Электромеханик по лифтам рассказал о профессии, застревающих пассажирах и любимых внуках

Электромеханик по лифтам рассказал о профессии, застревающих пассажирах и любимых внуках
Фото: Светлана Курейчик

Ранее утро — и мы на проходной Молодечненского комбината хлебопродуктов. Записав наши имена, охранник на всякий случай уточняет, к кому пришли. «К старожилу дяде Лёне!» — отвечаем хором. Больше ничего объяснять не нужно:64-летнего Леонида Козака на комбинате знают все. Ведь больше 35 лет он обслуживает здесь лифты (считай, самый популярный вид транспорта в мире). А общий стаж работы на предприятии у него — 44 года.

Первый белорусский лифт

Леонид Козак встречает нас на территории комбината, предлагает пройти в комнату отдыха. Мол, там удобнее общаться. Мы ни в какую: просим показать «мозг» и «сердце» лифта, те самые механизмы, рычаги, счетчики, которые приводят в движение многокилограммовую махину, грозу всех клаустрофобов.

Специальность электромеханика по ремонту и обслуживанию лифтов называют профессией будущего, что справедливо. Количество небоскребов из года в год растет, но без специально обученных специалистов лифты в высотках работать не будут.

— Хотите в машинное помещение, куда посторонним вход строго воспрещен? — улыбается дядя Лёня. Но все-таки делает для нас исключение и соглашается провести туда.

Пока идем, наш герой вкратце рассказывает о себе. Родился на Вилейщине в простой семье сельских тружеников. В 16 лет получил первое официальное место работы — заведовал библиотекой и сельским клубом.

— Потом служил, отдавал долг Родине, — говорит Леонид Козак. — Тогда не пойти в армию считалось чем-то позорным: как ты можешь считаться настоящим мужчиной, если не сумеешь защитить свою страну, свою семью? После службы попал на Молодечненский комбинат хлебопродуктов. Здесь как раз требовался человек по обеспечению связи, ремонту средств связи. Моя специальность подходила.

Свою работу Леонид Казак знал на отлично. По его словам, в армии научили обращаться с самой разной аппаратурой. Так что свободного времени оставалось много. Дядя Лёня не тратил его впустую: наблюдал, как работают электромонтеры:

— Хотелось узнать что-то новое, опять же ребятам помочь. Руководство завода, видя такое мое рвение, предложило пройти курсы по специальности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Но дяде Лёне и этого показалось мало. Через пару месяцев в его арсенале появилась корочка электромеханика по ремонту и обслуживанию лифтов.

— Тогда на курсах давали очень большой объем информации, учили основательно. Грузовые и пассажирские лифты, грузоподъемные машины производства Финляндии, Италии, России мог обслуживать любой. На нашем заводе тогда стояли в основном сибирские лифты. Хорошие делали на заводе в Спитаке, Армения. Но после страшного землетрясения 1988 года весь город превратился в руины. И поставки лифтов оттуда прекратились. Зато с 1979 года на комбинате стоял первый белорусский лифт из Могилева. Теперь с «белорусами» только и работаем: хорошие лифты, качественные.

«Прочитать» ошибку и устранить ее

Вслед за Леонидом Козаком поднимаемся в машинное помещение. В центре небольшой комнаты — шкафчик, утыканный десятками лампочек. Одни светятся красными огоньками, другие — желтыми, третьи — синими. Проводов столько, что ими, кажется, можно проложить путь от Молодечно до Минска и обратно. Переключателей поменьше, всего штук 10, но и в них несведущий человек запутается на раз-два! А тут еще энное количество пускателей, плат, реле…

Именно этот «шкафчик» (если быть точным — пульт управления) и есть сердце лифта. В данном случае — грузового. Сюда дядя Лёня приходит, если, скажем, резко остановилась кабина лифта. По мигающим лампочкам, положению рычажков наш герой определяет причину неисправности. У каждой ошибки есть свой код. Чтобы было проще ориентироваться, все эти коды нанесены прямо на створки дверей.

— Если, к примеру, лифт остановился из-за перегрузки, моя первоочередная задача — освободить человека, находящегося в кабине. Сам я это сделать не могу, поэтому в помощь еще 2 лифтера, — рассказывает дядя Лёня. — Один идет к двери лифта. Надо ведь предупредить застрявшего человека, что площадку кабины будут выравнивать, чтобы открыть дверь.

Но основные мероприятия «по доставанию» пассажира из застрявшего лифта происходят в машинном помещении лифта. Здесь работают два человека. Все обесточив, они вручную перемещают кабину с помощью маховика электродвигателя. Когда кабина, застрявшая между этажами, остановится в нужной точке, можно вручную открывать двери шахты и кабины, чтобы выпустить «заложника».

— На все про все уходит минут пять-семь. Потом начинаются ремонтные работы, проверка исправности лифта и сдача в его эксплуатацию.

Наш герой уверяет: серьезные поломки лифтов (такие, чтобы застревали люди) случаются крайне редко. Чаще всего это просто технические сбои.

— У нас один грузовой и четыре пассажирских лифта, работают они исправно. Во время заготовки зерна пассажирские лифты особенно нарасхват, а вот востребованность грузового зависит от загруженности склада. Большой разницы в обслуживании лифтов нет. Пульты управления идентичные, разве что грузоподъемность разная. У пассажирского — 400 кг, у грузового — 3200 кг.

Богатый дедушка

В коллективе Молодечненского комбината хлебопродуктов вряд ли много работников, чей трудовой стаж перевалил за 40 лет. Леонид Козак как раз из таких незаменимых аксакалов. Хотя нашему герою не очень нравится подобное определение. Говорит, он «просто универсальный специалист».

— У нас всегда было принято: один человек в бригаде может заменить другого. Мой рабочий день начинается 8 утра. Конечно, прихожу на минут 20 раньше. Есть график планово-профилактических работ, где расписано, какого числа я должен проверять состояние лифтов. Но ведь это не каждый день делаешь. Обычно я работаю по вызовам плюс выполняю обязанности лифтера, обслуживаю линии связи. Специальностей у меня много: в свое время даже обучился на водителя электропогрузчика…

Поговорили с дядей Лёней и о личном. Как только коснулась темы семьи, он сразу заулыбался:

— Я богатый дедушка, ведь у меня пять внуков! Дочка за такой пятикратный подвиг орден Матери получила. Горжусь ею! Жаль, что супруга не дожила до этого момента, не радуется вместе со мной за нашу девочку…

В свободное время Леонид Козак отдыхает на природе, рыбачит. А еще у него есть питомец, собака, с которой он любит изучать новые места Молодечно. Как-то раз, отправляясь на прогулку, оба застряли в лифте. Дядя Лёня не испугался: человек бывалый, а вот его любимец от страха, наверное, постарел на несколько лет.

— Пришлось его успокаивать. Старался, как мог, приободрить. Дескать, это все ненадолго, нас скоро вытащат… Но как только двери открылись, мой пес пулей выскочил из лифта и побежал на улицу. Теперь предпочитает ходить по лестнице, — смеется Леонид Козак.

В 1979 году на Молодечненском комбинате хлебопродуктов установили первый белорусский лифт. По своим техническим характеристикам он нисколько не уступал российским и армянским аналогам.

Напоследок поинтересовалась о планах на будущее. Все-таки пять внуков — наверняка хочется больше времени проводить с ними.

— Почти 45 лет на одном предприятии, это ведь целая жизнь. Уже не представляю себя без комбината, как и его без меня. Я здесь свой человек: настоящий мамонт нашей электромеханической службы. А через пару лет, если здоровье не подведет, стану динозавром! — в шутку говорит дядя Лёня. — Я рабочий человек и, пока могу, буду трудиться. Отдохнуть еще успею!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59