«На другом берегу»: премьера правды
Беларусь — это сердце Европы. А будем еще и разумом. Недолго ждать осталось. Главное, чтобы нас не разбросали по разным берегам. Если подожжем свою хату — будет пепелище, а нация наша разлетится как искры.
А сейчас «картинка» действительно европейская. Вечерняя Немига. Суета предвыходных дней. Уличная музыка. Торговые центры полны как улей пчел. К хорошему быстро привыкаешь. Главное, не забывать, что у соседей другое.
Помните, как часто определенная часть общества подчеркивала: Беларусь — это другое. Правы. Другое. Но не стоит забывать, благодаря кому. А еще опасно забывать прошлое, иначе можно потерять будущее.
На большой экран вышла новая лента. Фильм-колокол. Будит нас, развевает морок незнания. На большом экране большого торгового центра — кадры из фильма «На другом берегу». Если спуститься туда, к событиям нашей истории почти столетней давности, откроем для себя много удивительного. Да, мы с колен от привычного «холоп» поднялись до наших сегодняшних вершин — быть хозяином на своей земле.
Премьера правды
Правильно, что в Доме кино на премьерный показ еще днем собрали столичных школьников. Взрослых тоже хватало. Но на этом сеансе именно школьники были главным зрителями. И критиками. Правильно, это надо не чиновникам, экспертам и культурологам. Это надо, прежде всего, молодежи. А молодежь беззаботно осваивала пространство кинематографа. Толпилась у стендов с реквизитом фильма: пацаны разглядывали выхолощенное оружие, девушки крутились у выставки одежды. Персонификация истории, погружение в артефакты — только так сейчас во время пресыщенности информации и эмоций можно перехватить внимание к правде. Но большинство зрителей все же пошло на «абордаж» буфета. Наших детей приучили: кино это не для раздумий, кино — это для развлечений. А компания самых бойких ребят подошла и пожаловалась мне, что школьный обед был невкусным.
Но действительно горькое их ждало впереди. Если вначале еще ребята хихикали, сначала их потешили экспертные мнения перед началом фильма, затем сцена «среднего» флирта. Но потом — все. Даже самые гордые школьные хулиганы затихли. Это была премьера правды. Исторической правды. Позже, обсуждая с коллегой ленту, она призналась, ее ребенок удивился: «А что, мы и под польской оккупацией были?» Были. Еще как были. И били нас. Ох, как лупцевали!
Холопам не нужна вера. Хлопам нужна плетка
Учителя указкой по детским рукам — за свойский язык на перемене, полицейские осадники плеткой взрослых по лицу — за желание молиться. И это в католической Польше! Много сказано, как храмы рушили Советы. Было? Было! Но кто из нас знает, что «западенцам» за службы в своих храмах надо было платить налог польским властям. Причем немалые деньги. Большие. Холопам не нужна вера. Хлопам нужна плетка.
Без голливудского экшена, зато в классическом исполнении. С подробностями и деталями. С настроением. Просто и со вкусом. Мурашки по коже бегали. Классический почерк выбрал режиссер картины Андрей Хрулев. Это не бизнес-проект. Это художественно воплощенная правда. Съемочная группа честной осталась до конца. На роль не звали топов, смазливые лица и такие же души. В титрах вы не увидите известных имен, тех, кто на другом берегу.
А персонажи вышли яркие, запоминающиеся, настоящие. При всем этом без гротеска. Обычные люди. Боязливые, изворотливые, хитрые, идейные. Как в жизни. Разные.
Жаль больше всего Руслана Чернецкого. Нашего заслуженного артиста и патриота. А играть ему пришлось злодея. Талантливого злого гения. Столичного следователя дефензивы. Хорош в роли! Сыграл так, что я забыл, что это наш прогосударственный человек. На экране я его ненавидел. Может, это генная память?
А вот батюшка получился какой-то уж боязливый, что ли. Актер признался, что ему для этой роли ломать себя не пришлось. Сыграл свой внутренний мир. А после слов про то, что ХХ век многие народы разделил, немцев, например, мне захотелось убрать от собеседника микрофон. Скорее всего, человек он хороший, говоря по-белорусски «лагодны», но неприлично интеллигентен. До боязливости.
Не такую ли толерантность в нас воспитывали наши партнеры по континенту? И тогда в фильме, и сейчас в реальности. Должны выбить из национального характера желание коситься и жить с оглядкой на другие народы. Хватит уже этого — «паночки». И один из главных героев — он такой. «Своих не бросаем», — залихватски подчеркнет в мини-интервью богатырского роста новый руководитель «Беларусфильма». Видимо, таким и должен быть начальник национальной киностудии. Сказал — сделали.
Повторить фурор «Белых Рос». Их снимали в Гродно. Родом из Гродно и новый топ менеджер Национальной киностудии. Снимали «Белые Росы» не при нем. Но эту планку правды и классики держать именно ему — Юрию Алексею.
Река истории тянет в круговорот событий
В среде прожженных кинематографистов принято говорить: «Это кино про нас». Так есть. Наши исторические гештальты. А еще про нас нынешних. Приблизительная реплика из фильма:
— У тебя поляки Родину отняли, а ты на них батрачишь.
— Где платят, там и хорошо!
Современники, никого не напоминает? Подскажу. Тех, кто привык ездить на закупы, привык к карте поляка в кармане, и там же с дулей к родной стране. Линий «прошлое — настоящее» много. Вот еще одна на поверхности — филигранная работа дефензивы по информационной дискредитации. Тогда в руках польского политического сыска были «газеты Европы» — сейчас целый арсенал «свободных» европейских СМИ, а еще фабрики фейков и технологии манипулирования.
А кино? Наше кино — вакцинация от лжи. И дело не только в соломенных хатах, аутентичности локаций. Их искали по всей стране — сокрушается режиссер картины. Нынешняя Беларусь слишком «вылизана». Дело ведь в правдивости локаций.
Сильный режиссерский ход: на экране, как и тогда на карте, прямо здесь наши названия меняли с русского на польский манер, со славянского — на латинский язык. Psia kryŭ на любом языке звучит оскорбительно. А тогда писалась не lacinkaj, а плеткой на спине.
Так символично, но в эти дни пришла новость. К концу года на указателях останутся только государственные языки — белорусский и русский. Названия латинскими буквами будут убраны с указателей на улицах и дорогах Беларуси, заявил в четверг руководитель Администрации президента Игорь Сергеенко. По его словам, соответствующее поручение Совмину дал Глава государства Александр Лукашенко. Предполагается исключить применение латиницы в наименовании топографических объектов и улиц, а использовать только государственные языки — белорусский и русский. Газета «Минская правда» единственная согласилась опубликовать вот эту статью.
Против ветра сложно идти. Плыть против течения. Нашим предкам это удавалось. В жизни. Про это и кино. Символичной локацией через всю ленту проходит, вернее протекает, река. Аллегория — река истории. В фильме — это пограничная река. Неман. За него выдана Ислочь. Хотя много воды уже утекло, но снова это относится к сегодняшней повестке. Снова геополитический круговорот, снова бурлят в головах идеи междуречья. Снова пытаются мутить воду Буга. Мы пытаемся наводить мосты (сколько предложений в последние недели озвучено Президентом), а они путают берега. Но уже тщетно. Белорусы теперь на одном берегу.