Мобильных операторов в Беларуси нужно поставить на контроль? Чем недовольны пользователи
Мобильный оператор А1 получил весьма серьезный штраф — 83,7 миллиона рублей. Это произошло еще в июне, но информация получила широкую огласку лишь несколько дней назад. А1 пытался добиться отмены решения. Но на сегодняшний день из трех возможных апелляционных инстанций две оставили штраф без изменений. За что наложен штраф? Подробности пока не раскрываются, но известно, что в мае МАРТ обвинил оператора мобильной связи в нарушении механизма ценообразования, так как А1 не предоставил экономические расчеты, подтверждающие установленные тарифы. А в июне была проведена контрольная проверка.
Полностью поддерживаю жесткую позицию МАРТа, но считаю, что подобные меры ко всем мобильным операторам нужно было принимать даже не вчера, а с того дня, как они начали работу в Беларуси. Скажу честно — излишняя лояльность в отношении операторов мобильной связи возмущала многих граждан.
Начнем с основы. То есть с договоров. Уверен, процентов 90 пользователей мобильной связи или не читали их вовсе, или бегло пробегали глазами. Это несколько страниц какого-то нудного текста, шрифт мелкий, пожилым людям вообще сложно это читать. Именно на такую реакцию людей эти громоздкие договора и рассчитаны. А ведь суть их можно уместить в десяти пунктах максимум. Поэтому в этих договорах изначально может быть что-то заложено против вас. И это так и есть. У компании-оператора там тысяча прав, у вас же множество обязанностей. И никаких гарантий качества обслуживания.
Приведу примеры недобросовестной работы мобильных операторов из моей практики. Года полтора пользовался услугами оператора Life. Закончилась моя история взаимоотношений с этой компанией неприятным инцидентом. Периодически связь стала блокироваться. Звоню в колл-центр оператора, мне отвечают, что меня отключил робот, потому что заподозрил, что мой телефон попал в руки злоумышленников. Какой интересный робот! Хочет, наверное, принять участие в «Битве экстрасенсов». Но вот ясновидящий из него никакой. Через неделю ситуация повторилась. Я попросил оградить меня от внимания настырного робота, но мне отказали, сославшись на пользовательское соглашение. В итоге еще через неделю я попал в крайне неприятную ситуацию. На даче, в 30 километрах от Минска неугомонный робот вновь меня отключил от связи. Я позвонил оператору от соседа, но в колл-центре мне отказали в подключении, так как я не смог сообщить паспортные данные. Паспорт я не брал на дачу. В итоге мне пришлось ехать в Минск и со скандалом восстанавливать связь.
Компания А1 разочаровала с первых минут. При подключении я поставил жесткое условие — никакой рассылки, тем более платной. Милая девушка кивнула головой и сказала, что это просто, мне нужно только отреагировать на смс каким-то кодом. Я все сделал, как она сказала. Когда вышел на улицу, мне пришло сообщение, что я подключен на всевозможные услуги, а с моего счета списаны за это почти все деньги. Вернулся в пункт подключения. Девица рассмеялась мне в лицо, сказала, поняла, что я хочу, наоборот, подключить все рассылки. Откровенное издевательство. В итоге после нескольких дней скандалов мне удалось избавиться от навязчивого сервиса. Но и после этого меня через месяца два подключили на некий сервис эротической информации «Максим». Оказывается, чтобы отказаться, я должен был ответить на какую-то смс. Хочу сказать, что смс я почти не читаю. И не обязан это делать.
В МТС приблизительно по той же схеме мою мать, которая уже почти 20 лет на пенсии, подключили на платный сервис поиска вакансий по Минску. Это откровенное издевательство. И ежемесячно со счета списывались за это деньги.
Куда обращаться в таких ситуациях? В милиции вас встретят, если придете с таким вопросом, с ухмылкой. Общества защиты прав потребителей вряд ли помогут. Считаю, что окончательно разобраться с этим может и должен только МАРТ. Там, кстати, есть целое управление по защите прав потребителей. Очень хорошо, что министерство наконец-то проявило жесткость в отношении одного из операторов. Но это должны быть не разовые акции, а системная работа, направленная, прежде всего, на защиту интересов наших граждан.