Музей в кино. Как прошла «Ночь музеев» в кинотеатрах Moon и «Центральный»
В ночь с 18 на 19 мая в Минске прошла акция «Ночь музеев». В этом году впервые в ней приняли участие кинотеатры. Расскажем вам, как прошел эксперимент и есть ли будущее у таких картин в белорусском прокате.
«Флоренция и Галерея Уффици», режиссер Лука Виотто, 2015 год
Свою «Ночь музеев» кинотеатр «Центральный» начал уже семнадцатого мая. За десять минут до начала сеанса на фильм, подобрать подходящие места было проблематично даже на втором ряду. Конечно, пятничный вечер всегда удачное время для показа фильма, но в фойе кинотеатра становится понятно – пятница не была решающим фактором, хоть и сыграла определенную роль.
Фильм начался с зелени холмов и деревьев, что на контрасте с городскими достопримечательностями выгодно подсветило последние в их грандиозности, созданной человеком. После красивой панорамы города нас переключают на Лоренцо Медичи в костюме-тройке с ярко-красным шарфом и лакированных ботинках. Не очень понятно, зачем включили исторический образ как отдельного героя, ведь в фильм есть закадровый голос и обойтись упоминанием о главе Флоренции было бы достаточно.
Игра Великолепного, к сожалению, выглядела комичной. В попытке уместить в роли биографические и личностные факты под маской поэтичности получился скорее образ из домашнего театра, а не масштабная фигура знаменитого покровителя искусств. Возможно, авторы стремились сделать фильм более художественным, включаю туда актерскую игру, но на деле отвлекали внимания от Флоренции и Галереи Уффици.
Создатели фильма не смогли определиться с целями: показать красоты Флоренции, возвеличить Медичи, дать анализ произведений искусства в галереи Уффици? Авторы хотели всего по чуть-чуть, а вышло по чуть-чуть ни о чем. Все ограничилось общими фактами: купол Санта Мария дель Фьоре был возведен без лесов, на картине Сандро Боттичели «Весна» 138 видов растений, высота скульптуры Микеланджело Буонарроти «Давид» 4 метра, в глазах «Медузы» Караваджо – ужас. Этот фильм стоит воспринимать скорее как введение, а не самостоятельное произведение.
«Музей Прадо: коллекция чудес», режиссер Валерия Паризи, 2019 год
Второй фильм из кинопутешествия по мировым хранилищам искусства шел в кинотеатре Moon. У автора фильма получилось показать музей как часть идентичности жителей Мадрида. Здесь Марина Саура, дочка художника и писателя Антонио Саура, рассказывает, как папа водил их с сестрами в музей каждые выходные. Ее первые детские эмоции и смешные разочарования, которые прошли с ней через года, во многом влияют на нее и теперь.
Последовательное, историческое повествование создания музея сопряжено с рассказами его сотрудников. Они говорят о важности реставрации и сохранности произведений, чтении картин как исторических фрагментов и о своих чувствах. Плавные переходы, тематические блоки и бытовые вставки подводят к общему знаменателю – притяжению к искусству.
«Тени Гойи», режиссер Хосе Луис Лопес-Линарес, 2022 год
Заключительная картина в этом списке с участием сценариста Жан-Клода Каррьера собрала полный зал в Moon. Фильм сделан так, что дистанция между зрителем и рассказчиком как бы стерта и дает нам возможность побыть внутри сюжета. Каррьер пускает нас в свой мир, чтобы вместе попытаться открыть мир Франсиско Гойи. Сюжет не акцентирован на биографической составляющей, его цель — эмоционально раскрыть двух героев. Одного через собственные картины, другого — через их влияние на него. Режиссер оценивает художника с почтительностью, но без чрезмерного поклонения. Анализ творчества Гойи воспроизведен, как диалог, цель, которого — разговор, а не вывод общих тезисов. Картина получилась по-настоящему целостным документальным произведением.
«Ночь музеев» показала, что интерес у жителей города Минска к такого рода документальным картинам есть, вероятно это означает, что в прокате их будет больше, а программа у кинотеатров будет более разнообразной.
Ксения Дедюля