С кислородом за спиной и огнем перед собой: провели «Один день с МЧС» в Борисове

Что мы знаем о спасателях? Они приезжают по вызову, тушат пожары, помогают при авариях. Все верно. Но за этим — тонны стали, десятки килограммов на плечах, минуты на принятие решений и атмосфера, в которой дышать невозможно. Корреспондент «МП» проверил это на себе, прожив один день в роли спасателя на практико-ориентированном семинаре «Один день с МЧС».



Перед началом прохождения всех испытаний помощник министра – пресс-секретарь МЧС Евгений Барановский отметил:
— Самая главная цель этого мероприятия — объединить всех журналистов, блогеров, лидеров, людей, которые сегодня формируют свои смыслы, доносят ценности до широкой аудитории, рассказать им о том вкладе, который делает государство в обеспечение безопасности. Министерство по чрезвычайным ситуациям, по сути, олицетворяет систему безопасности в чрезвычайных ситуациях в целом. И через призму погружения вас, журналистов и блогеров, в профессию спасателя, мы хотим, чтобы вы прочувствовали заботу государства о каждом человеке».




Первое, с чего начался день — перелет на вертолете Ми-26 — крупнейшем в мире выпускаемом транспортном самолете, в Борисов, на филиал «Института профессионального образования» Университета гражданской защиты МЧС.




Наш путь начался обучение первой помощи. Звучит просто: проверил пульс, наложил жгут, сделал массаж сердца, но на деле все иначе. Когда ты должен действовать быстро, точно и не теряя самообладания — всплывает реальность: большинство из нас просто не готово к экстренной ситуации. Это я поняла еще, попробовав сделать искусственное дыхание на манекене, при этом правильно не запрокинув голову и не подавая нужное количество воздуха. Спустя несколько попыток все получилось. На тренировке каждый из нас понял, насколько легко растеряться. Манекен с клинической смертью вызывает не меньше адреналина, чем реальный человек.





Инструменты спасения — и силы
Дальше — тяжелая техника. Пожарные рукава, гидравлический инструмент, который в силах разжать дверь смятого автомобиля, альпинистское снаряжение. Каждая демонстрация сопровождалась практикой.э







Работа с инструментом дала четкое понимание: спасатель должен быть не только с хорошей физической подготовкой, он должен быть техничным, собранным и абсолютно точным. Пара секунд — и вытащен пострадавший, или промедление, и последствия непоправимы.

Дымокамера: момент истины
Самым напряженным и запоминающимся этапом стала «Дымокамера» — специализированный тренировочный комплекс, созданный для отработки спасательных операций в условиях сильного задымления.


Мы надели дыхательные аппараты, которые сами по себе тяжелые и неудобные, и шагнули в туннель. Видимость — нулевая, ориентир — только голос инструктора и ощущение бетона под руками.






Там, внутри, начинается настоящая борьба: с паникой, с дезориентацией, с собственными рефлексами. Я вдруг понял, как уязвим человек в этих условиях и насколько мужественными и собранными должны быть спасатели, которые работают в таком аду каждый день.
Промышленный альпинизм и высота без права на ошибку
Не менее впечатляющей была альпинистская площадка. Нас обучали навыкам промышленного подъема и спуска — тому, что используют при эвакуации с высоты или подъеме в здание при пожаре.



Каждое движение проверено, каждое закрепление — под контролем. Там нельзя спешить, но и медлить нельзя. Там нет второго шанса — как и в реальной ситуации.
Управлять дроном? Легко (почти)
Еще одна площадка, которая стала настоящим открытием — это управление беспилотными летательными аппаратами. Беспилотные летательные комплексы в работе спасателей действительно важнейший инструмент: с воздуха можно за секунды оценить масштаб пожара, затопления, обрушения, найти людей, до которых на земле просто не добраться.





Самое удивительное — нам не только рассказали, но и дали попробовать. Мы попробовали отправить дрон выше облаков, и он справился.



Побывали там, где тренируются бортпроводники
Но самый кинематографичный момент — это аварийная ситуация на борту самолета. Мы оказались внутри настоящего самолета, где отрабатываются действия бортпроводников при ЧП. Свет погас, задымление, раздался сигнал, началась «эвакуация». Также каждый участник мог попробовать открыть дверь самолета, которая, весит достаточно, чтобы начать восхищаться силой белорусских стюардесс.






За каждой операцией спасателей МЧС стоит огромный труд, подготовка, дисциплина и невероятная физическая и психологическая выносливость. Это не просто профессия, это образ жизни. Спокойный голос в дыму, сильные руки в холодной воде и уверенный шаг туда, где другим страшно. И если хотя бы часть того, чему нас научили, поможет однажды спасти чью-то жизнь — значит, этот день прожит не зря.







Рекомендуем

