Будет ли третья Карабахская война?

Поступают сообщения о начале вооруженными силами Азербайджана «антитеррористических мероприятий» в Нагорном Карабахе. Ведутся артиллерийские обстрелы столицы НКР, а со стороны Баку выдвинут ультиматум: «Единственным путем к миру в регионе является полный вывод армянских военных из Карабаха и роспуск режима в Степанакерте». В Армении в ответ заявили, что в Карабахе нет их регулярных формирований.
Пока что ситуация напоминает информационную операцию, политическое давление. Это ответ на выборы, которые недавно прошли в непризнанной республике, а также на приглашение в Армению американского контингента. Баку таким образом показывает свое недовольство. Косвенно об этом говорит большое количество старых видеоматериалов, которые вброшены в сеть.

Вместе с тем, момент для обострения выбран максимально удачно, потому что у Армении, мягко говоря, прохладные отношения с ОДКБ и результат нынешнего конфликта может быть использован Пашиняном как предлог для выхода из организации. Это уже будет большой победой Азербайджана, потому что я лично не верю, что США или Франция смогут обеспечить Еревану какие-то гарантии вместо РФ и пойдут на боевые действия с членом НАТО, это такая сказка для взрослых.
А вот с точки зрения Никола Пашиняна первоочередную роль играет логика политической борьбы. Карабах является для него оппозиционным и проблемным регионом, и его «уход» в Азербайджан, наоборот, стабилизирует внутреннюю ситуацию в Армении с точки зрения выборов, хотя формально это будет военное поражение. Поэтому Ереван ведет себя непоследовательно в отношении НКР — например, в апреле было заявлено о том, что регион может быть включен в состав Азербайджана как автономная единица. Хотя в Баку сейчас не хотят предоставлять области даже автономию, а настаивают уже на полном вхождении в состав и показывают, что якобы это вот-вот может быть сделано военным путем.

Однако если Карабах все-таки сдадут, дальнейший сценарий для Пашиняна — это боевые действия уже не в Карабахе, а на границах Армении, за так называемый Зангезурский коридор. Здесь уже будут нарушены стратегические интересы Ирана и России, так как будет потерян контроль сухопутной трассы из Армении в Иран — и это может разжечь большую войну в регионе. Вряд ли Баку решится на такой шаг — с точки зрения Азербайджана, логично было бы получить весь Карабах (а не его часть) в обмен на отказ от претензий на Зангезурский коридор. Скорее всего, в этой логике Баку сейчас и движется, потому что идут их закрытые контакты с РФ.

Нужно ли понимать ситуацию так, что «все пропало», потому что «Россия ничего не сделает»? Проигрыш Армении в Карабахской войне 2020 года имеет крайне негативные последствия для Ирана, так как он получил у северных границ территорию с огромным турецким влиянием. Потенциально там могут усилиться позиции Израиля и НАТО, а также встанет вопрос о протурецких сирийских формированиях. И, несмотря на то, что эксперты любят рассуждать о слабости России и ее неспособности защитить интересы Армении, существует мощнейший фактор Ирана, который не позволит балансу в регионе резко измениться и не допустит стратегического военного разгрома. В Москве это хорошо понимают, и поэтому прохладные отношения с Ереваном Кремль не сильно тревожат. В целом по Южному Кавказу там преобладает позиция: «Закончим с Украиной, а потом все вернем».
Другой вопрос, что из-за СВО и договоренностей с Турцией Россия изначально ограничена в своих действиях в Армении. Баку будет использовать это в своих интересах, создавая реальные и ложные инфоповоды и расшатывая, таким образом, внутреннюю обстановку в Армении. Как ни удивительно, но именно от действий Баку сегодня зависит устойчивость власти в Ереване. И в Баку умело на этом играют, смягчая или наоборот обостряя ситуацию в Карабахе, если переговорный процесс заходит в тупик или идет не в их интересах.
Если говорить о прогнозах, то пока правящие политические группы в Армении ориентируются на Францию и США, Россия не будет предпринимать никаких военных шагов для их защиты. В свою очередь, РФ не имеет сил и для продвижения каких-то «своих» групп внутри Армении, что показали прошлые выборы. Поэтому внутренняя ситуация с 2020 года практически никак не поменялась в лучшую сторону. Это не первое обострение, и они будут продолжаться.
Рекомендуем





