Как родилась советская гвардия: Ельнинская операция и первые дивизии

18 сентября 1941 года приказом Народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина за массовый героизм, мужество личного состава и боевое мастерство были переименованы в гвардейские советские дивизии, наиболее отличившиеся в сражении за Ельню. Это были: 100-я стрелковая дивизия генерал-майора И.Н. Руссиянова, которая стала 1-й гвардейской, 127-я стрелковая дивизия полковника А.3. Акименко — 2-й гвардейской, 153-я стрелковая дивизия генерал-майора П.А. Гагена — 3-й гвардейской и 161-я стрелковая дивизия полковника П.Ф. Москвитина — 4-й гвардейской стрелковой дивизией. Так по итогам Ельнинской наступательной операции, которая укрепила надежду и веру в победу в войне против сильного врага, и родилась, в огне и крови, советская гвардия, начавшая свой славный путь к Великой Победе.
В том же, 1941 году, по предложению Наркома общего машиностроения Петра Паршина, гвардейским стал реактивный миномётный полк, вооружённый «Катюшами» БМ-13, и началось формирование еще 8 полков, вооруженных БМ-8 и БМ-13. Надо сказать, что предложение Наркома Паршина понравилось Иосифу Сталину, как Верховному Главнокомандующему, и с этого времени всю реактивную артиллерию назвали «гвардейской». А гвардейские минометные части выделили из состава и подчинения Главного артиллерийского управления Красной Армии. Командующим гвардейскими минометными частями был назначен военинженер 1-го ранга В. В. Аборенков, и он получил статус заместителя Народного комиссара обороны СССР, то есть подчинялся непосредственно Ставке.

К концу 1941 года в составе советской гвардии уже было: 9 стрелковых дивизий, 3 кавалерийских корпуса, танковая бригада, части реактивной артиллерии и шесть авиационных полков.
Первым авиационным полком, удостоенным звания гвардейского, стал 41-й истребительный авиационный полк (впоследствии — 7-й гвардейский), который получил это звание в сентябре 1941 года за мужество и героизм, проявленные в боях под той же Ельней.
1-й гвардейской танковой бригадой в составе Красной Армии в ноябре 1941 года стала 4-я танковая бригада Михаила Катукова, которая отличилась в боях под Орлом и Мценском.
В 1942 году гвардейскими удостоились быть части Военно-Морского Флота, а также в составе ПВО страны, многих видов артиллерии. Так, первой на Флоте гвардейского звания 5 января 1942 года была удостоена 71-я морская стрелковая бригада под командованием полковника Я. П. Безверхова.
Воинским формированиям, удостоенных звания гвардейских, вручалось гвардейское Красное Знамя, а личному составу — гвардейский нагрудный знак. Знаки гвардейской доблести были учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года.

Тем же Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года для военнослужащих частей и соединений Красной Армии, удостоенных гвардейского звания, устанавливались особые отличительные звания «гвардии красноармеец», «гвардии полковник» и т.д.
Личному составу гвардейских частей и соединений выплачивался повышенный оклад денежного содержания: начальствующему составу — полуторный, а рядовому — двойной.
Вручение гвардейского Красного Знамени в годы Великой Отечественной войны было знаменательным событием в жизни каждой части, соединения и объединения. Для вручения гвардейского Красного Знамени в торжественной обстановке выстраивался весь личный состав части, соединения.
В связи с появлением в 1942-1943 годах большого количества гвардейских корпусов и даже армий, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1943 года были учреждены специальные Красные 3намена для корпусов и армий.
В положении о Красных Знаменах для гвардейских армий и корпусов, утвержденном Президиумом Верховного Совета СССР 11 июня 1943 года, указывалось: «Гвардейское Красное Знамя обязывает весь личный состав гвардейских армий и корпусов быть образцом для всех других частей и соединений Красной Армии… При утрате гвардейского Знамени вследствие неорганизованности, малодушия и неустойчивости в бою, командный состав, виновный в таком позоре, подлежит суду Военного Трибунала, а армия или корпус лишаются гвардейского звания и подлежат переформированию».

В операциях 1943–1945 годов именно гвардейские объединения и соединения, как правило, действовали на решающих направлениях. Особо важную роль играли гвардейские танковые армии, которые применялись советским Верховным Главнокомандованием для стремительного развития оперативного успеха в глубине обороны противника. Директива Ставки Верховного Главнокомандования от 18 апреля 1943 года «Об использовании гвардейских соединений в наступательных и оборонительных операциях» требовала от Командующих войсками фронтов гвардейские соединения (гвардейские стрелковые корпуса, гвардейские армии), состоящие из наиболее опытных и устойчивых войск, держать, как правило, в резерве или во 2-м эшелоне, и использовать их в наступательной операции для прорыва на направлении главного удара, а в оборонительной операции – для контрудара.
В конце Великой Отечественной войны советская гвардия насчитывала свыше 4500 частей, кораблей и объединений, в том числе: 11 общевойсковых и 6 танковых армий, конно-механизированную группу; 40 стрелковых, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов; 117 стрелковых, 9 воздушно-десантных, 17 кавалерийских, 6 артиллерийских, 53 авиационные и 6 зенитно-артиллерийских дивизий, 7 дивизий реактивной артиллерии; 13 мотострелковых, 3 воздушно-десантных, 66 танковых, 28 механизированных, 3 самоходных артиллерийских, 64 артиллерийских, 284 авиационных полка, укреплённый район; одна миномётная, 11 истребительно-противотанковых, 40 бригад реактивной артиллерии, железнодорожная, 6 инженерных бригад; 86 флотских формирований, в том числе 18 боевых надводных кораблей, 16 подводных лодок; многие части различных родов войск и специальных войск.
Боевой опыт, воинское мастерство, дисциплина, героизм и организованность советской гвардии служили образцом для всех Вооруженных Сил Советского Союза.
Рекомендуем


