись немцы). То есть, по сути, работал в подполье. Позже, в 1942 году, ушел в партизаны. Являясь представителем местного населения, которое ему доверяло и было с ним солидарно, Алексей Шуба сумел организовать партизанский отряд. Понятно, что у партизан были и ранения, и какие-то болезни — тут свои медицинские знания он и применял. Оперировал в полевых условиях. Потом отряд перерос в бригаду, состоявшую уже из шести отдельных отрядов. И Алексей Шуба стал командиром 100-й партизанской бригады имени С. М. Кирова, которая дислоцировалась во время Великой Отечественной войны на территории Стародорожского района.

— Жива дочь Алексея Шубы, мы с ней тесно общаемся. Более 10—15 лет назад она приезжала сюда и передала в дар музею этот планшет, который хранила долгое время, — добавляет директор музея.

После войны Алексей Шуба работал главным врачом первой клинической больницы в Минске. За время его руководства это медучреждение стало одной из лучших больниц не только в республике, но и во всем СССР. А бывший партизанский комбриг получил звание Героя Социалистического Труда. У главного входа в больницу установлена мемориальная доска в память о легендарном человеке.

Нагрудный знак «Ворошиловский стрелок»

Знаменитая 121-я стрелковая дивизия с первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях с врагом. Она обеспечивала оборону рубежа у реки Щары возле Слонима, сдерживала наступление немецких войск. Но под натиском противника дивизия вынуждена была отступить с примкнувшими к ней частями.

— С 6 по 12 августа 1941 года возле Старых Дорог дивизия попала в окружение превосходящих сил вермахта. С помощью местных жителей некоторые разрозненные группы наших солдат пробились — им удалось вынести из огня свое знамя. Благодаря этому дивизия сохранилась как боевая единица, потом она пополнилась новыми силами и впоследствии продолжила свой боевой путь, — говорит Наталья Бацылева.

Трагедия состоит в том, что леса возле Старых Дорог — это огромное безымянное кладбище. Мы знаем, что в районе сотни могил, которые давно сровнялись с землей. Однако со временем она выталкивает на поверхность, скажем так, раритеты и артефакты. При поисковых работах находят много личных вещей участников сражений, например ножнички, оружие. В Пасекской средней школе Стародорожского района есть немецкий тесак с мест этих боев. Сохранились красноармейские звездочки как память о 121-й дивизии и многое другое.

Ежегодно поисковики находят останки солдат 121-й и перезахоранивают их. К сожалению, все могилы — безымянные, потому что бойцы полегли в первые дни войны. Удалось установить лишь одну фамилию бойца — Сомов.

— На месте этих кровопролитных сражений в районе был найден знак «Ворошиловский стрелок» в довольно хорошем состоянии. Чей он — неизвестно, — говорит директор музея.

Письмо

— Здесь все можно почитать, эмоции хорошо заметны. «Мама, я живу сейчас в вагоне хорошо. Лучше, чем в Кирове…» Это уроженец деревни Пасеки Николай Журко написал письмо с фронта своей матери, — продолжает Наталья Бацылева.

Служил Николай в гвардейском стрелковом полку 50-й гвардейской дивизии. Получил медаль «За отвагу»: 15 января 1945 года гранатой убил пятерых немцев и одного взял в плен. К сожалению, храбрый боец погиб 17 января того же года и был похоронен в Восточной Пруссии.

Родственники солдата позже передали письмо в музей. Так его личная вещь получила новую жизнь, стала продолжением истории. Наряду с другими этот экспонат помогает посетителям музея больше узнать о тех сложных годах.

Черная шаль

Жительницу Старых Дорог судьба когда-то свела с вдовой военкома Анной Кудрявец. Уже на то время это была женщина преклонного возраста, но в абсолютно ясном сознании. Она рассказала о своем супруге. Сысой Григорьевич Кудрявец в Великую Отечественную был артиллеристом. В 1945 году вместе с долгожданной Победой из Берлина он привез в подарок своей невесте эту шаль, вязанную крючком. Девушка тогда жила в Мозыре. После возвращения жениха Анна Антоновна вышла за него замуж. С этого момента начался их общий путь — кадрового офицера и учительницы. Супруги побывали в разных уголках Советского Союза, в том числе в Приморье, где довелось служить Сысою Кудрявцу. Семья получилась крепкая, прочная, порядочная.

Надо сказать, что, еще будучи в Германии, офицер высылал оттуда одежду всем своим односельчанам. Вероятно, там распределяли какие-то вещи со складов, но вот домой вернулся лишь с одной этой шалью.

Нехитрый презент

Комментирует член Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь, доктор исторических наук, подполковник Александр Самович:

— Чтобы избежать кривотолков, стоит отметить следующее: то, что боец привез шаль в подарок из Германии, отнюдь не означало, что он привез родным и близким дорогостоящий трофей. Наша армия ведь приходила не для наживы в Европу, а для помощи, чтобы избавить порабощенные народы от коричневой чумы. До сих пор никто не может наших дедов упрекнуть в обратном. И среди европейцев нет ровно никакого возмущения по этому поводу. Благо и контролирующих органов в Советском Союзе было предостаточно, девиантное поведение в армии строго пресекалось.

Надо понимать, что офицеру выплачивалось денежное содержание и премии за уничтоженную в бою военную технику врага. То есть заслуженный боец, возвращаясь с войны домой через всю Европу, мог приобрести такой предмет обихода вполне законно (на рынке или с рук у населения за плату) в той же Венгрии, Румынии, Чехии и Польше. А возможно, эта шаль получена в знак благодарности от какой-то семьи, которую спас или накормил наш советский офицер.

Черный цвет шали не должен был смущать белорусскую девушку, потому что все-таки она войну прошла.

К сожалению, в моей коллекции старых фото белорусских красавиц с шалями, увы, не нашлось. И это лишний раз говорит о дефиците после войны данного предмета в женском гардеробе. Но сразу после ее окончания в Советском Союзе начался модный бум. В белорусских городах женщины носили такие потрясающие шляпки и пальто! Ведь не все же им в гимнастерках ходить — жажда жизни брала свое.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59